Главная Мировые новости
Польша: недостроенный автобан, дешевое мясо, дорогое молоко и хорошие зарплаты (фото) http://www.segodnya.ua/img/article/3595/84_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/3595/84_tn.jpg Мир Наш западный сосед готовится к Евро-2012: как обстоят дела в стране

Польша: недостроенный автобан, дешевое мясо, дорогое молоко и хорошие зарплаты (фото)

26 Августа 2011, 07:16

Наш западный сосед готовится к Евро-2012: как обстоят дела в стране

Варшава. Главный стадион еще строится, но магниты с его изображением уже давно продаются. Фото: Д. Коротков
Варшава. Главный стадион еще строится, но магниты с его изображением уже давно продаются. Фото: Д. Коротков

Евро-2012 объединил Украину и Польшу. Но, объединившись c целью успешно провести футбольный чемпионат континента, две страны все равно остались на разных материках — Польша по одну сторону границы Евросоюза, Украина — по другую...

Впрочем, самая главная разница между странами, которую постоянно подчеркивали четыре года назад, оказалась мифом. В 2007-м, когда Украина и Польша получили Евро-2012, очень много говорилось о том, что Польше будет легче подготовиться к турниру, ведь за ее спиной Евросоюз, который профинансирует все, что необходимо профинансировать. Кто его знает, может, в 2007-м именно так все и могло произойти — это был последний год разогрева мировой экономики, когда длительное процветание казалось таким реальным. Но в 2008-м грянул кризис, который в Евросоюзе продолжается до сих пор. И десятки миллиардов евро, на которые рассчитывала Польша, ушли на поддержку штанов Греции, падение которых грозило открытием евросоюзовского срама взорам всего мира.

В общем, Польшу оставили разбираться с подготовкой практически в одиночку. Это Португалии в 2002—2003 годах выделили миллиарды, чтобы завершить строительство и реконструкцию стадионов — в Польше деньги идут исключительно из бюджета. В этом плане ее ситуация оказалась даже хуже украинской.

У нас, как известно, два из четырех стадионов — в Донецке и Харькове — были построены или реконструированы за счет частных инвесторов, владеющих футбольными клубами. Проще говоря, за счет олигархов. Больше того, если бы не политическая необходимость проводить матчи Евро-2012 во Львове, таких стадионов было бы три — в Днепропетровске нужно сделать совсем немного, чтобы довести арену до нужной кондиции.

Магнит с изображением стадиона. Фото: Д.Коротков

А в Польше гордятся тем, что у них нет олигархов. "Только варшавская "Полония" принадлежит крупному бизнесмену, и он постоянно меняет тренеров, — рассказал нам один из представителей польского оргкомитета Евро-2012 Юлиуш Глюски. — Остальные клубы финансируются городскими бюджетами". Правда, стоит добавить, что бюджеты польских городов помощнее наших — налоговая система выстроена так, что на местах остается гораздо больше налогов. Потому вопросы финансирования стадионов (и новых терминалов в аэропортах) взяли на себя государство и города в равных пропорциях. Кстати, Краков не получил Евро-2012 именно из-за того, что не смог гарантировать свою долю финансирования реконструкции стадиона. С ним получилось, как у нас с Одессой — в Польше многие жалеют о том, что такой красивый город остался за бортом, но при этом говорят, что виноват сам город.

Однако вернемся к Евросоюзу. Он профинансировал только реконструкцию дорог, да и то в ограниченном объеме. Самым главным объектом было строительство первого в Польше настоящего автобана, который должен был стать продолжением автобана, начинающегося в Германии, и заканчиваться в Варшаве. Слово "было" тут употреблено не совсем правильно — когда-то автобан таки дойдет до польской столицы. Но сейчас... "Весной нынешнего года строительство остановили из-за отсутствия финансирования Евросоюза буквально в сотне километров от Варшавы. И думаю, к Евро-2012 до столицы автобан дойти не успеет", – высказал свое мнение спортивный обозреватель варшавской "Речи Посполитой" Штефан Щеплек.

Впрочем, жизнь, конечно, не ограничивается футбольным чемпионатом. И в целом поляки горды тем, что находятся в Евросоюзе. Причем, несмотря на то, что польский злотый сейчас куда стабильнее евро, Польша стремится войти в еврозону. "Мы хотим евро", — этот лозунг премьера Дональда Туска имеет поддержку большинства поляков. Правда, высказываются небезосновательные опасения, что с введением евро цены на многие товары в польских супермаркетах повысятся (как это было в большинстве стран Европы), но евроромантизм поляков перевешивает прагматизм отдельных экспертов. О негативных сторонах евроинтеграции в Польше просто стараются не думать.

ДОРОЖЕ ВСЕХ ВАРШАВА

Самой дорогой ареной Евро-2012 будет 56-тысячный варшавский Народный стадион, стоимость реконструкции которого оценивается в $700 млн (самая дорогая украинская арена — 73-тысячный киевский "Олимпийский" — реконструируется за $570 млн). Третьей по стоимости является 50-тысячная "Донбасс-Арена" — $400 млн, но это новый стадион и — самое главное — единственный, на который не было потрачено ни копейки из бюджета. В $320 млн оцениваются реконструкции гданьской и вроцлавской арен, в $300 млн — новый львовский стадион, в $210 млн — реконструкция в Познани. А самой дешевой оказалась реконструкция харьковской "Металлист-Арены" — $95 млн, причем треть оплатил частный инвестор.

ЗАРПЛАТЫ: КАК ТРИ УКРАИНСКИХ

Желание поляков войти в зону евро нельзя назвать необоснованным: у них есть основания думать, что Польша для евровалюты будет куда более спокойной страной, чем Греция. Правда, уровень жизни здесь ближе к греческому, чем к германскому — и это является аргументом для редких евроскептиков, которые говорят о том, что никогда поляки не будут получать столько же, сколько немцы. Но аргументов в пользу поляков больше, чем в пользу греков — к примеру, в то время как Греция год воевала против повышения пенсионного возраста с "наших" 55—60 лет до 60—65, у поляков уже давно (еще с социалистических времен!) мужчины выходят на пенсию в 65, а женщины в 60. Да и зарплаты у них уже выше греческих.

Но выше греческих — это не показатель для Европы. Часто приходится слышать, что полякам приписывают зарплаты едва ли не на уровне среднеевропейских. И хотя поляки живут не так уж и плохо, это неправда: дело в том, что официально оглашаемый средний уровень зарплат в Польше — это "грязные" зарплаты, до вычета подоходного налога, который является прогрессивным — от 18 до 30% (у нас — 15-17%). Впрочем, абсолютное большинство поляков попадает в категорию зарплат до 85 тысяч злотых в год ($30 тысяч) и платят 18%. Потому, к примеру, варшавская средняя зарплата в $1860 после вычета налога превращается в $1525. Впрочем, и эта цифра очень усредненная. "У меня зарплата около $1500, но многие в нашем городе получают меньше", — сказал нам польский журналист, живущий в Варшаве. Что касается других городов Евро-2012 — Гданьска и Познани — там средняя зарплата на руки — $1200. Самым бедным из еврочетверки является Вроцлав: среднестатистический житель города зарабатывает $1000. Однако даже по Вроцлаву нельзя судить о всей Польше. "В Варшаве или Гданьске любой человек найдет работу, было бы желание, — говорит Штефан Щеплек. — А вот в маленьких городах с этим большие проблемы. Из них люди уезжают в мегаполисы или за границу".

ЦЕНЫ: ЕВРОПА ПОЗАВИДУЕТ. А КОЕ В ЧЕМ И МЫ

Хотя зарплаты в Польше уступают зарплатам западных соседей, они, как известно, не являются единственным показателем уровня жизни. К примеру, средняя зарплата в Швейцарии в переводе на гривни — 55 тысяч, но когда видишь цены в их магазинах, понимаешь, что живут швейцарцы далеко не лучше всех в Европе (не случайно из Женевы ездят за продуктами во Францию). В отношении Польши ситуация обратная: при не самых высоких по европейским меркам зарплатах цены на многие товары либо ниже, либо лишь немногим выше украинских. Особенно это касается продовольствия: в то время как на большинство товаров установлен НДС в размере 22%, для продуктов питания он составляет лишь 5%. В результате известные у нас польские сыры стоят 40—45 гривен за кг, а у нас они, как и большинство украинских сыров, стоят от 65 грн. Дешевле и мясо: к примеру, 1 кг вырезки телятины, которая у нас стоит от 70 грн., в Польше не дороже 50 грн. Молочные продукты лишь чуть дороже — литр молока стоит 9—10 грн. Существенно дороже хлеб — 1 кг можно купить также за 9—10 грн., но качество этого хлеба практически европейское, с нашими социальными сортами не сравнить.

Одежда и обувь в Польше также дешевле. Объясняется это тем, что поляки многое производят сами, потому, к примеру, качественная кожаная мужская обувь стоит от 200 до 300 гривен. Да и в магазинах, продающих элитную обувь и одежду, цены ниже наших — видимо, из-за беспошлинного перемещения товаров внутри Евросоюза.

НА ЧТО ЖИВУТ ГОРОДА: БАНКИ, МОРЕ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В принципе, большинство крупных городов и Украины, и Польши после перехода на рыночную экономику не имеют такого понятия как "бюджетообразующие предприятия". И во многих из них даже нельзя назвать одну-две отрасли промышленности, которые явно превалируют над остальными. Исключение составляет только Донецк, где явно преобладают углепром и металлургия. В Харькове самым крупным предприятием остается завод имени Малышева, производящий танки (хотя его значение для городской экономики по факту намного ниже, чем рынка "Барабашово"), в Киеве львиную долю доходов города составляют налоги с центральных офисов крупных фирм, во Львове преобладает малый бизнес.

Гданьск. Вотчина "Солидарности" по-прежнему главные деньги делает на море и туризме. Фото: Д. Коротков

Варшава в этом плане во многом похожа на Киев — центральные офисы фирм, банки и полторы тысячи небольших предприятий. В Познани есть крупный машиностроительный завод, однако сейчас она больше известна как второй после Варшавы банковский центр. Вроцлав в свое время был известен своим заводом, производившим вагоны и локомотивы, однако это — в прошлом. Сейчас и Вроцлав, и Познань являются центрами, в которых разместили свои производства иностранные компании. Так, "Вольво" во Вроцлаве производит автобусы, а в Познани — легковые автомобили; свои производства в обоих городах имеет LG Electronic, а во Вроцлаве она еще решила разместить и первый для компании в Европе исследовательский центр.

И только Гданьск остается более традиционным городом — здесь по-прежнему крупнейшими предприятиями остаются судоверфь (та самая, из которой вышла польская "Солидарность" во главе с Лехом Валенсой), порт и туризм.

Но в целом Польша деиндустриализируется. Прежняя промышленность, построенная при коммунистах, в большинстве своем не пережила перехода к рынку и конкуренции с западноевропейской продукцией, а новые сборочные производства транснациональных компаний, появившиеся в последние лет 10—15 сейчас перекочевывают в Юго-Восточную Азию и Китай (особенно если речь идет о производстве одежды и обуви). Украина при этом как место, где можно было бы разместить производство, не рассматривается. Как говорят поляки, и из-за более дорогой рабочей силы (в сравнении с Азией), и из-за высокого уровня коррупции и нестабильных правил игры, которые не могут гарантировать безопасность бизнеса.

ЖИЛЬЕ: МЕЖДУ НАМИ И ЕВРОПОЙ

В отличие от продуктов питания или одежды, жильем и ценами на него поляки похвастаться не могут. Во-первых, жилой фонд у них, как и у нас, в основном был построен в социалистические времена, когда преимущество отдавалось массовости жилья, а не качеству. Потому, в частности, в Варшаве, почти полностью уничтоженной во время войны и заново отстроенной при правлении Польской объединенной рабочей партии (аналога нашей КПСС), можно встретить объявления о продаже двухкомнатной квартиры общей площадью 35 кв. м или "единички" в 24 кв. м. 

Во-вторых, даже это жилье стоит на порядок выше, чем у нас. В хорошем, но спальном районе упомянутая "двушка" в 35 "квадратов" продается за $100 тысяч, а "единичка" в 24 "квадрата" — за $75 тысяч. Что касается квартир более-менее приличных размеров, то "двушка" в 50 кв. м тянет на $160 тысяч, а "единичка" в 35 кв. м — $85 тысяч (в Киеве в аналогичном районе это стоит $90 тысяч и $65 тысяч соответственно). При этом градация цен та же, что и у нас: чем ближе расположено жилье к центру, тем оно дороже.

Вроцлав. Делает ставку на новые технологи. Фото: Д. Коротков

За пределами Варшавы, естественно, жилье на порядок дешевле. Однако, если сравнивать квартиры в нестоличных городах Евро-2012 Польши и Украины, сравнение все равно будет не в пользу поляков. К примеру, "двушка" в 50 кв. м в Гданьске стоит $110 тысяч, в Познани и Вроцлаве — $100 тысяч. Для сравнения: та же двушка в Харькове и Донецке стоит $45 тысяч, во Львове — $55 тысяч.

Цены на аренду жилья в Польше отличаются от украинских менее существенно. Однокомнатная квартира в хорошем спальном районе Варшавы (31 кв. м) тянет на $450, двухкомнатная (50 кв. м) там же — $600. Аналоги в Киеве обойдутся в $400 и $550 соответственно.

Между другими польскими и украинскими городами Евро-2012 разница более ощутима. Цены в Гданьске (известном туристическом центре) аналогичны варшавским, в Познани и Вроцлаве — соответственно $350 и $450. Наши существенно отстают: Львов — $150 и $250, Харьков и Донецк — $200 и $300. Впрочем, понятно, что ориентироваться болельщикам на эти цены не стоит — во время Евро-2012 они будут существенно выше.

Наконец, о платежке за коммунальные услуги. В Польше она в среднем в два раза выше украинской: "двушка" в 50 кв. м, которая у нас обходится в 500—600 гривен, у них вытягивает из кошелька 1000—1100 гривен.

РЕГИОНЫ: СКУПЫЕ ПОЗНАНЬЦЫ И ЛЬВОВЯНЕ ИЗ ВРОЦЛАВА

Региональная карта Польши в экономическом отношении является зеркалом карты Украины: у нас — экономически развитый Восток и бедный Запад, у них наоборот — развитой Запад (который до второй мировой входил в состав Германии) и бедный Восток. Иначе говоря, в обоих странах наименее промышленно развитым регионом является Галиция — у нас Восточная во главе с Львовом, у них — Западная во главе с Краковом.

Однако при этом сами поляки говорят, что существенных региональных различий в плане менталитета и культуры в Польше нет. Они существовали до войны, но после того, как поляков из бывших "восточных кресов" (Западной Украины) выселили в бывшую Восточную Пруссию (Западную Польшу), все смешалось.

Потому существуют лишь отдельные легенды. К примеру, жителей Познани называют самыми скупыми поляками, но те парируют, мол, речь идет не о скупости, а о бережливости, которая выработалась за полтора века пребывания в составе Пруссии.

Познань. Не прочь заработать и на ретро. Фото: Д. Коротков

А в отношении Вроцлава есть анекдот. Встречаются два поляка, один у другого спрашивает: "Пан из Вроцлава?". — "Да". — "О, я тоже из Львова". Дело в том, что Вроцлав — это бывший немецкий Бреслау, очищенный от немцев в 1945—1946 годах. И заселяли его поляками, которые до этого жили в Галичине.

Кстати, поляки не любят, когда иностранцы говорят им о том, что они отобрали у немцев Гданьск и Вроцлав. Довелось услышать, как в ответ на подобную фразу украинца поляк ответил: "Зато Львов был нашим".

"Восточные кресы" остаются незаживающей раной для многих поляков. Журналист Штефан Щеплек в своей статье в "Речи Посполитой" болезненно отреагировал на то, что во время экскурсий по Львову вообще не рассказывают о польских королях, которые там гостили. И еще болезненнее в Польше воспринимают героизацию ОУН-УПА. Увидев во львовском автобусе плакат с фотографиями лидеров ОУН, один из польских журналистов сказал: "В 30-е годы в Польше это был бы плакат с фотографиями уголовных преступников".

Вы сейчас просматриваете новость "Польша: недостроенный автобан, дешевое мясо, дорогое молоко и хорошие зарплаты (фото)". Другие Мировые новости смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Дмитрий Коротков

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования