Украинские дороги: что делает "Укравтодор" для борьбы с ямами

Площадь ям на дорогах Украины оценивают в 12-18 кв. км – примерно такая площадь г. Жмеринки в Винницкой области

В Украине с каждым годом ям на дорогах становится все больше. Дорожники объясняют все сложными зимами и нехваткой денег. Тем временем общая площадь дорожных ям в стране достигла площади города Жмеринки в Винницкой области – 18 кв. км. В 2017-м на ямочный ремонт выделят 2 млрд гривен – но хватит ли их? Сайт "Сегодня" разбирался, почему Украина не может отказаться от ямочного ремонта и что делает "Укравтодор", чтобы привести дороги страны в порядок.

Почему на украинских дорогах столько ям?

Зима, грузовики и нехватка денег – главные причины ям на дорогах. Когда вода проникает в асфальт и замерзает, то разрушает его. По словам и.о. главы "Укравтодора" Славомира Новака, к примеру, этой зимой температура 53 раза "уходила" ниже нуля.

Реклама

"Это была самая сложная зима за последние годы – более чем 50 переходов "через ноль". Каждый знает, что происходит с водой при минусовой температуре. Дорожники утверждают, что главный враг дорог – именно вода при минусовой температуре".

Еще одна причина появления ям – тяжеловесные фуры. По данным Министерства инфраструктуры, только 26% дорог в Украине могут выдержать вес 36 тонн. Большинство трасс рассчитаны на вес до 24 тонн, что подходило под нормы прошлого столетия. Сейчас по нашим дорогам ездят фуры весом от 35-40 тонн. До 2016 года в Украине практически не проводился весовой контроль, хотя он и декларировался законом. В "Укравтодоре" только работают над тем, чтобы повысить штраф за перевес и усилить контроль. Морозы и грузовики привели к тому, что 40% дорог в стране полностью уничтожены и их нужно отстраивать с нуля.

К тому же с 2013 года в стране все больше ям оставались без ремонта: в 2013-м в Украине не отремонтировали 0,3 кв. км ям, а в 2016-м - 4,6 кв. км.  По оценкам Укравтодора,  в этом году без ремонта останется 6,6 кв. км – это больше, чем площадь г. Чопа в Закарпатской области – самого западного города Украины.

Реклама

По словам руководителя "Укравтодора", денег в этом году хватит только на половину ям - 6 кв. км из 12-ти. До апреля, прогнозируют дорожники, площадь ям увеличится до 18 кв. км. "У нас на ямочный ремонт в этом году – 2 млрд грн. Этого хватит на восстановление 5-6 кв. км  дорог", – отмечает Новак.

Читайте также: 10 фактов об украинских дорогах, о которых вы не знали

Нужно ли отказываться от ямочного ремонта?

Различают текущий, средний и капитальный ремонты дорог. При текущем ремонте устраняют трещины, выбоины, просадки, волны и наплывы на покрытии. Средний ремонт дороги включает в себя замену изношенного слоя покрытия, просадок и проломов – при этом покрытие с повреждением снимают и кладут новый. Капитальный ремонт  — это восстановление дороги со снятием или с использованием старого асфальтобетона в качестве основания.

Реклама

Ямочный ремонт относиться к аварийному. Он делается, чтобы избежать аварий на дорогах. Но в Украине большинство дорог ремонтируют ямочным ремонтом. Однако латать ямы и считать, что на этом ремонт дороги окончен, нельзя, говорит бывший директор департамента стратегического развития дорожного хозяйства и автотранспорта Министерства инфраструктуры Роман Хмиль.

"Ямочный ремонт – неэффективный. В прошлом году австрийские эксперты провели исследование и констатировали одну простую вещь: если более 10% поверхности дороги повреждены, экономически целесообразнее делать текущий средний ремонт: сразу снимать пять сантиметров асфальта и ремонтировать так называемыми картами всю поверхность. Но и от ямочного ремонта как аварийного отказываться нельзя. Если образовалась большая яма, чтобы не закрывать дорогу вообще, нужно провести аварийный ямочный ремонт, чтобы она не стала причиной аварий. Но у нас, вместо того чтобы делать текущий, средний ремонт, все деньги бросают на ямочный", – говорит Хмиль.

Ямочный ремонт – временная мера, рассчитанная максимум на год и является частью текущего ремонта. Если ремонт делается "картами" – т.е. вырезается часть покрытия и ложится новый слой, он может прослужить до четырех лет. Даже если "латка" сделана качественно, со временем вокруг нее образуются трещины.

"От ямочного ремонта следует отказаться. Скупой платит дважды – один средний ремонт дешевле, чем ежегодный ямочный", – добавляет эксперт.

Возглавив "Укравтодор", бывший министр транспорта Польши Славомир Новак предлагает отказаться от ямочного ремонта и перейти на текущий и средний. Осенью 2016 года он назвал ямочный ремонт источником хищения средств из бюджета. Сейчас Новак считает такой вид ремонта единственным выходом для обеспечения безопасного передвижения по дорогам. По его словам, за средства, благодаря которым "латаются" ямы, можно либо качественно отремонтировать 400 км дорог, либо обеспечить проезд по 30 тыс. км, заделав ямы.

"Это определенный украинский эксперимент. Вероятно, это связано с тем, что дорожная отрасль Украины недофинансировалась на протяжении многих лет. Исключением были два года подготовки к Евро-2012, когда на эту сферу тратились большие деньги. Но более 20 лет средств хронически не хватало. Я не буду критиковать своих предшественников. Ямочный ремонт – это изобретение, предназначенное для того, чтобы хоть как-то можно было передвигаться по дорогам. Конечно же, качество украинских дорог, мягко говоря, неудовлетворительное", – отметил глава "Укравтодра".

Ямочный ремонт дороги в г. Смела, Черкасская область. Видео: goo.gl/TTjcsZ

"Что бы каждый из вас сделал, если бы был руководителем "Укравтодора" – предпочел бы сделать нормальный текущий ремонт 400 км дорог или обеспечить проезд по 30 тыс. км дорог? Ответ очевиден: это меньшее зло", – добавил Славомир Новак.

Читайте также: В Украине растут продажи автомобилей: какие машины и за сколько покупают украинцы

Кто отвечает за ремонт дорог

В Украине общая протяжность дорог – 430 тыс. км. Из них 170 тыс. км общего пользования и 260 тыс. км коммунальных дорог. Дороги общего пользования в Украине делятся на международные, национальные и местные и финансируются из госбюджета. За их ремонт отвечают облавтодоры. За коммунальные дороги – улицы городов и других населенных пунктов – несут ответственность местные власти.  

Сейчас фактически "Укравтодор" контролирует качество ремонта и строительство дорог через свои подразделения. Но в госкомпании считают, что контролировать дорожников стали больше с переходом на закупки в ProZorro. С 2017 года контроль ремонтных работ начали передавать независимым инженерам-консультантам по системе FIDIC. 30 декабря 2016 года премьер-министр Владимир Гройсман подписал постановление о применении системы для всех дорожных работ в Украине. Контроль по стандартам FIDIC в 2017 году будут проводить только при строительстве дорог, реконструкции и капитальном ремонте, а с 1 марта 2018  года требование будет распространяться и на работы по текущему ремонту. 

"Международный контроль качества FIDIC отныне является обязательным для осуществления технического надзора за ходом выполнения ремонтно-строительных работ на украинских дорогах. Заказчики дорожных работ – службы автомобильных дорог в областях, подчиненные "Укравтодору", будут обязаны привлекать к таким работам инженеров-консультантов, которые имеют сертификат FIDIC ", – отметил министр инфраструктуры Владимир Омельян.

В обязанности независимого инженера-консультанта будут входить проведение контроля качества работ, расхода материалов, контроль за устранением дефектов.

Но качество дорог в городах и других населенных пунктах контролируют только местные власти, поэтому в "Укравтодоре" просят общественников самостоятельно следить за чиновниками в городах и селах. 

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64025.32

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3141.65

Litecoin (LTC)

82.37

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять