Какой будет финансовая полиция в Украине

Верховной Раде предстоит выбрать из нескольких принципиально разных вариантов

Сегодня Верховная Рада в первый раз может рассмотреть вопрос о создании финансовой полиции, или Национального бюро финансовой безопасности. Этот вопрос стоял в парламентской повестке дня 7 июня, но на него депутатам не хватило времени. Впрочем, если учесть, что закон о финансовой полиции ждал своего часа 10 лет – один день задержки роли уже не играет.

Десять лет раздумий

Идея финансовой полиции для Украины не нова. Создание органа досудебного расследования налоговых, таможенных и других финансовых преступлений было задумано еще 10 лет назад, когда страна огласила курс на Европу и вступление в НАТО. Собственно, как и создание Антикоррупционного суда. Подобные органы – норма не только для Европы, но для большинства цивилизованных стран.

Реклама

Тогда, в 2008 году, решили реформировать систему органов уголовной юстиции, создав отдельно национальную, финансовую и военную полицию, а также следственный отдел СБУ и Антикоррупционный суд. Соответствующее решение Совета нацбезопасности было введено в действие указом президента 8 апреля 2008 года.

Реформой предусматривалось, что новый правоохранительный орган будет выделен из налоговой службы (сейчас – Государственная фискальная служба), переберет на себя полномочия всех ведомств, занимающихся финансовыми преступлениями (Нацполиции, СБУ и др.), и будет подчиняться Министерству финансов.

Первая попытка создать финансовую полицию была предпринята еще до Майдана, в 2012 году. Был разработан законопроект, который предусматривал создание финполиции на новых принципах, благодаря чему будет сведено до минимума общение добросовестных налогоплательщиков с проверяющими органами, сделан акцент на аналитической, а не карательной деятельности проверяющих – одним словом, были перечислены все те позитивы для бизнеса, о которых говорится и сейчас. Застопорилось все на вопросах подчинения финполиции: премьеру или президенту? В итоге до рассмотрения проекта так и не дошли.

Реклама

В конце 2016 года о финансовой полиции вспомнили вновь. В марте 2016 года в Верховную Раду был подан проект закона "О финансовой полиции" (№4228), подготовленный группой депутатов из "Самопомощи", БПП, Радикальной партии и "Народного фронта". Но он ни разу не был вынесен на рассмотрение Верховной Рады. А в конце 2016 года Кабинет министров подал свой законопроект, который впервые попытался регламентировать деятельность будущей финансовой полиции. Он назывался "О внесении изменений в Налоговый кодекс (об улучшении инвестиционного климата в Украине)". И в этом документе название "финансовая полиция" не упоминается вообще, но ее создание запланировано на будущее. Некоторые эксперты полагали, что таким образом пытались затянуть создание финансовой полиции. Другие говорили, что это был "компромиссный вариант", который позволил хоть немного продвинуться в решении дискуссионного вопроса.

Кабминовский проект прошел парламент буквально за месяц и вступил в силу с 1 января 2017-го. При этом оказалось, что впопыхах ликвидировали и налоговую милицию. Как потом говорилось, "из-за технической ошибки". Которую, правда, решили не исправлять, а создать, наконец, новый орган финансовых расследований. "Стоит ли исправлять ошибку, опять легализуя репрессивную налоговую милицию? Очевидно, что нет. Нужно двигаться только вперед", – написал тогда на своей странице в Facebook новоназначенный глава Минфина Александр Данилюк (который был уволен вчера – в день, когда закон о финполиции впервые должен был рассматриваться парламентом).

В 2017-м в Верховную Раду поступило сразу 3 законопроекта о новой службе противодействия злоупотреблениям в сфере финансов. Правда, эта служба уже называлась не "финансовой полицией", а "Национальное бюро финансовой безопасности".

Реклама

19 марта был подан в Раду проект Нины Южаниной – №8157. На следующий день, 20 марта, зарегистрирован одноименный законопроект группы депутатов "Самопомощи", БПП, "Народного фронта" и других – №8157-1. А 3 апреля появился третий законопроект – со старым названием ("О правовых основах организации и деятельности финансовой полиции". Ему был присвоен номер 8157-2.

Законопроекты 8157 и 8157-1 планировалось рассмотреть в апреле, однако в парламенте не набралось голосов, даже чтобы включить их в повестку дня. Так что сейчас парламенту предстоит впервые высказаться по вопросу новой финансовой службы.

В чем разница между проектами

Одним из вопросов, который по-разному трактуется в проектах, стал, опять-таки, вопрос подчинения новой службы. В проекте Нины Южаниной декларируется "независимость Нацбюро финансовой безопасности от всех государственных институций", но подотчетность Верховной Раде и президенту. Назначение главы Нацбюро также возлагается на президента.

Оба альтернативных проекта предлагают подчинить Нацбюро финбезопасности (финполицию) Кабмину через Министерство финансов. Они акцентируют: среди полномочий гаранта отсутствует контроль над финансовым ведомством. А Конституция запрещает принимать законы, которые бы расширяли его полномочия.

Впрочем, вопросы национальной безопасности – как раз компетенция президента. А новый вариант названия структуры – Национальное бюро финансовой безопасности – как раз содержит слово "безопасность"

Авторы законопроектов 8157-1 и 8157-2 критикуют проект 8157 также за то, что он позволяет набирать в новую структуру "старых" налоговиков и таможенников. Еще – за то, что назначенный президентом глава НБФБ сможет занимать эту должность неопределенный срок. Кроме того, НБФБ частично перебирает на себя функции НАБУ, чем закладывает основы неэффективной работы этой структуры, считают авторы альтернативных законопроектов. Есть у них и целый ряд других замечаний.

Основные положения законопроекта 8157 приведены в таблице.

32778146_626751620994784_7005335472184492032_n

Фото со страницы НБФБ в Facebook.

За основу разработки обоих альтернативных проектов был взят "старый" законопроект от 2016 года. Тексты проектов 8157-1 и 8157-2 совпадают процентов на 80, но 8157-2 является как будто дополненным и конкретизированным вариантом 8157-1.

Есть и более серьезные отличия. Например, проект 8157-1 предлагает установить предельную численность личного состава НБФБ в 3000 человек, а 8157-2 – в 1500 человек. При этом в обоих проектах есть ремарка, что "предельная численность личного состава может изменяться, в зависимости от уровня преступности", и увеличиваться по решению Кабмина.

По-разному альтернативные законопроекты предлагают формировать состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов на руководящие должности НБФБ/финполиции. В проекте 8157-1 предлагается такой состав: 3 кандидата от общественного совета при НБФБ и по одному члену от комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности, от комитета ВР по налоговой политике, от министра финансов, от Нацагентства по вопросам госслужбы, от съезда адвокатов, от Всеукраинской конференции работников прокуратуры.

В проекте 8157-2 комиссия состоит из 3 представителей общественного совета при финансовой полиции, 3 представителей Кабмина и 3 представителей международных организаций, которых, впрочем, тоже назначет министр финансов: от Комитета экспертов Совета Европы по оценке средств борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), от Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и Группы по разработке фин6ансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

В первом варианте комиссия считается работоспособной при назначении 6 человек, во втором – 7. В обоих вариантах руководитель избирается на 5 лет и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Какую финансовую полицию выберут для Украины народные депутаты – покажет обсуждение законопроектов и голосование.  

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,49
54,04
50,51
27,58
56,01
54,01
53,51
25,48
57,94
56,49
54,81
26,65
58,29
56,79
56,09
27,88
58,50
56,50
53,90
28,04
61,88
58,99
56,99
28,59
61,99
59,99
56,99
28,47
61,99
59,99
56,99
28,48
62,99
61,99
59,99
28,98
-
53,05
50,85
26,03
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62487.93

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3009.15

Litecoin (LTC)

81.78

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять