В гостях у сайта "Сегодня" побывал заместитель министра социальной политики Николай Иванович Шамбир. Темой нашего разговора была пенсионная реформа. Говорим детально о накопительной системе, пенсиях для военных, наполнении Пенсионного фонда и т.д.
- Что предусматривает план мероприятий по внедрению накопительной системы общего обязательного государственного пенсионного страхования, который в прошлом году утвердил Кабмин?
- Предусматривается, в первую очередь, подготовка законодательного поля для запуска накопительной системы. Законом, который был принят 3 октября прошлого года (закон №2148), было предусмотрено, что с 2019 года следует начать оплату взносов в обязательную накопительную систему. Именно это является указателем, который говорит о том, что мы должны сделать все мероприятия для того, чтобы это произошло. И план, который был утвержден распоряжением Кабмина, как раз содержит эти мероприятия. Это и разработка законодательства, и разработка институционных компонентов для того, чтобы можно было внедрить оплату взносов в накопительную систему с 1 января 2019 года.
Сейчас есть законопроект в Верховной Раде. И есть концепция, которая разработана нашим регулятором – Комиссией по ценным бумагам. Она более системная. Хотя не буду говорить, что закон не системный. Закон тоже содержит очень много правильных положений. Возможно, какие-то нужно видоизменять... Но в целом это две разные концепции. Какая из них будет принята за основу, посмотрим.
- Чем отличаются эти две концепции?
- Разное в них – это то, кто будет оператором этих денег. По сути, концепция Комиссии по ценным бумагам предусматривает оператором государственного регулятора – Накопительный пенсионный фонд, который будет создан при Пенсионном фонде Украины. А законопроект №6677 определяет операторами негосударственные пенсионные фонды.
Я не скажу, что лучше. Оба варианта имеют свои преимущества. Понятно, что концепция, которая нарабатывается Комиссией, найдет свою поддержку во всех соответствующих институциях. Но в целом и такое предложение есть.
Почему Нацкомиссия предлагает государственного регулятора? Она видит, что такой вариант будет намного дешевле. И так больше гарантий, что средства людей будут сохранены. Это является безусловным преимуществом концепции Комиссии по ценным бумагам. Хотя я бы не сказал, что эта концепция намного лучше другой. Может быть и так, и так. Сейчас идут достаточно серьезные дискуссии, серьезная проработка этих вопросов.
Также есть много других вопросов: по размеру, по механизму оплаты взносов. Это также сейчас обсуждается. И я бы не сказал, что мы уже определились по основным позициям. Сейчас мы нарабатываем такой механизм со специалистами, чтобы определиться, может быть, даже не по самой концепции, а определить основные параметры, по которым мы можем договориться. И в зависимости от этого одну из концепций будем дорабатывать.
- Кто будет вносить средства по накопительной системе: работник или работодатель?
- До конца это пока не определено. Это станет понятно только тогда, когда будет принят закон. Сейчас этот вопрос тоже обсуждается. Есть механизм, когда взнос будет оплачиваться из личных средств человека. Есть предложения, что это будет делать работодатель. Есть и другие предложения. Сейчас эти вопросы очень серьезно обсуждаются. Окончательной позиции пока нет.
- Существуют ли расчеты, сколько денег нужно будет платить в месяц, чтобы пенсия была высокая? Не такая, как сейчас.
- В зависимости от того, что мы понимаем под словом высокая. Все будет зависеть от того, сколько человек будет платить. В обоих концепциях предусматривается в первый год существования системы платить 2% от заработной платы. Есть предложение о том, что размер взносов будет увеличен до 7%. Также есть предложение, что они будут увеличены до 15%. То есть, опять-таки, это вопрос, который еще обсуждается. И еще очень много нужно сделать, чтобы до конца определиться в этом вопросе.
И проблема даже не в том, сколько нужно сделать и какой размер установить. Этот размер должен быть серьезно обоснован. Он должен быть финансово обеспечен. Это основной параметр для определения размера.
- Может ли человек, который находится в предпенсионном возрасте, уже сейчас как-то позаботиться о своей пенсии?
- Человек должен всегда сам заботиться о своей пенсии. А для того, чтобы иметь пенсию, он должен регулярно платить взносы как по накопительной, так и по солидарной системе. Если человек работает легально, если у него высокая, достойная заработная плата, то и пенсия будет такая же. Потому что солидарная пенсия зависит от суммы взносов, которые человек платит в Пенсионный фонд.
Сегодня есть возможность позаботиться о своей пенсии, государственной и не только. Человек может платить взносы в негосударственные пенсионные фонды и, соответственно, иметь какую-то надбавку к той пенсии, которая будет обеспечена государственной системой.
- Существующие негосударственные пенсионные фонды достаточно надежны?
- Сказать, что они абсолютно надежны я, конечно, не могу. Но у нас существует достаточно серьезная система защиты этих денег. Я не говорю о сложных финансовых кризисах, которые у нас были. Но даже во время кризиса 2008 года (а фонды были созданы в 2005 году) эти фонды сохранили деньги и развиваются. То есть они существенно не потеряли деньги. Даже в этих очень сложных условиях негосударственная система пенсионного страхования выжила. Она существует, и это дает основания рассчитывать на нормальное развитие этой системы.
- Планируется ли широко внедрять систему добровольного пенсионного страхования?
– Система добровольного пенсионного страхования у нас существует с 2005 года. У нас есть 64 негосударственных пенсионных фонда, которые на сегодняшний день работают и выживают в сложных условиях. Есть прирост накопления и участников, хотя, возможно, не такой, как бы нам хотелось. Но это зависит не только от фондов. У нас достаточно сложная экономическая ситуация и высокая инфляция. Поэтому мы не можем говорить о сумасшедшем развитии этих фондов на сегодняшний день. Если мы преодолеем экономические проблемы, то сможем ожидать от этой системы намного большего.
- Какие нововведения планируются в текущем году для пенсионеров?
- Я бы не сказал, что будут какие-то особенные нововведения, поскольку мы не предусматриваем каких-то изменений в законодательстве. Хотя некоторые готовятся. Но есть нормы, которые на сегодняшний день уже работают или должны работать. В частности, накануне 1 апреля вступает в силу одно из нововведений закона №2148 – автоматический перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Это тоже достаточно существенный шаг, если не кардинальный.
Ранее, если человек работал после назначения пенсии, каждые два года разрешалось делать перерасчет. Для этого нужно было идти в Пенсионный фонд и писать заявление. Многие не знали или забывали об этом. Мы убрали необходимость писать заявление и сделали автоматический перерасчет. Есть люди, которые проработали и пять, и десять лет, и не делали перерасчета, хотя имели на это право. Поэтому я считаю, что автоматический перерасчет достаточно серьезный шаг. Уже в апреле кто-то из них получит больше.
Есть, правда, определенные технические проблемы. Поэтому, возможно, что кто-то получит повышенную пенсию не в апреле, а в мае. Эти вопросы мы сейчас отрабатываем. Но в целом люди получат в апреле надбавку за стаж, если они имеют на это право. И им не надо будет идти в Пенсионный фонд, это теперь будет делаться автоматически.
- Почему в прошлом году возникла проблемная ситуация с пенсиями для военных? Как она решается сейчас?
- Я бы не сказал, что ситуация с военными – это что-то новое. Проблемная ситуация у нас была и по гражданским пенсиям. С одной стороны, потому, что законодательство не предусматривало системной индексации пенсий, которая работала бы автоматически, без принятия каких-то дополнительных решений. С другой стороны, есть банальная проблема: всегда не хватает денег. Потому что, прежде чем принимать какое-то новое постановление, нужно найти деньги. И, как правило, это всегда превращается в большую проблему.
Это и есть суть проблемы. Чтобы решить этот вопрос по гражданским пенсионерам, был принят закон. Мы осовременили пенсии. Начиная с 2019 года, будет идти ежегодный их перерасчет, и теперь не нужно будет отдельного решения ни Верховной Рады, ни Кабмина. Все будет делаться в автоматическом режиме, и средства должны будут предусматриваться в бюджете, потому что уже есть действующий закон.
По сути, такая же проблема у военных пенсионеров. Необходимы изменения в закон, которые будут предусматривать как решение имеющихся проблем, так и постоянную индексацию пенсий. Поэтому мы готовили отдельный закон. Его утверждение идет достаточно сложно, и именно поэтому Кабинет министров принял решение сделать повышение с 1 января 2018 года. Потому что проблема наболевшая. Время идет, и решать проблему надо. Мы готовились к этому решению и были предусмотрены средства для данного шага. Именно поэтому мы приняли такое решение о перерасчете пенсий. Это полностью не решает проблему, поскольку его далее нужно дорабатывать. Но мы абсолютно согласны, что пенсионеры не должны быть заложниками какой-то бюрократической машины.
- Почему в законодательном плане закон о военных пенсиях продвигается сложно?
- Проблема в том, что мы предлагаем новые подходы. И эти подходы наталкиваются на несогласие. С другой стороны, всегда очень сложно изменить то, что есть. А если мне говорят, давайте не будет менять закон, там и так все хорошо, то почему же мы тогда так живем? Я считаю, если закон не работает, если есть проблемы, то нужно кардинально все менять и вносить какие-то новые подходы. Именно это мы пытаемся сделать. И я думаю, мы достигнем своего результата.
- Какой самый высокий уровень пенсии в Украине сейчас?
- У нас в законе есть ограничения. Размер пенсии должен быть не больше 10 минимальных прожиточных минимумов, установленных законом. На сегодняшний день – это 1373 гривны, соответственно, максимальный уровень пенсии – 13 730 гривен. Ни одна пенсия, которая назначается сейчас, не будет больше этого размера.
Другое дело, что есть пенсии, которые были назначены раньше, когда действовали другие нормы, и эти пенсии намного больше. Ограничения были введены только в 2009 и в 2011 году. Соответственно, пенсии, которые были назначены до этого, могли быть выше. И Конституция не позволяет уменьшать размер, который уже был назначен. Поэтому мы оставили те размеры, которые были, и они продолжают выплачиваться. Но они не индексируются и не пересчитываются. То есть остаются в том размере, который есть
- Какой размер самой большой пенсии?
- Самая большая пенсия была у летчика-испытателя. Размер я не буду называть. Другой вопрос, что есть высокие пенсии у прокуроров, госслужащих, но их совсем небольшое количество.
- Сняты ли ограничения на пенсии госслужащих, судей и так далее?
- Ограничения есть, и они существуют для всех пенсий. Но у нас есть еще ежемесячное пожизненное содержание судей, и вот там ограничений нет. Но это не пенсия.
- Какая сейчас ситуация с наполнением Пенсионного фонда?
- Это всегда сложная ситуация. Но она усложнилась не после перерасчета пенсий, а после снижения единого взноса. В 2016 году был снижен единый взнос с 38,1% до 22%. Понятно, что этот вопрос повлиял на наполнение Пенсионного фонда. Эти деньги покрываются из Государственного бюджета. Но, тем не менее, всегда остается вопрос наполнения.
Перерасчет, который был сделан в прошлом году, был проведен за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд. То есть все средства, которые были получены за счет повышения заработной платы и минимальной заработной платы, были направлены на перерасчет этих пенсий. Сумма из госбюджета не была увеличена. Более того, она "заморожена" на несколько лет. Было 141 млрд. грн, в этом году – 139 млрд.
Мы могли бы пойти по очень простому пути: покрывать дефицит Пенсионного фонда не из госбюджета, а за счет этих дополнительных поступлений от увеличения заработной платы. Но было принято решение, что все дополнительные поступления пойдут на повышение пенсий. У нас пенсии и так достаточно низкие, поэтому нельзя дополнительными поступлениями закрывать дырки в бюджете Пенсионного фонда.
В прошлом году средняя заработная плата выросла на 37%. И на столько же добавилось денег в Пенсионном фонде, которые пошли на повышение пенсий. В этом году запланирован рост поступлений на 22%. Хотя по первым двум месяцам мы уже видим 25% роста.
Так что, если говорить о том, какое состояние Пенсионного фонда, я бы сказал – стабильное. Пенсия выплачивается ежемесячно, в четко обозначенные даты, все финансируется своевременно. Все дополнительные средства будут идти на повышение пенсий.
- После полного внедрения пенсионной реформы может ли сложиться ситуация, что человек останется вообще без средств к существованию?
- Если человек не работает, то он останется без пенсии. Что такое пенсия? Это не то, что дарится государствами. Пенсия – это то, что заработано человеком. У нас минимальный страховой стаж, который дает право на пенсию, – 15 лет. И это остается неизменным. Другой вопрос – какой размер пенсии будет при таком стаже. Понятно, что если один человек проработал 15 лет, а другой – 35 лет, то у них должна быть разная пенсия. И понятно, что, если человек платил больше взносов, он должен получать большую пенсию. Именно на этом построена пенсионная реформа. Так что нелегальная занятость отрицательно влияет на будущее человека.
Относительно того, может ли остаться человек без средств к существованию, скажу так: кроме пенсии у нас предусмотрена государственная социальная помощь, и, если человек не имеет минимального страхового стажа, то для него предусматривается социальная помощь по достижении 65 лет.
- Сколько на сегодняшний день составляет максимальный уровень государственной социальной помощи?
- Государственная социальная помощь назначается в размере прожиточного минимума. Прожиточный минимум сейчас – 1373 гривны.