Что меритократы сделали для украинских дорог?

"Когда в Украине будут нормальные дороги – тогда я поверю, что реформы состоялись", – говорит украинская экспатка в Польше. Спрашиваю ее – хороши польские дороги? Говорит – прекрасные, и Украине до них еще копать и копать. О копать не спорю, но решаю провести и для нее, и для всех кому интересно, небольшой ликбез о том, что происходит с нашими дорогами.

Дисклеймер

Если ищете статью об очевидном – плохое состояние наших дорог и коррумпированность отрасли – погуглите что-то другое. Этот текст – о разумном менеджменте, которого так не хватает не только дорогам, и о решениях, которые не станут панацеей, но уже меняют ландшафт и горизонт событий.

Для справки: по состоянию на июль 2018 – более 95% дорог Украины находятся в состоянии, не соответствующем нормам. Самый высокий процент разрушений на дорогах зафиксирован в Черкасской, Николаевской, Луганской и Донецкой областях. Капитальный ремонт украинских дорог оценивается в 2 трлн грн.

К чему здесь поляки

В 2016 ДА "Укравтодор" возглавил Славомир Новак, экс-министр транспорта Польши, харизматичный антикризисный менеджер с улыбкой Джорджа Клуни. На пути к успеху и мировому признанию топ-менеджера стоит стена украинской лени и ненасытной коррупции.

В отчетных презентациях, которые имеются в открытом доступе на сайте "Укравтодора", Новак пишет о следующих приоритетах:

  • децентрализация управления дорогами и децентрализация бюджетов;
  • прозрачные и подотчетные закупки;
  • независимый контроль качества;
  • привлечение международных инвестиций, кредитов и подрядчиков.

Рецепт качественных дорог простой – финансирование, подрядчики, план работ, сырье, контроль качества. Важно, что все ингредиенты должны быть самого высокого качества и в достаточном количестве, а четкое выполнение рецептуры (стандарты строительства) должно контролироваться: а) независимыми экспертами; б) заказчиком – в узком смысле Службой автомобильных дорог, в широком – гражданами и активистами, которые и являются конечными потребителями.

Все понимают, что надо делать, но что в этом плане сделал Новак и команда?

Самые заметные достижения касаются

- Начало работы Государственного дорожного фонда и распределение бюджетов и ответственности между "Укравтодором" и областными службами. То есть области получили в свое управление дороги местного и коммунального значения и 11,5 млрд гривен на финансирование (бюджет Укравтодора – 18 млрд).

Для того, чтобы запустить эту махину и отдать деньги на места, надо было не просто подписать "Меморандум" под вспышки журналистских камер, а провести инвентаризацию всех дорог, оценить их состояние, продумать и воплотить план по передаче, разработать и пролоббировать соответствующие законодательные изменения, а еще объяснить весь процесс на местах и провести соответствующее обучение.

Есть недовольные проведенной реформой? Без сомнения. Особенно те, кто вроде бы и деньги получил, но с этим – и центнер публичной ответственности. Правда, незнанием и неинформированностью чаще всего и пользуются – все ямы и кочки на местном уровне тоже любят приписывать "Укравтодору", а то что он отвечает только за дороги протяженностью "общегосударственного значения" – никто и слышать не хочет.

1542020913.5173

 - Введение новых правил игры в области: прозрачных, прогнозируемая и контролируемым. В этом же пункте – ИТС и GО Highway.

Приходилось читать книги по тайм-менеджменту? Может, так никогда и не было времени? Тайм-менеджмент в дорожной отрасли является основой нормальных ритмов, которые подстраивают под себя все индустрии. Едва ли не первая вещь, которую Новак сделал, заняв кабинет на улице Физкультуры, – ввел таск-менеджер для основной команды и вынудил заработать календарь закупок и календарь проведения работ. К 2016 году старт ремонтных работ начинался в сентябре, а должен был – в марте. Только последние два года дороги ремонтируются в ритме, приближенном к желаемому. Как утверждает эксперт по вопросам транспорта, в прошлом заместитель министра инфраструктуры Александр Кава, ремонты не только начинаются вовремя, но и значительно увеличились их объемы. Согласно отчету за 2017 – объемы отремонтированных дорог достигли своего рекорда за последние 5 лет.

ИТС и GО Highway

Глава "Укравтодора" Славомир Новак еще весной заявил, что все подготовительные работы по проекту GО Highway должны быть завершены к 2020 году.

45488874_284247352196495_2901339821077168128_n

Первым этапом реализации этого проекта будет построение платной дороги Краковец-Львов, второй этап – построение северного обхода Львова и дальнейшая реконструкция, где будет на то необходимость, также предполагается строительство автодороги между Львовом и Уманью. Планируется капитальный ремонт трассы в Одессу, а позже и капремонт и реконструкцию к первой категории трассы Одесса-Николаев-Херсон – это значит, что эту автомагистраль расширят с одной полосы в одну сторону до 2-4.

Кроме построения транснационального транспортного коридора, планируют создать единый офис управления дорожным движением (ИТС). В рамках этого учреждения будет функционировать интегрированный центр сбора данных и центральная система штрафов. Все это потребует минимальных человеческих ресурсов – для полноценной деятельности офиса надо будет всего 50 человек.

Интеллектуальная транспортная система (ИТС) будет отслеживать интенсивность движения транспорта, взвешивать грузовики в движении (Weight in Motion – WiM), автоматически отслеживать нарушения скорости и собирать всю эту информацию в одной ІТ-системе. А это значит – минимальные коррупционные риски, оперативное принятие решений и очищение дорог от главного разрушителя – перегруженных фур.

Экономический рост без дорог невозможен

Есть многочисленные исследования, которые доказывают, что инфраструктура, дороги, каналы связи – основа развития экономики и цивилизации как таковой. Если интересна тема – советую почитать исследования Всемирного банка. Это весомый аргумент в дискуссиях о том, почему именно дороги должны быть в приоритете на бюджетные расходы. В свое время Рузвельт вытаскивал экономику из Великой депрессии проектами строительства дорог, связавших все штаты, отцы-основатели Евросоюза осознавали, что именно общие дороги обеспечат свободу движения и единство содружества. Новак – не Рузвельт, но еще в 2016 заявил, что реформа дорог возможна лишь при условии достаточного финансирования. В течение двух лет велись политические дискуссии и торги, и только в январе 2018 начал работать Государственный дорожный фонд, по сути, единственный кошелек, который не просто собирает деньги на дороги, но и рассчитывает расходы таким образом, чтобы не было временных дыр в середине года, ремонты проводились вовремя, подрядчики получали деньги и никто не хватался за лопату посреди зимы.

Само существование такого "кошелька" уже является государственной гарантией финансирования дорог. Такого в независимой Украине никогда не было. Эту идею активно продвигали и бизнесу – призывая к тому, что работать с государством станет безопаснее. Но есть интересный факт: на первый взгляд, можно подумать, что вовремя получить деньги из государственного заказа – наибольший интерес подрядчика, но практика Януковича рассказывает, что задержка выплаты – самый большой праздник, потому что за каждый день – пеня, и в конце концов исполнитель получает больше – напрямую из госбюджета.

Дороги против сепаратизма

На главной странице сайта "Укравтодора" едва не комсомольский лозунг: за 5 лет все крупные города Украины должны быть качественно соединены  между собой. В Украине слабый внутренний рынок, слабые внутренние перевозки и в результате – слабая экономика. Но есть и более весомый агрумент – только страна, регионы которой постоянно общаются, имеют деловые и родственные связи,  является целостным пространством, которое может противостоять любой информационной войне.

Политическая карта

Выборы приближаются и конструктива становится все меньше в публичном поле. Вопрос дорог является одним из самых политизированных, потому что дороги интересуют всех (по результатам исследования GfK, реформу дорожной отрасли поддерживают 62% опрошенных, что на 21% опережает реформу децентрализации власти, которая оказалась на втором месте). Политики и их политтехнологи эти цифры тоже прекрасно знают и понимают, поэтому и успехи каждый хочет приписать себе, а сложности – переложить на плечи оппонента или "предшественника". Для реформы дорожной отрасли выборы – сложный период, потому что тогда, когда бизнесу, инвесторам и кредиторам нужна предсказуемость, стабильное финансирование - политика предлагает шквал критики, проплаченные информационные атаки и крики популистов, которые обещают золотые дороги за 33 гривны.

Незаангажированный ответ – у финансовых аналитиков: 1 евро, вложенный в дорожный сектор, дает 2,5 евро роста ВВП. Если сопоставить эти цифры с 200 млрд гривен (необходимых для полного восстановления дорожной сети за 10 лет) – а это около 6,2 млрд евро, то можно сказать, что инвестиции в дороги в итоге вернутся государству в виде 15,5 млрд евро ежегодно к ВВП (в 2017 ВВП Украины составил примерно 100 млрд евро). Пока эти деньги "Укравтодору" и не снятся, но в коня корм, и уже через несколько лет, если финансирование Агентства хотя бы не уменьшится, мы сможем увидеть и нормальные дороги, и общее развитие экономики.

Роль Новака в этом процессе – ключевая, потому что на нем сходятся все процессы, которые делают реформу в отрасли вообще возможной. Стоя между политикой, бюрократией и интересами бизнеса, он имеет свою цель – украинский кейс, успешную реформу в резюме, незапятнанную репутацию антикризисного менеджера. Сейчас в мире все больше господствует подход популистов, но после того, как они провалят свои обещания, все снова вспомнят о меритократах и управленцах, способных вытягивать миллиардные отрасли из хаоса.

Ирися Герцун

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,49
54,04
50,53
27,58
56,01
53,54
53,01
25,48
57,86
56,57
54,60
26,44
58,29
56,79
55,59
27,29
58,50
56,50
52,90
27,38
61,88
58,99
56,99
27,96
61,99
59,99
56,49
27,97
61,99
59,99
56,49
27,98
62,99
61,99
59,99
28,48
-
52,97
50,71
25,91
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

60863.9

Dogecoin (DOGE)

0.14

Ethereum (ETH)

2918.15

Litecoin (LTC)

80.58

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять