Жизнь без техосмотра: все перемены для водителя

"Сегодня" узнала все подводные камни отмены ТО.

То, о чем так долго мечтали украинские водители, наконец случилось: Рада приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного госрегулирования в сфере автомобильных перевозок". Он отменяет техосмотр для частных автомобилей, а также лишает ГАИ какого-либо отношения к его проведению. Главная причина настолько кардинального шага — техосмотр давно превратился в систему незаконных поборов с автовладельцев и источник коррупции. Так, известен случай, когда журналисты купили талон на "Запорожец" без двигателя (см. фото).

В данный момент закон находится на подписи у президента, однако с учетом того, что это его собственный законопроект, вероятность, что он его "завернет", является крайне низкой. Так что в августе закон уже должен заработать.

Реклама

По подсчетам главы МВД Анатолия Могилева, только официальные доходы ГАИ от этой процедуры составляли почти полмиллиарда гривен. А с учетом того, что практически каждый автомобилист добавлял к официальным платежам несколько сотен гривен в виде взяток, общая сумма потерь от закрытия "кормушки" составляет, по различным подсчетам общественных организаций, от 1,5 до 3 млрд гривен — именно столько денег останется в карманах украинских автовладельцев.

Но у многих водителей предстоящие нововведения вызывают опасения, что в них есть подвох и расходы только вырастут. Например, из-за подорожания страховки. Кроме того, новый закон отменяет нотариальное оформление автодоверенностей — не вызовет ли это новые проблемы?

"Сегодня" в поисках подводных камней изучила все изменения "под микроскопом".

Реклама

ЧТО МЕНЯЕТ НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


Диагностика. Ее будут производить только на частных СТО. Фото: А. Савранский

Отметим, что технический контроль не отменяют полностью, но изменения, прописанные в принятом Радой законе, можно назвать революционными.

Реклама

ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Понятие "государственный технический осмотр" полностью исчезнет. Его сменит термин "обязательный технический контроль". При этом в законе четко написано, что ему не подлежат все легковые автомобили и прицепы к ним в независимости от возраста. Слово "обязательный" относится лишь к коммерческим грузовикам, автобусам и такси. Но и для них сделали поблажку: автомобилям возрастом до 2-х лет проходить ТО не нужно. А сама процедура будет производиться лишь на частных СТО, которые будут нести ответственность в случае незаконной выдачи документов про исправность автомобиля.

ПРАВА ИНСПЕКТОРА. В изменениях в законодательстве появился исчерпывающий перечень причин, по которым сотрудник ГАИ имеет право останавливать автомобиль. Несмотря на то, что он довольно длинный (начиная с сомнений инспектора в способности водителя управлять автомобилем по характеру вождения до подозрений в угоне), полномочия гаишников не увеличились — перечень скопирован из ныне действующих инструкций.

Но появилась неточность, которая, судя по опыту прошлых лет, приведет к конфликтам. Инспектора получили право отстранять от управления в случае подозрений, что водитель находится в состоянии опьянения. Проблема в том, что не конкретизировано, что это за состояние, в отличие от ПДД, где написано и "алкогольное опьянение", и "воздействие лекарственных и психотропных средств".

Еще один сложный момент: в законодательстве сохраняется право инспектора штрафовать водителя в том случае, если он обнаружит, что тот эксплуатирует авто с техническими неисправностями. Но всем известно, что обнаружить несоответствие, например тормозной системы, нормам и стандартам или проверить состояние ходовой без спецоборудования невозможно. Не будет ли так, что сотрудники ГАИ станут определять неисправности "на глаз"?

Отметим, что в ЕС такой контроль поизводится мобильными бригадами: полиция работает совместно с специально подготовленными экспертами. Например, в Германии контроль проводят спецгруппы, которые возят диагностическое оборудование в специальных микроавтобусах.

СУДЬБА ДОКУМЕНТОВ

ТАЛОН. Правительственный уполномоченный по дерегуляции Михаил Бродский неоднократно заявлял, что цена в 80 грн. на нынешние пластиковые талоны (которые выдают после прохождения ТО в ГАИ) завышена в несколько раз. Причем, по его словам, большая часть денег идет не в бюджет МВД, а частной структуре, зарабатывающей на печати сверхприбыли. Отметим, что раньше эти талоны были бумажными и стоили около 12 грн.

В новом законе талоны ТО отменяют полностью, в том числе и для коммерческих транспортных средств, для которых техосмотр является обязательным. Вместо него вводится понятие протокол проверки транспортного средства. Этот документ будет представлять собой бланк строгой отчетности, а при его заполнении сотрудники станции диагностики обязаны дублировать всю информацию в базу данных, которую планируется создать в ближайшее время на основе существующей базы ГАИ. И хотя в законе прописано, что сам бланк является платным, стоить он должен недорого — голографическая защита не является обязательной, а печатать его будут на бумаге. Вот этот документ водителям коммерческих автомобилей и нужно возить с собой вместо талона.

ПУТЕВКА. Еще одно приятное нововведение — отмена обязательного ведения дорожных листов (на водительском сленге — путевка). Дело в том, что такой документ нужен в основном для автотранспортных предприятий, а организации, которые перевозками не занимаются, теперь могут просто выписывать своим сотрудникам обычные доверенности или просто передавать техпаспорт.

СТРАХОВОЙ ТАЛОН. За выдачу полиса автогражданки без проверки наличия протокола с СТО страховщику грозит штраф. А спецзнак (крепится на лобовое стекло) к полису "автогражданки" официально признали бланком строгой отчетности — при его выдаче страховой агент будет обязан вносить информацию в базу данных.

ТРИ ОПАСЕНИЯ УКРАИНСКИХ ВОДИТЕЛЕЙ


Не переживайте. Без талона ТО за границу пускать будут. Фото УНИАН

Любые нововведения в нашей стране вызывают у автомобилистов опасения, что их расходы вырастут либо появятся новые проблемы — на протяжении последних 20 лет так и было. Мы проанализировали: действительно ли стоит бояться.

1. ТЕХОСМОТР ВЕРНУТ ИЗ-ЗА ТРЕБОВАНИЙ ЕС

Слух об этом ходит среди автомобилистов вот уже несколько месяцев. Такое опасение аргументируют тем, что во всем мире техосмотр есть — как без него? Некоторые "эксперты" на интернет-форумах даже заявляются о том, что техосмотр для частных легковых автомобилей введут по причине того, что наши машины не будут выпускать за границу — якобы это прописано в международных конвенциях.

На самом деле, согласно с Венской конвенцией от 2001-го года, Украина действительно взяла на себя обязательства проводить регулярный техосмотр для колесных транспортных средств. Но требования конвенции касаются лишь грузовых автомобилей и автобусов, а техосмотр для них, как известно, не отменен. То есть для выезда за границу на своем авто по-прежнему достаточно лишь купить полис "Зеленая карта" и прицепить наклейку UA. А в случае, если автомобиль управляется по доверенности, нужно оформить в ГАИ временный техпаспорт. Но, как и сейчас, в случае езды на неисправном транспортном средстве за границей дорожная полиция может оштрафовать и забрать машину на штрафплощадку.

2. ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ ПОБОР

Это опасение связано с предыдущим. В законодательство вписали фразу о том, что доступ в базу данных о техосмотре является платным. Но это будет касаться СТО, которые закладывают цену в стоимость услуги по диагностике коммерческих авто. Но если предположить, что техосмотр вдруг вернут (если вдруг аварийность из-за его отмены вырастет), дополнительно будут платить и водители-частники. Если цена небольшая, ничего страшного. Но есть вероятность, что повторится нынешняя ситуация с талоном ТО, за который сейчас дерут по 80 грн.

3. СК БУДУТ ТРЕБОВАТЬ ТО

Такая идея высказывалась при подготовке законопроекта. Но в окончательном тексте требования доказать исправность автомобиля перед получением полиса нет. Напротив, в законе четко сказано, что технический осмотр для частных легковых автомобилей является необязательным.

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ШТРАФЫ. Пожалуй, главной проблемой при прохождении ТО сейчас является требование сотрудников ГАИ предъявить квитанции про уплату штрафов за нарушение ПДД за последние два года. Если какой-то квитанции не сохранилось, автомобиль ТО не проходит. Еще хуже, если водитель не заплатил один или несколько штрафов вовремя: согласно с Админкодексом Украины, сумма штрафа удваивается. Например, три штрафа за превышение скорости (по 355 грн.) превращаются из 1065 грн. в 2130 грн. Из личного опыта отметим, что заплатить инспектору взятку и получить талон ТО без уплаты штрафов обойдется в 800 грн. То есть государство не получает ничего, а деньги идут в карман коррупционеров. Согласно с изменениями в ЗУ "Про дорожное движение", у МВД забрали функцию контроля за уплатой штрафов одновременно с отменой техосмотра для частных автомобилей.

Но это вовсе не означает, что штрафы теперь можно не платить. Дело в том, что эта функция теперь переходит в компетенцию Исполнительной службы Минюста. На автомобиль либо другое имущество водителя-штрафника легко могут наложить арест, вплоть до конфискации — такие случаи уже были.


Сбор включен в цену топлива. Фото: А. Яремчук

ТРАНСПОРТНЫЙ СБОР. В прежние годы для получения талона ТО нужно было предъявить квитанции об уплате транспортного сбора. Но с вступлением в силу Налогового кодекса транспортный сбор включили в цену топлива в виде акциза, что вызвало подорожание бензина и дизтоплива на 20—30 копеек (в зависимости от топлива) на каждом литре. Не так давно размеры сбора уменьшили, чтобы снизить рост цен, но собираются вновь вернуть (по инициативе министра инфраструктуры). Это повысит цены на стеллах АЗС на 30—40 коп. (до 10,7—11 грн. за литр 95-го), но другого выхода найти деньги на ремонт дорог нет.

СТРАХОВЫЕ НЮАНСЫ


Автострахование. Может чуть подорожать для кредитных авто. Фото: И. Шаповалов

Сразу после того, как ВР Украины приняла закон, отменяющий техосмотр, по интернету и в СМИ прокатились слухи о том, что якобы страховщики сразу поднимут цены на полисы.

В страховых компаниях, которые мы обзвонили, нам рассказали, что не готовы к официальным комментариям, пока президент не подпишет закон. Но и без всяких комментариев можно сказать, что изменение цен на полисы "автогражданки" не зависит от техосмотра — расценки прописаны в законодательстве. Однако с октября в продаже не будет "дешевых" полисов 2-го и 3-го типа (застрахована лишь ответственность водителей, вписанных в полис) — по причине вступления в силу закона, позволяющего оформлять ДТП без ГАИ, согласно с которым остается лишь один тип полисов — 1-го типа (застрахована ответственность любого водителя, управляющего авто на законных основаниях), которые примерно на треть дороже.

А цены на полисы КАСКО зависят от спроса, который сейчас невысок — если подорожают, просто никто не будет покупать. Поднять цены могут лишь для кредитных авто, владельцев которых страховаться заставляет банк. И тут действительно страховые компании могут потребовать дополнительный осмотр при ежегодном заключении договора КАСКО. И, соответственно, потребовать за это допоплату. Но порядок цифр небольшой. Диагностика стоит около 100 грн.

КАК ВЗЯТЬ АВТО НА ВРЕМЯ

Передать автомобиль во временное пользование — право, закрепленное в Гражданском кодексе. В его нынешней редакции в ст. 828 написано, что в случае с автотранспортом договор долга должен быть оформлен в письменном виде и нотариально заверен.

Согласно с принятыми изменениями, нотариальное оформление такой сделки теперь не является обязательным. Более того, одолжить автомобиль теперь можно и вовсе без письменного договора.

Но в том случае, если вы одалживаете автомобиль, лучше все-таки оформить такой договор в письменном виде — так поступают, например, российские водители. Дело в том, что в случае возникновения конфликта (а случаи, как известно, бывают разные), владелец может подать заявление в милицию о том, что автомобиль у него взяли незаконно. А за это могут завести уголовное дело по ст. 289. А даже неоформленный у нотариуса письменный договор является защитой от ложных обвинений, например, в угоне.

ПРАВА МОЖНО НЕ ОТДАВАТЬ

Одно из наиболее революционных и позитивных изменений в законодательстве состоит в том, что водителям отныне не нужно будет отдавать гаишникам права, документы на автомобиль и страховой полис в руки — в изменениях в ЗУ "Про милицию" обязанность водителя "передавать документы" заменили на слово "предъявить". Кроме того, у милиции теперь нет права требовать предъявления полиса автограждансокой ответственности "просто так" (его нет в перечне обязательных документов) — только при оформлении протокола про нарушение ПДД.

Напомним, что эти два пункта вызывали наибольшее количество конфликтов между сотрудниками ГАИ и автомобилистами. Нечетко выписанyое законодательство приводило к тому, что водители и инспектора по-разному понимали свои права и обязанности. Так, известно много случаев, когда водители показывали документы через стекло, не отдавая их для проверки инспектору в руки (хотя ПДД требует их передать). Реакция гаишников — применение к таким водителям физической силы и задержание за злостное неповиновение (автомобиль при этом доставляли на штрафплощадку). Кстати, известны случаи, когда за отказ передать в руки инспектору документы водителей доставляли в суд, а судьи назначали наказание в виде 15 суток в КПЗ. Теперь, как видим, то, что раньше считалось неповиновением, стало правом автомобилистов — есть надежда, что издевательства над водителями останутся в прошлом.

Но стоит отметить, что если в ближайшее время не будет изменений в ПДД, конфликты возникать будут. Дело в том, что, хотя в законодательство и внесли изменения, правила пока что остались прежними: в пункте 2.4 написано слово "передать", в том числе и по отношению к полису автогражданской ответственности. Но даже если в течение месяца их не успеют изменить, отметим, что ПДД являются лишь Постановлением Кабмина — законы имеют над ними высшую юридическую силу. То есть не соответствующие законодательству требования инспектора ГАИ можно игнорировать.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
51,59
50,44
51,84
27,57
53,40
51,40
52,40
27,39
54,50
52,50
52,00
27,71
55,09
53,49
55,09
28,69
55,25
53,71
53,85
27,85
58,99
56,99
56,99
28,97
58,99
56,99
56,99
28,98
59,49
55,81
55,88
28,38
59,99
57,99
57,99
28,98
-
49,51
49,31
26,89
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

65513.82

Dogecoin (DOGE)

0.13

Ethereum (ETH)

3389.04

Litecoin (LTC)

81.58

Ripple (XRP)

0.61

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять