Модерновая коммуналка: как из сферы ЖКХ в Украине изгоняют советское наследие

Очередей становится меньше, но через интернет все равно удобнее

Нас десятилетиями приучали к мысли, что общение с представителями жилищно-коммунального хозяйства — не для слабых духом. Редкий жэк мог бы похвастаться тем, что визит туда у простого жителя ассоциировался бы с хорошим настроением и комфортом. Там было все: неудобный для посетителя график, многочасовое ожидание в коридорах (причем, как правило, стоя), фирменное жэковское выражение лиц сотрудников и их же неподражаемый стиль общения. Порой выяснение пустякового вопроса или получение необходимой справки превращалось в нырок в ту самую тьму, где "плач и скрежет зубовный". Ну а потерянное время вообще считать было не принято...

Сейчас, с одной стороны, все вроде меняется. А с другой — изменения тут и там сопровождаются настоящими микропрорывами первозданного хаоса, когда на ровном месте появляются сложности в решении самых простых вопросов. Мы решили на примере столицы посмотреть, что же на самом деле меняется, и выяснить, как простому человеку без лишних проблем пережить эту эпоху перемен.

Реклама

"НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ", ИЛИ ДОЛГИЙ ПУТЬ К КЛИЕНТАМ

Как известно, в нашей стране погода меняется весьма неожиданно: зима, весна и осень наступают, когда поставщики коммунальных услуг абсолютно не готовы. В общем, как сформулировал на недавней пресс-конференции председатель правления — генеральный директор ОАО "Киевводоканал" Дмитрий Новицкий: "Изменения в законодательстве обязали поставщиков услуг дойти до каждого помещения и заключить прямые договора с жителями многоквартирных домов. Мы не были готовы к этому из-за отсутствия абонентской службы и надлежащего программного обеспечения".

Неготовность эта тут же аукнулась потребителю, которому для решения каких-то вопросов с тем же "Киевводоканалом" пришлось ездить аж на Троещину (для некиевлян: Троещина — это очень отдаленный от центра жилой массив, знаменитый своей плохой транспортной доступностью — Авт.).

Реклама

Другие монополисты в этом отношении подготовились получше. В итоге у "Киевэнерго" на 10 столичных районов оказалось 12 центров обслуживания клиентов, а у "Киевгаза" — 6. Куда лучше, чем один на город, но сказать, что это сильно порадовало жителей столицы, было бы преувеличением: необходимость куда-то добираться, зачастую еще и с пересадками, с мыслью об улучшении сервиса почему-то не ассоциировалась.

Два года столичные жители возмущались (каждый в пределах своего лексического запаса). И изменения пришли! Причем героем оказался как раз оказавшийся в наихудшем положении "Киевводоканал".

"Анализируя работу с потребителями и критику киевлян и СМИ, "Киевводоканал" совместно с ЦКС и профильными департаментом КГГА отработали проблемные вопросы и приступили к их решению", — так объяснил происходящее Дмитрий Новицкий. Буквально пару недель назад они подписали договор с коммунальным концерном "Центр коммунального сервиса", в результате которого во всех 74 пунктах приема граждан (в помещениях бывших жэков, разбросанных почти по всем районам столицы) последнего будут обслуживать потребителей "Киевводоканала". А в двух "неохваченных" районах представителей монополиста "приютили" работающие там коммунальные предприятия.

Реклама

ПЕРВЫЕ ШАГ К НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Места свиданий народа с коммунальщиками, какое б название каждое из них ни получило — "пункт приема", "сервисный центр", "единое окно" и т. д., — в большинстве своем унаследовали от постсоветских жэков не только помещения, но и склонность к причудливым графикам работы. Возможно, в былые времена такие графики имели некий сакральный смысл или как минимум тренировали у гражданина память и сообразительность. Но, как известно, советский человек трудностей не боялся, а уж приспособиться к работе жэка по полдня три раза в неделю — это вам не БАМ строить! Но это еще как-то проходило, пока все было стабильно и шло более-менее "по накатанной". А вот когда стало меняться все, начиная от тарифов и кончая всей схемой взаимодействия с ЖКХ, когда это все стало сопровождаться морем ошибок и накладок, народ, особенно старшего поколения, толпой повалил со своими вопросами и проблемами. Очереди в присутственных местах порой затмевали собой даже лучшие советские образцы! Интересно было наблюдать за эволюцией одного такого "единого окна", очередь к которому местные старушки начинали занимать с пяти утра. Сначала там вообще негде было приткнуться: срабатывал советский стандарт сервиса: вы пришли, значит, вам надо. Вот и стойте как хотите. Потом двор перед входом привели в порядок, поставили там лавочки. Немного стульчиков появилось и внутри помещения. А вот с проблемой очередей так ничего и не решили.

НАДО ЖАЛОВАТЬСЯ. Буквально за два дня до выхода этого номера мы решили посмотреть, как обстоят дела сейчас. Мы зашли в неприемный день — понедельник — и с удивлением обнаружили, что "единое окно" работает, все специалисты на местах и принимают, а людей нет вообще! Секретарь развеяла наше недоумение: оказывается, "окно" буквально на днях перешло на новый график работы: 5 дней в неделю, с 8:00 до конца рабочего дня. А народ еще к этому не привык. "Завтра, наверное, с шести утра по привычке прибегут очередь занимать", — предположила секретарь.

Так что, даже если работа ближайшей к вам коммунальной точки вселяет чувство безнадежности, не поддавайтесь ему. Загляните туда по дороге — вдруг там тоже что-то изменилось к лучшему. Ну а если нет, не ленитесь долбить жалобами все руководство — от самой этой точки до городской администрации. Как показывает опыт, это помогает.

new_image3_145

Очереди. Рождаются плохой организацией и графиками работы.

ЖАЛУЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ, ИЛИ КУДА ОБРАЩАТЬСЯ

Во-первых, вы можете жаловаться по линии управления самой коммунальной компании. Например, в Киеве созданы 10 управляющих компаний по обслуживанию жилищного фонда — по одной на район. Если вы недовольны работой конкретного жилищно-эксплуатационного участка, то можете обратиться с жалобой в саму управляющую компанию, к которой он относится. Ее контакты вы прочтете на доске информации на участке. Если вы не дождались благоприятного решения (или изначально не верите в его возможность), следует обратиться к властям: как говорит экс-министр ЖКХ, председатель Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко, если жалоба касается эксплуатации дома и придомовой территории, ваш путь лежит к местным органам власти. Например, в Киеве управляющие компании находятся под контролем соответствующих районных администраций. Вы можете подать туда обращение или записаться на прием к начальнику жилищно-коммунального хозяйства. Или сразу берите выше — городскую администрацию (горячая линия 15-51).

Если же вы недовольны компанией-монополистом, то, по словам Кучеренко, у местных властей сегодня маловато действенных механизмов влияния на них. Хотя попытаться все равно стоит: приструнить монополиста может Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг.

new_image2_172

Сервис. Фото с веб-камеры центра в Святошинском районе Киева.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ: КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СЕРВИС

Надо признать, что в столице появляются и "точки" нового образца. Например, сервисный центр Святошинского района, недавно открытый коммунальным концерном "Центр коммунального сервиса". От старого жэка в этом центре только здание, да и то облагороженное до неузнаваемости. Оформление — современное, с хорошим приемным залом и комфортными местами ожидания для посетителей. Доброжелательный администратор на стойке регистрации спрашивает, по какому вопросу вы пришли, и направляет к нужному специалисту. Плюс электронная очередь, где на табло вы можете наблюдать свое в ней продвижение. Людей немного, потому что график, как для нашего ЖКХ, просто фантастический: работает без выходных, причем с понедельника по пятницу, с 8 до 21 часа, а в субботу и воскресенье — с 9:00 до 17:00. Ну а каждый, кто заинтересуется, может понаблюдать все происходящее в центре с помощью веб-камеры на сайте концерна.

К сожалению, центров такого уровня пока планируется всего по одному на район. И второе "увы!": здесь пока можно решить вопросы только по содержанию дома и придомовой территории, а также по епархии "Киевводоканала".

ВМЕСТЕ. Тем временем жизнь настоятельно требует появления настоящего "единого окна", в котором действительно можно было бы решить все вопросы с "коммуналкой" — относительно воды, газа или электроэнергии. И "окно" это должно быть не одно на многомиллионный город, а, по крайней мере, в каждом районе. А еще лучше — в пресловутой шаговой доступности от потребителя. Вопрос в том, когда к этой необходимости прислушаются исполнители услуг. И здесь даже от доброй воли местной власти зависит далеко не все — эти предприятия должны сами договориться между собой. Определенные основания для оптимизма имеются: на базе "Центра коммунального сервиса" создано настоящее "единое окно" для ряда льготных категорий граждан. Это участники АТО, боевых действий, войны  — те, на кого распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты". Пока оно присутствует в единственном экземпляре. Но, по словам заместителя генерального директора концерна Вячеслава Олейника, такие "окна" планируют сделать во всех сервисных центрах концерна. Кроме того, ведутся переговоры с исполнителями услуг о создании подобных "окон" уже для всех граждан, не только льготников.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Впрочем, как бы ни развивалась сеть "наземного" сервиса, даже в самих центрах говорят, что сегодня значительную часть вопросов, с которыми к ним обычно обращаются, удобнее решать, не выходя из дома  — с помощью интернета. Так, все столичные монополисты на своих сайтах предлагают личный кабинет, где вы можете проконтролировать всю историю ваших расчетов с поставщиком. Там же можно увидеть большое количество уже готовых ответов на самые популярные вопросы, возможность обращаться со своими вопросами, предоставлять какую-то информацию (вроде показаний счетчиков) и тому подобное. Впрочем, по отзывам пользователям, частенько обращения на сайтах "зависают", и бывает, что быстрее оказывается дозвониться по телефону и решить все вопросы устно.

Если речь идет только о расчетах и о киевлянах, то им может оказаться удобнее не "гулять" по нескольким сайтам, а пользоваться сайтом Главного информационно-вычислительного центра Киевской государственно городской администрации. Здесь вы можете внести показания приборов, оплатить все коммунальные услуги, прояснить вопросы по истории платежей, а также получить ряд дополнительных услуг, от расчета вашей субсидии до пополнения мобильного счета или уплаты штрафов ПДД.

К БЕЗБУМАЖНОСТИ. Кстати, ГИВЦ недавно сделал еще один шаг из прошлого в технологичное настоящее: он внедрил полностью автоматизированную систему получения средств от потребителей за коммунальные услуги. То есть когда вы платите в отделении банка, информация об этом поступает в ГИВЦ в режиме реального времени (раньше обработка платежа занимала 3—5 дней). Привычная всем бумажная квитанция в отрывной правой частью отправилась в небытие. Вместо квитанций киевляне теперь получают счета-уведомления, содержащие QR-код, который позволяет со смартфона сразу зайти в свой личный кабинет на сайт ГИВЦ и в течение нескольких минут произвести оплату. Если же вы предпочитаете платить в отделении банка, то это можно сделать и без самого уведомления — просто назвав свой адрес. Вся необходимая для оплаты информация после этого появится автоматически.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64492.63

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3151.85

Litecoin (LTC)

84.49

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять