Сегодня, 17 сентября, Верховная Рада должна принять законопроекты №3057 и №3058 о реструктуризации государственного долга, но в предложенных условиях прописан механизм компенсации кредитов, который законсервирует отсталость Украины на много лет вперед. Такое мнение выразила эксперт по вопросам макроэкономической политики Института общественно-экономических исследований Кристина Аврамченко.
Она отметила, что в одном из положений соглашения с кредиторами заложен механизм компенсации, так называемый "инструмент восстановления стоимости".
" является "бомбой замедленного действия" и может заблокировать рост украинской экономики уже с 2021 года", – считает Аврамченко.
"Инструмент восстановления стоимости" предусматривает, что:
- если рост ВВП Украины будет менее 3%, Украина ничего не будет выплачивать кредиторам;
- если ВВП будет расти от 3 до 4% в год, кредиторы получат 15% на сумму превышения от 3% ВВП;
- если ВВП превысит 4% в год, кредиторы получат 40% стоимости от каждого процента, который превышает такой рост.
"Сегодня ВВП на душу населения в Украине составляет $3083, то есть на уровне Анголы или Ямайки. Для того, чтобы начать догонять развитые экономики и достичь ВВП на душу населения по крайней мере как у Польши или стран Балтии ($9163) в 2025 году, украинская экономика должна расти более чем на 7% ежегодно. А если при таких темпах роста, мы будем отдавать 40% стоимости от каждого процента прироста ВВП, который превышает 4%, за то что нам списывают $3,6 млрд, то вырваться из замкнутого круга заимствования и отдачи долгов будет невозможно", – рассуждает эксперт.
По подсчетам эксперта, при росте 7% ежегодно за 20 лет дополнительно нужно будет оплатить 1,59 трлн грн ( в пересчете по курсу 25,4 грн/долл - $62,9 млрд), что более чем в 17 раз превышает сумму списанного долга.
"Однако рост 7% ежегодно в течение 2021-2039 сомнителен при условии уплаты кредиторам таких неподъемных сумм. По условиям соглашения в 2021 году, если ВВП вырастет на 7%, нужно будет выплатить дополнительно 31,83 млрд грн (поскольку между 2021 и 2025 гг максимальный платеж не может быть больше 1% ВВП), а эта сумма почти эквивалентна расходам развития государственного бюджета Украины в 2014 году, которые составляли 35,4 млрд грн. Фактически средства, которые можно было бы использовать на развитие, мы будем отдавать кредиторам и соответственно возможности роста будут сокращаться", – считает эксперт.
Аврамченко уверена, что правительство еще может пересмотреть процентные ставки, прописанные в соглашении с кредиторами.
Напомним, Украина начала переговоры о реструктуризации части госдолга в рамках новой программы с МВФ в марте этого года. 27 августа между Министерством финансов Украины и Специальным комитетом кредиторов было заключено Соглашение по реструктуризации долга, согласно которому правительство смогло договориться с кредиторами о реструктуризации и списания части внешнего долга Украины.
Реструктуризация предполагает полное списание $4 млрд, отсрочку платежей по телу кредита на 4 года, а также установление единой процентной ставки по бондам на уровне 7,75%. При этом процесс обмена облигаций не начнется, пока законопроекты не подпишет президент Украины Петр Порошенко.
По словам главы Минфина Наталии Яресько, непринятие Верховной Радой пакета законопроектов о реструктуризации ставит под угрозу получение новых кредитов и может приостановить программу с МВФ.
Кроме того, нардеп из БПП заявил, что без принятия законов о реструктуризации украинцам не повысят минимальные пенсии и зарплаты.
Читайте также:
- Яресько объяснила, чем Украине грозит провал законопроектов о реструктуризации
- Обещанное повышение зарплат и пенсий украинцам может не состояться – нардеп
- Списание госдолга не коснется "кредита Януковича" – Минфин РФ
- Списание госдолга Украины не начнется без одобрения Рады и Порошенко
- Яресько: Двери к западным кредитам для Украины закрыты
- Рада займется законами для списания госдолга – Бурбак