Почему авиакомпании не хотят летать в Украине

Развитие рынка авиаперевозок сдерживается не только падением платежеспособного спроса, но и попытками выдать необоснованные преференции одному из игроков

На этой неделе в Государственной авиационной службе начнет проверку комиссия Кабмина. Ее появление инициировано авиаперевозчиками (МАУ, нынешний лидер рынка, не входит в их число). Претензий у перевозчиков к Госавиаслужбе несколько, но главное – якобы создание преференций для МАУ, включая разработку новых правил назначения перевозчиков на маршруты.

26 марта группа Wizz Air назвала "неопределенность новых порядков для авиации и ограничений, которые могут быть этим вызваны" в числе причин, по которым она приняла решение с 20 апреля закрыть свою украинскую авиакомпанию "Визз Эйр Украина". Но группа не уходит с рынка: будет сохранена половина рейсов, которые станет выполнять авиакомпания Wizz Air Hungary. Перевозчик уже сообщил о снижении цен на некоторые билеты (у венгерской компании ниже себестоимость), но всем пассажирам при этом придется оплачивать провоз даже одного места багажа (такого требования не было у украинской "дочки"). Правда при этом возникает вопрос, на основании какого нормативного документа будет выполнять рейсы из Украины венгерская компания? При выходе на украинский рынок Wizz Air пришлось зарегистрировать местную "дочку", которая и получила сертификат эксплуатанта, дающий право юридическому лицу выполнять полеты в воздушном пространстве Украины. Другие компании группы пока такого документа не имеют.

Реклама

В числе причин своего решения Wizz Air также назвала "длительную напряженность в Восточной Украине, девальвацию и неустойчивость гривни, ограничения платежей поставщикам в связи с контролем за иностранной валютой". Эти факторы, а также резкий спад спроса на авиаперевозки (рынок упал на 40% по сравнению с прошлым годом) сейчас намного важнее, чем порядок назначения на новые маршруты, хотя бы потому, что у авиакомпаний в Украине (включая МАУ) есть много назначений, которые в обозримом будущем они не собираются реализовывать из-за экономической нецелесообразности. Так что борьба за порядок назначения на маршруты – это во многом борьба за будущий рынок.

Новый порядок

Реклама

Авиационные маршруты – ограниченный ресурс, поэтому практически во всем мире он так или иначе регулируется.

В Украине назначение на маршруты происходит двумя способами. Зарубежные авиакомпании, летающие на основе двухсторонних межправительственных соглашений, получают назначение от своих национальных регуляторов. Для полетов вне этих соглашений компания должна получить назначение в соответствии с установленным в Украине порядком. Еще недавно этот порядок устанавливался приказом Мининфраструктуры №245. Назначения выдавались межведомственной комиссией, в которую входили и представители Госавиаслужбы (она подотчетна Мининфраструктуры), на основании публичного обсуждения заявок.

Рынок авиаперевозок упал на 40% по сравнению с прошлым годом

Летом  же был опубликован разработанный Госавиаслужбой проект нового порядка. По одним сообщениям, Минюст зарегистрировал этот порядок 13 ноября. Документ должен был вступить в силу с момента его публикации в официальной прессе. Но по другим, Минюст отказался регистрировать порядок в нынешнем виде и 26 ноября вернул его на доработку в Госавиаслужбу. Как бы то ни было, юридически пока новый порядок (приказ Госавиаслужбы №686) не вступил в силу.

Реклама

Старый же порядок отменен 13 марта этого года Окружным административным судом, после иска МАУ. Авиаперевозчик начал добиваться отмены приказа №245 после того, как действовавшая согласно этому документу межведомственная комиссия в июле 2014 г. сократила МАУ квоты на выполнение рейсов по ряду маршрутов и передала их "Атласджет Украина". Однако Минифраструктуры намерено обжаловать это решение суда.

Проект нового порядка сразу после публикации вызвал неоднозначную реакцию рынка. "Я считаю, что эти правила – попытка первой реальной реформы в Украине, которая пока не свершилась", – заявил Арон Майберг, совладелец МАУ. Но критиков гораздо больше: авиакомпании "Атласджет Украина", "Визз Эйр Украина", "ЮТэйр Украина", "Хорс", UM Air – всего около 10 операторов рынка, которые объединились в Ассоциацию авиапредприятий Украины.

Главным образом перевозчиков не утраивают три положения:

     1. Право на выдачу назначения переходит от Мининфраструктуры к Госавиаслужбе. Таким образом, служба отменила приказ № 245, посчитав, что право отменять чужие приказы ей дает Воздушный кодекс. Но ряд юристов считает, что в данном случае служба превысила свои полномочия. Кроме того, некоторые эксперты говорят, что Госавиаслужба должна заниматься вопросами безопасности полетов, а экономическими вопросами отрасли – Мининфраструктуры

     2. Если авиакомпания хочет получить назначение на регулярный международный рейс, она должна сначала отлетать один год по внутренним маршрутам, после чего получит право выполнять чартерные рейсы за границу. И только через два года авиакомпания может претендовать на международные регулярные линии. "Претендовать", а не получить такое право, ведь если заявок на один маршрут несколько, будет проводиться конкурс, в котором учитывается использование ранее выданных назначений, количество выполненных полетов внутри Украины за последние три года, размер флота и штат персонала, количество выплаченных налогов и др. То есть большая компания всегда победит маленькую или новичка. Поэтому участники рынка опасаются, что МАУ может всегда совершенно законно побеждать. Большие возражения вызывает и требование полетов по внутренним линиям. Эти линии всегда были в Украине если и не убыточными, то мало доходными, а после закрытия двух наиболее значимых внутренних маршрутов (Киев – Донецк и Киев – Симферополь), внутренние перевозки практически утратили экономический смысл и могут выполняться разве что МАУ в рамках их сетевой модели (т. е. авиакомпания подвозит внутренних пассажиров к своим международным рейсам). Чтобы сделать полеты по внутренним линиям интересными для перевозчиков, следует воспользоваться опытом Европы, где государство в случае необходимости признает такие линии государственно значимыми, проводит тендеры и дотирует полеты. Частный же инвестор вряд ли захочет дотировать такие перевозки в обмен на обещание возможности когда-нибудь заработать.

     3. Вводится требование, чтобы конечным владельцем авиакомпании был гражданин Украины, несмотря на то, что он регистрирует в Украине юрлицо, которое платит налоги и работает. В Воздушном кодексе при этом указано, что не менее 50% (а не 100%) авиакомпании-претендента на получение лицензии перевозчика должно принадлежать украинцам. В итоге может получиться так, что компания получит лицензию на перевозку, но не сможет летать, т. к. у нее не будет назначения на маршруты.

Критики нового порядка единодушны – если он будет введен, то шансы на появление в Украине новых авиакомпаний и расширение бизнеса уже существующих – минимальны.

Это неизбежно приведет к усилению на рынке крупных игроков и ослаблению конкуренции со всеми вытекающими "прелестями" для пассажиров в виде ухудшения сервиса и роста цен.

Безусловно, МАУ как крупнейший национальный перевозчик в условиях кризиса нуждается в защите со стороны государства, однако в этот раз оно, похоже, может перестараться с протекционизмом. Подогревает дискуссии и то, что на рынке и в СМИ фактическим владельцем МАУ упорно называют Игоря Коломойского (официально это отрицается), а Денис Антонюк, нынешний руководитель Госавиаслужбы, пришел на этот пост с должности директора по развитию маршрутной сети МАУ.

Небольшие корректировки

Борьба с новым порядком дала первый результат – 26 марта на сайте Госавиаслужбы появился проект приказа "О внесении изменений в авиационные правила "Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий". В нем предлагается не требовать уже 100% украинской собственности в перевозчике, а дублируется норма Воздушного кодекса.

Также предлагается:

  • исключить норму о необходимости указывать в заявлении на выдачу маршрута количество работающего авиационного персонала;
  • исключить из критериев, которые должны учитываться комиссией при рассмотрении заявления о предоставлении прав на эксплуатацию воздушных линий по балльной системе, пункты о количестве выполненных авиаперевозчиком полетов в пределах Украины за последние 12 месяцев; количестве воздушных судов собственного парка или полученных в лизинг без экипажа; количестве работающего авиаперсонала;
  •  учитывать количество за последние 12 месяцев авиационных событий, о которых авиаперевозчик обязан отчитываться в Госавиаслужбу, а также учитывать данные о регулярности выполнения рейсов за последние шесть месяцев.

То есть, принципиально правила не меняются. Избежать же угрозы монополизации рынка можно только присоединением Украины к единому европейскому авиационному пространству ("открытому небу").

Открытое небо

Фото: isrageo.com

Режим "открытого неба" предусматривает выполнение полетов в аэропорт любым иностранным перевозчиком почти без ограничений. Авиакомпания может выполнять рейсы внутри единого авиационного пространства по заявке и согласованию рейса с аэропортом назначения. В мире эту практику сейчас используют около 100 государств.

Парафирование документа о присоединении Украины к "открытому небу" прошло 28 ноября 2013 г. в Вильнюсе в рамках Саммита восточного партнерства (тогда же ожидалось, что Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС). Его подписание было запланировано на март 2014 г., а вступление в силу – в марте 2015 г. После ратификации документа любой авиаперевозчик ЕС и Украины смог бы выполнять неограниченное количество рейсов между любыми городами ЕС и Украины (правда, с оговоркой, что европейские компании могли бы летать между городами Украины, а украинские – внутри ЕС – нет).

Но договор на сегодняшний день не подписан. Официальной причиной называется "незавершение стороной Евросоюза процесса внутреннего согласования редакции определения "территория" в контексте вопроса Гибралтара", то есть Испания и Великобритания не могут договориться о статусе Гибралтара.

Пока же Мининфраструктуры сообщает, что планирует ряд мер по либерализации рынка воздушных перевозок, чтобы украинское небо стало более привлекательным для авиаперевозчиков. Также заявляется, что министерство совместно с "Украэрорухом", Госавиаслужбой и участниками рынка работает над программой развития внутренних аэропортов и активизацией авиаперевозок в целом. Обсуждается и возможность открыть украинское небо на уровне отдельных украинских аэропортов, в частности, аэропорта "Львов". Мэр Львова Андрей Садовой недавно написал на своей официальной странице в Facebook: "Начинаем работать над новыми соглашениями с новыми авиакомпаниями, в том числе лоукостами".

Кроме того, на сегодняшний день Украина либерализовала авиасообщение с 32 странами.

С Грузией, Испанией, Россией, Словакией, Румынией и ОАЭ фактически введен режим "открытого неба".

Для полетов между Украиной и этими государствами сняты ограничения на число авиаперевозчиков, рейсов и возможных маршрутов. С 13 странами договорились о снятии ограничений на число назначенных авиакомпаний и число рейсов с сохранением ограничения на число маршрутов. Еще 13 странами сняты некоторые ограничения.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64293.75

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3135.52

Litecoin (LTC)

85.23

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять