укр
Олег Волошин
Берега Междуморья
Главная Новости экономики Новости экономики
9 Сентября 2016, 07:52  Версия для печати  Отправить другу
×
Без России, но с Китаем: для кого "Антонов" будет строить самолеты http://www.segodnya.ua/img/article/7499/14_main.png http://www.segodnya.ua/img/article/7499/14_tn.png Экономика ГП "Антонов" и китайская компания AICC намерены построить второй экземпляр Ан-225 "Мрия"
Строить "Мрию-2" начали еще 28 лет назад. Фото: antonov.com
Строить "Мрию-2" начали еще 28 лет назад. Фото: antonov.com

Без России, но с Китаем: для кого "Антонов" будет строить самолеты

ГП "Антонов" и китайская компания AICC намерены построить второй экземпляр Ан-225 "Мрия"

В конце августа 2016 года ГП "Антонов" подписало рамочное соглашение с китайской компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC) по постройке второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 – легендарной "Мрии". На втором этапе сотрудничество предусматривает возможность наладить серийное производство Ан-225 в Китае.

fullimg478_1

Фюзеляж "Мрии-2". Фото: antonov.com

Фюзеляж так называемой "Мрии-2" уже 28 лет стоит в ангаре "Антонова". Здесь же его и достроят, но уже с установкой нового оборудования и систем, а потом передадут в Китай. Эксплуатироваться самолет будет под брендом "Ан-225". При этом право интеллектуальной собственности на самолет, и последующие его экземпляры, если они будут выпущены, и дальше будет принадлежать ГП "Антонов", утверждают на предприятии.

"В этом соглашении ничего не говорится о передаче по этому соглашению интеллектуальной собственности, прав на самолет и т.д… Все передачи документации, которая необходима будет для изготовления самолета, а без этого никак не обойтись, вся она будет передаваться исключительно на основании лицензионных договоров, – заявил директор программы сотрудничества с КНР Геннадий Габрук. – Но при этом "Антонов" остается владельцем интеллектуальной собственности, разработчиком самолета, то есть никаких прав "Антонов" не лишается".

Существующее соглашение не устанавливает точных сроков сдачи самолета в эксплуатацию. В этом году планируется подписание договора на разработку конструкторской документации, а само строительство и испытания самолета зависят от взаимодействия с Китаем, но в лучшем случае это 4-5 лет. Стоимость работ в ГП тоже не называют, но для предприятия это открывает новые перспективы, ведь за последний год "Антонов" не сделал ни одного нового самолета, а серийного производства в Украине за все годы ее независимости не было вообще.

Как рассказывает президент предприятия Александр Коцюба, причин этому несколько. В первую очередь финансирования – предприятие работает исключительно за свой счет, не получая денег от государства. Вторая причина – особенности управления, политики продаж и маркетинга предприятия. До начала войны с Россией "Антонов" в основном работал с кооперации с ней. На сегодняшний день кооперация с Россией фактически прекращена, а ГП с 2015 года проводит процесс импортозамещения, ориентируясь на глобальный рынок. Этот процесс, прежде всего, включает в себя замену всех комплектующих российского производства на уже "летающих" самолетах.

"Для того, чтобы эти самолеты могли продолжать эксплуатироваться, нужна замена тех систем и комплектующих производства Российской Федерации, которые сейчас на них стоят", – говорит заместитель начальника отделения перспективного проектирования Андрей Хаустов.

Для новых самолетов необходимо полностью заменить весь спектр товаров и услуг, которые раньше обеспечивала РФ, в первую очередь – конструкционных материалов, бортового и радиоэлектронного оборудования. До сегодняшнего дня процесс импортозамещения на новых самолетах завершен на 60-80%.

Точную стоимость этих работ в ГП не уточняют, но, по словам Хаустова, речь идет о десятках миллионов долларов. Вся финансовая нагрузка на сегодняшний день лежит на предприятии.

Комплектующие в Украину могут поставляться из Канады, США и Европы.

"Мы сейчас идем по практике западных компаний. Делая и проектируя самолет, наши конструктора создают базу под установку двух вариантов двигателя – западного и украинского, "МоторСич", – говорит Александр Коцюба.

Но в конечном итоге все зависит от пожеланий заказчика, но в идеальном варианте на одном самолете должно быть несколько вариантов комплектации, отмечают на предприятии.

А, например, в случае с самолетом Ан-132 в Украине просто нет двигателей, которые на него можно установить. Поэтому на этой модели будут использоваться двигатели канадской компании Pratt & Whitney (P&WC). С ней летом 2016 года "Антонов" подписал меморандум о взаимопонимании для организации производства самолетов Ан-132 как раз с новой версией турбовинтового двигателя PW150.

Не Китаем единым

Планы относительно сотрудничества с китайкой компанией – не единственное достижение ГП "Антонов" как на зарубежных рынках, так и на внутреннем. На сегодняшний день у предприятия есть контракты на поставку 17 самолетов: десять Ан-178 – для авиакомпании "SilkWay" в Азербайджане, три Ан-178 и один Ан-158 – Ираку и еще три Ан-148 – штабной, морской патрульный и санитарный – Министерству обороны Украины.

Азербайджану первый самолет передадут в начале 2018 года, а второй – в середине 2018 года. С Минобороны сейчас обсуждаются тактико-технические характеристики, а контракт на поставку самолетов может быть подписан к концу года. Первый самолет ведомству планируют передать в конце 2017-го.

Министерство обороны также заказало у "Антонова" беспилотник. Проект БПЛА "Горлица" был уже представлен, на сегодняшний день предприятие ожидает внесение финансирования этого проекта в гособоронзаказ на 2017 год.

Несколько месяцев назад Верховная Рада рассмотрела три законопроекта, которые помогут дальнейшему развитию авиастроения в стране, отмечает Александр Коцюба. Один из законов уже принят в целом и подписан президентом Петром Порошенко – он дает возможность авиапромышленным предприятиям страны создавать с иностранными партнерами совместные предприятия.

Тем временем "Антонов" уже реализовывает совместный проект с двумя компаниями из Саудовской Аравии. Контракт с одной из них предусматривает создание первого образца самолета Ан-132 и проведение его демонстрации на территории Саудовской Аравии, рассказал директор программы Ан-132 Александр Хохлов.

На сегодняшний день демонстрационный самолет уже находится в цехе окончательной сборки, где на него устанавливается авионика. По плану уже через несколько месяцев он должен быть закончен и передан на испытания. Финансирование программы разделено 50/50.

Со второй компанией проходит работа по формированию портфеля заказа как на внутреннем рынке Саудовской Аравии, так и на внешних рынках, и разрабатывается дорожная карта по созданию совместных предприятий, которые и реализуют схему совместного строительства и поставок самолетов.

Тем временем с Россией – "развод"

Именно "разводом" назвал президент "Антонова" Коцюба прекарщение сотрудничества с российской авиакомпанией "Волга-Днепр".

"К концу года совместных проектов с "Волга-Днепр" у ГП "Антонов" не будет. Мы будем самостоятельно работать на рынке", – заявил Коцюба.

Более того, как заявил Коцюба, есть информация, что компании, эксплуатирующие самолеты Ан в России, предпринимают попытки уйти от "Антонова" как от разработчика и перевести эти функции на российские компании.

"Мы в прессе заявили, что мы категорически против того, чтобы функции разработчика были переданы кому-либо, в первую очередь из соображений безопасности… "Антонов" как разработчик, согласно всех международных авиационных правил, выполняет свои функции", – сказал Коцюба.

Но, по его словам, "уйти" от предприятия российские компании могут у себя в стране, скорректировав свои же внутренние правила. В этом случае "Антонов" как разработчик может поставить запрет на полеты их самолетов вне РФ. Как заявил Коцюба, если российские компании все же уйдут от "Антонова", такой запрет будет установлен.

"Мы поставим, потому что это имидж компании, это наши самолеты, "Антоновские", которые создавались здесь и если кто-то будет технической составляющей управлять кроме "Антонова" – то мы просто не гарантируем безопасность этих полетов", – сказал он.

Также расторжение сотрудничества с Россией произойдет и по программе НАТО SALIS (Strategic Airlift Interim Solution) по использованию транспортных возможностей украинских тяжелых транспортных самолетов, в которой Украина участвует уже почти 11 лет. До 31 декабря 2016 года она будет участвовать в ней совместно с Россией, а уже с 1 января 2017 – самостоятельно.

При этом, украинские самолеты и сейчас по мере необходимости используются НАТО, ООН, в миротворческих и гуманитарных миссиях.

"Самолеты Ан-124, которые мы эксплуатируем, широко используются для решения различных задач государственного масштаба как при выполнении военных операций, так и, особенно, при оказании помощи в случае каких-либо катастроф и непредвиденных обстоятельств", – говорит летно-испытательной и доводочной базы, генеральный директор авиакомпании "Авиалинии Антонова" Александр Гриценко.

Напомним, что в мае 2015 года ГП "АНТОНОВ" вошел в состав ГК "УКРОБОРОНПРОМ". Сегодня предприятие является одним из немногих в мире, реализующих полный цикл создания современного летательного аппарата – от его разработки до серийного производства и обеспечения комплексной послепродажной поддержки.

Читайте также:
Что будет с гривней и что подорожает из-за доллара: прогнозы экспертов
Первым делом самолеты: в чем сложность профессии авиатехника
Гройсман: Политика ЕС по сохранению санкций против России является абсолютно оправданной


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Дарья Нинько
Вы сейчас просматриваете новость "Без России, но с Китаем: для кого "Антонов" будет строить самолеты". Другие Новости экономики смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: