Будущее украинских дорог: десятки миллиардов на ремонт и строительство, но без "Укравтодора"

Каково состояние дорожной отрасли сейчас и что ее может ждать вскоре

Состояние дорог в Украине остается плачевным. Корреспонденты Сегодня.ua обратились за комментариями к профильным специалистами, которые разъяснили, в чем основная проблема дорог и когда можно будет ожидать существенных изменений.

Главный строитель украинских дорог – Государственное агентство дорог Украины. "Укравтодор", сообщает о недостаточном финансировании и слишком большом количестве проблемных магистралей: из 170 тыс. км дорожной сети общего пользования, более 150 тыс. км требуют капитального и текущего ремонтов или вообще реконструкции.

Реклама

"Почти 40% автомобильных дорог государственного значения не соответствуют современным требованиям по прочности, а более 51% – по ровности", – рассказывает Сегодня.ua директор Департамента развития дорог "Укравтодора" Сергей Цепелев.

По его словам, сегодня по территории Украины проходят 7 международных и национальных транспортных коридоров, однако имея самый большой в Европе индекс транзитности, из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия наша страна не использует и половины собственного транспортного потенциала.

Реклама

"Плотность украинских дорог в 4,6 раза меньше, чем в среднем по Европе, однако настоящей преградой для увеличения объемов транзитных автомобильных перевозок и прибыли от них является неудовлетворительное состояние 90% автомобильных дорог Украины", – отмечает Цепелев.

Среди причин критического состояния дорожной инфраструктуры директор Департамента развития дорог называет увеличение транспортных потоков и нагрузок от них, а также колоссальное недофинансирование отрасли в последние 10 лет.

"88% дорог было построено более как 30-40 лет назад из расчета нагрузки до 6,8 тонн на ось, современные тяжеловесные транспортные средства, которым по нынешним нормативам разрешено перевозить более 10-11 тонн, полностью разрушают дорожное покрытие. Поэтому значительно сокращается срок эксплуатации автомобильной дороги и пропорционально увеличиваются расходы на ее эксплуатационное содержание", – рассказывает Сергей Цепелев.

Реклама

По информации "Укравтодора", ежегодно необходимо выполнять работы по текущему и капитальному ремонту на 5 тыс. км автомобильных дорог государственного значения и 36 тыс. км автомобильных дорог местного значения.

"Выполнение этих нормативных потребностей возможно только при условии ритмичного финансирования в объеме 50-60 млрд грн. в год", – говорит Цепелев.

В этом году общая сумма финансирования дорожной отрасли составила 25,5 млрд грн., однако из-за выплат процентов по кредитам "Укравтодора" прошлых годов, на строительство дорог будет направлено чуть больше 2,5 млрд.

НА ПУТИ К РЕФОРМАМ

В начале апреля в Министерстве инфраструктуры Украины произошло интересное назначение. Министр Андрей Пивоварский пригласил к себе в команду известного в IT-кругах предпринимателя Романа Хмиля. Кроме своей основной деятельности, Хмиль вместе с другими автолюбителями уже год занимается собственной социальной инициативой – проектом реформирования дорожно-строительной отрасли в Украине MyRoad. По информации Романа Хмиля, именно это и стало поводом пригласить его занять должность руководителя департамента автотранспорта при Мининфраструктуры.

Сейчас на согласовании уже находятся первые законодательные акты, предполагающие значительное реформирование дорожной отрасли. Главным способом решить вопрос нехватки средств на строительство дорог Роман Хмиль видит возможность привлечения средств, которые поступают в госбюджет от акциза на нефтепродукты.

"Инициировано несколько депутатских и министерских законопроектов о создании государственного дорожного фонда и территориальных дорожных фондов на местах по областям, куда должны заходить акцизы на нефтепродукты и 5% на местном уровне с пистолета на АЗС и дальше целевым способом расходоваться только на дороги. Это увеличит сумму выделяемых на дороги средств в 3-5 раз. Эти деньги собираются уже сегодня, автомобилисты уже их платят, просто эти деньги идут не на дороги, а на другие цели. Акциз нефтепродуктов в этом году должен быть на уровне 35-40 млрд грн., еще 10 млрд будут собраны на местном уровне с пистолета на АЗС ", – рассказывает Хмиль в комментарии Сегодня.ua.

Руководитель департамента автотранспорта отмечает, что для качественного проведения реформ необходимо искоренить коррупцию, в том числе и в "Укравтодоре". Пути решения этой проблемы также заложены в тех же законопроектах, которые сейчас находятся на согласовании.

"Укравтодор" всегда был способом перераспределить денежные потоки, но никаких реформ там не происходило. Первое – это нужно реформировать "Укравтодор", оставить за ним только службу-заказчика. А функцию подрядчика и контролера приватизировать и передать на частный и конкурентный рынок. Эту реформу мы уже запустили",  говорит он.

По мнению Романа Хмиля, госагентство по дорогам уже чересчур устарело.

"Укравтодор" – это рудимент советского союза, который никогда не реформировался. При распаде Союза там работало 30 тыс. человек, сейчас там продолжает трудиться порядка 25 тыс. Это вертикально ориентированный холдинг. Понятное дело, что в рыночных условиях это работать не будет",  отмечает он.

Однако руководитель департамента автотранспорта уверен, что в большой организации есть и те, кто делает свою работу качественно

"Но там есть те, кто желает делать свою работу хорошо и нужно создать условия для них. Система очень гибкая, если сверху стоит задача воровать деньги, то система выстраивается под эту задачу, но если нужно эффективно использовать средства и современные технологии, то система тоже быстро перестраивается и начинает решать эту задачу", – говорит Хмиль.

9df5b01fe76afe3883cc8a9e8e3c3205

Руководитель департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры Роман Хмиль. Фото: соцсети

По словам чиновника, сумма, необходимая на развитие дорожной сети в Украине даже выше той, о которой говорят в "Укравтодоре".

"На самом деле, если мы хотим чинить дороги быстрее, нам нужно не 50 млрд в год, а 100 млрд и если мы посмотрим на соседнюю Белоруссию, то увидим, что они в какой-то момент подняли акцизы на нефтепродукты, в то время как у нас сейчас самые низкие акцизы в регионе. У нас акциз с литра бензина 15%, в то время как у соседей около 30%. То есть во всех соседних странах акцизы в два раза выше, соответственно у них в два раза больше денег на дороги. Но это имеет социальный эффект  – ведет к повышению себестоимости перевозок, ложиться нагрузкой на бюджет, на население, поэтому, это спорный, дискуссионный вопрос. Но опять же, такой запас у нас есть. Если в два раза поднять акциз, мы просто выйдем на уровень соседних стран. Потому-то у них дороги и лучше, потому что платят больше", – поясняет руководитель департамента автотранспорта Мининфраструктуры.

По информации Хмиля, законодательные акты, способные существенно изменит дорожную отрасль могут дать эффект уже в следующем году.

"Если закон о государственном дорожном фонде вступит в действие со следующего года, то изменения мы смогли бы увидеть уже в 2016, а масштабное дорожное строительство могло бы начаться в 2017",  говорит он.

Хмиль подчеркивает, что изменения могли бы существенно изменить отношение к проблеме дорог в украинском обществе.

"Ответственность будет состоять в том, что деньгами будут управлять местные власти. Теперь вместо того, чтобы тыкать пальцем в Киев, можно будет идти к местным властям и спрашивать, куда потрачены деньги. Новые законопроекты могут быть вынесены на осеннюю сессию, после того как пройдут все согласования", – говорит руководитель департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры Роман Хмиль в комментарии Сегодня.ua.

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64097.56

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3150.67

Litecoin (LTC)

87.98

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять