Многие украинцы, желающие приобрести иномарку, задаются вопросом, какого дилера выбрать — официального или "серого". У каждого из вариантов есть свои преимущества и недостатки. Что хорошего и плохого у официальных представителей марок, понятно, а что сулит покупка машины от "серых", знают далеко не все.
В автосалонах серых дилеров обычно представлены иномарки, на которые в Украине у официального дилера наблюдает значительная очередь (по полгода) и модели автомобилей, продаваемых в других странах, но не предназначенные для украинского рынка. Неофициальный дилер покупает автомобили за границей и самостоятельно завозит в нашу страну. По причине более низких цен на американском и арабском рынке, наибольшая рентабельность такого бизнеса проявляется при импорте автомобилей именно из этих стран. Однако с вступлением в ВТО, при пошлине в 10%, у "серого" рынка уже не так много возможностей для занижения цен — разница в стоимости с официалами в данный момент не превышает 10—15%. Чтобы аргументировать свои преимущества, дилеры работают в дорогих сегментах, где даже небольшая разница в цене является ощутимой: автомобили Toyota, Lexus, Mercedes, BMW и другие марки премиум-сегмента.
В этом году "серые" дилеры стали активно искать новые направления деятельности. В итоге активизировались продажи Infiniti и Porsche. Кроме того, сейчас многие "серые" сети стали переключаться на торговлю Acura, пользуясь отсутствием в Украине официального дистрибьютора этого бренда.
СПРАВКА. Официальные дилеры — это продавцы, которые имеют контракты с заводом-производителем, посредством официального импортера. "Серые", так торговцев прозвали официальные дилеры автопроизводителей, — это субъекты предпринимательской деятельности, имеющие разрешение МВД на выписку справок-счетов при продаже авто и выполняющие требования приказа по розничной продаже транспортных средств.
ПЛЮСЫ
СРОКИ ПОСТАВКИ. "Серые" предлагают уже завезенные и растаможенные автомобили со своих площадок: получить автомобиль можно в день проплаты.
ЦЕНА. Из-за скачков курса доллара многие официальные продавцы перевели цены в евро или гривну (что невыгодно для покупателей), "серые" продолжают работать с долларом. Разница в цене иногда получается ощутимая: BMW Х5 у официального дилера стоит EUR 100 тыс., у серого — $100 тыс.
КОМПЛЕКТАЦИЯ. У "серых" автомобилей комплектация — максимальная, рассчитанная на капризы богатых. Машины в полной комплектации у "серых" стоят столько же, сколько в "базовой" у официальных дилеров. "Сегодня автомобили в Арабские Эмираты и еще в ряд стран поставляются в самой высокой комплектации, — признает Станислав Щербина (президент Всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и Дилеров, президент "Дженерал Моторс Украина") на веб-конференции. "Нам — официальному импортеру — очень сложно "выбивать" такие авто для украинского рынка", — говорит он.
МИНУСЫ
КЛИМАТИЧЕСКОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ. "Серый" дилер может продавать автомобили, не предназначенные для эксплуатации на территории Украины, выпущенные для рынка другой страны. Отличия касаются масел, жидкостей, настроек систем охлаждения и кондиционирования.
Так, теплолюбивый железный конь может напрочь отказаться заводиться при "минусовых" температурах. Для того чтобы этого не произошло, продавец обязательно должен провести специальную адаптацию. "С автомобилями, выпущенными для ОАЭ, при эксплуатации в наших условиях возникает проблема с эластичностью материалов при низких температурах. Поэтому перед передачей таких автомобилей владельцам продавец должен заменить все технологические жидкости, работа которых рассчитана на иные температурные режимы", — говорит господин Кучер.
Если не обратить внимания на это важное предупреждение, и все-таки решиться завести дружбу с неадаптированным для украинских реалий автомобилем, это чревато проблемами. Заместитель директора частного СТО "Легион" Андрей Сорока рассказал нам, что рисковать он бы не стал и доверять дилеру тоже, а просто заменил бы все технологические жидкости, в том числе и тормозную жидкость. Под замену попадают и детали системы охлаждения, такие как датчик включения вентилятора (вискомуфты) и термостат.
ПРОБЛЕМЫ С КУЗОВНЫМИ ДЕТАЛЯМИ. В случае ДТП с многими "серыми" автомобилями придется повозиться. Дело в том, что очень многие модели для европейского рынка или, например, американского, хоть и незначительно, но отличаются по форме кузова. Так, владелец американской версии автомобиля Honda Сергей рассказал нам, что в Украине не нашел на свой автомобиль капот. Пришлось заказывать и ждать несколько месяцев.
ГАРАНТИЯ. Многие крупные "серые" дилеры имеют собственные сервисные станции, на которых и осуществляется гарантийный ремонт. Традиционно СТО официальных дилеров лучше, поскольку оборудуются в полном соответствии с высокими требованиями автопроизводителей, а мастерские "серых" могут быть несколько беднее, поскольку оборудуются исключительно по желанию владельцев. То же касается и склада запчастей – у официальных дилеров запасы больше. А с поиском нетипичной детали могут возникнуть проблемы.
СЛОЖНОСТИ С ОФОРМЛЕНИЕМ. При ввозе автомобиля из арабских стран или США, его необходимо сертифицировать. По информации генерального директора ВААИД Олега Назаренка, ни ОАЭ, ни США, не являются странами-участницами Женевского соглашения, и на территории этих государств действуют нормативные документы, которые отличны от Правил ЄЕК ООН.
С "серыми лошадками" нельзя честно пройти техосмотр
Однако, с помощью коррупционных схем, сертификаты соответствия на такие автомобили постоянно выдавались Центрами сертификации. Всеукраинская Ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) обратилась к компетентным органам с информацией о нарушениях нормативов при проведении испытаний. Так, по их данным, вместо положенных 10-14 автомобилей за рабочую смену Житомирская лаборатория пропускает при отсутствии технических возможностей 270 автомобилей, Днепропетровска — 100-105 машин, Запорожский центр изготавливает от 48 до 60 сертификатов, Львовский филиал Ивано-Франковского центра — 45-50 автомобилей за смену. Фактически, если посчитать количество выданных сертификатов, то на каждый автомобиль тратится 2-4 минуты.
В пресс-службе ГАИ нам прокомментировали, что раз обращение в МВД есть, то реагировать милиция будет адекватно. Транспортное средство, не соответствующее нормативам Украины инспектора ГАИ согласно ПДД могут запретить эксплуатировать, сняв номерные знаки до устранения нарушений. Кроме того, с такими автомобилями нельзя честно пройти техосмотр. Легализовать подобный автомобиль можно лишь заменив стекла, оптику и прочие не соответствующие национальным требованиям элементы.
КВАДРАТНЫЕ НОМЕРА. Конструкция кузова значительного числа автомобилей, завезенных в Украину из Америки и ОАЭ, не позволяют установить номерную табличку установленного образца, то есть прямоугольной формы. Если раньше, стандартный знак просто сгибали, пытаясь втиснуть в квадратное посадочное место, то с недавних пор на авто стали появляться номерные знаки квадратной формы. Где берут "квадратные номера"?
До мая 2008 года работники ГАИ на согнутые номера особого внимания не обращали. Но с недавних пор контролирующие службы за такое несоответствие начали применять санкции. "В этом году пришло указание запретить использование таких знаков, и ГАИ обязано ужесточить контроль", — подчеркивает старший инспектор отдела профилактики ГАИ МВД Украины Виталий Шевкунов.
"Номерной знак должен читаться на расстоянии 25 м", — напоминает он. И поясняет, что, согласно пункту 30.2 Правил дорожного движения, в Украине запрещается изменять размеры, форму, обозначение, цвет и размещение номерных знаков. Наносить на них дополнительные обозначения или закрывать их. Они должны быть чистыми и достаточно освещенными. В противном случае, нарушителей ждут неприятности. Согласно ст. 121 части 4 Кодекса Украины об административных правонарушениях, "за управление транспортным средством, не зарегистрированным (или перерегистрированным) в установленном порядке, поддельными номерными знаками, без государственных номерных знаков или с номерными знаками, которые не принадлежат этому транспортному средству или не соответствуют стандарту, в том числе умышленно скрытыми госномерными знаками" нарушителей ждет штраф в размере от 34 до 85 грн.
Если водитель повторно попался за эти же нарушения в течение года, сумма штрафа возрастает до 51 — 136 грн., а в некоторых случаях, как дополнительная мера наказания, предусматривается и оплатное изъятие транспортного средства, как и за вождение в нетрезвом виде.
Существует вполне легальный способ получить номерные знаки квадратной формы, заказав их "как индивидуальные" (Тип 7 ДСТУ 4278:2004 "ЗНАКИ НОМЕРНЬІЕ ТРАНСПОРТНЬІХ СРЕДСТВ"). Стоит это – около 2 тыс. грн.
КРЕДИТ. Взять в кредит автомобиль, завезенный "серым" дилером, может оказаться немного сложнее, чем в случае с официальным автомобилем. Дело в том, что автомобиль выступает предметом залога и если клиент не платит, его забирают. В случае с "серой" машиной, риски банка выше, поскольку продать такой товар сложнее. Поэтому, в ряде банков могут потребовать дополнительные гарантии, увеличение первого взноса и заставляют страховаться по повышенному тарифу.
Однако это относится не ко всем банкам. Так, по словам директора департамента по кредитованию физических лиц на покупку автомобилей АКБ "Правэкс-Банк" Кристины Бойко, их банк сотрудничает с "серыми" дилерами. "Они — полноценные игроки на автомобильном рынке и на большинство таких автомобилей есть все необходимые документы, предусмотренные законодательством Украины", — объясняет эксперт. В банке "ПУМБ отношение к "серым" более осторожное. Кредитный менеджер отделения на Позняках Виталий нам объяснил, что сделку и автосалон проверяет служба безопасности банка — кредит дадут только после этой процедуры, если автосалон согласен сотрудничать с финансовой структурой.
Автомобиль | Официальный дилер, $ | "Серый" дилер, $ |
Cadillac Escalade AWD | 105 104,2 | 95 673 |
Acura MDX | недоступна | 68 373 |
Mazda CX9 | 60 604 | 58 235 |
Toyota Rav4 | 41 963 | 39 797 |
Nissan Tiida | 19 890 | 18 760 |
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ АМЕРИКАНСКИЕ АВТОМОБИЛИ ОТ ЕВРОПЕЙСКИХ*
1. Красный цвет задних указателей поворотов (стандарт ДСТУ UN/ЕСЕ R48-02:2002 требует только оранжевый цвет указателей поворотов);
2 .Иногда отсутствуют боковые повторители указателей поворотов;
3. Подфарники (передние габаритные огни) — с оранжевыми огнями (согласно с ДСТУ UN/ЕСЕ R48-02:2002 цвет должен быть белым);
4. Место для установки регистрационного номерного знака не освещено, номерной знак часто – квадратный, а не прямоугольный;
5. Отсутствуют задние противотуманные фары, которые, согласно ДСТУ UN/ЕСЕ R48-02:2002, являются обязательными для транспортных средств;
6. Установлено стекло, коэффициент светопропускной силы которого значительно меньше нормативных требований.
* информация Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД)
Владислав Бовсуновский, Алена Реус