Жизнь киевского трамвая: водители дают имена вагонам, опасаются собак и ловят влюбленных

История и современность удивительного столичного транспорта

Киевский трамвай — это уникальный транспорт. Если не считать скоростной линии, соединяющей железнодорожный вокзал и край Борщаговки, он будто застыл во времени — красно-желтые вагоны, которые не менялись уже десятки лет, уставшие колеи, понемногу закрывающиеся маршруты. Одна моя подруга называет его "абсолютно обездоленным транспортом с романтикой маргинесов" — и с этим, пожалуй, стоит согласиться, ведь в последнее время все больше линий закрывается, а существующие едва-едва ремонтируются. "Сегодня" покаталась на трамваях и узнала, как изменилась культура, кого боятся водители и сколько приходится стоять в пробках.

— Сейчас большинство водителей трамваев — женщины, — говорит Александр из Подольского депо. Мы едем на 14-м трамвае, от Контрактовой до Автогенного завода. На улице резкий ветер, холодно, временами выглядывает солнце. Людей мало. — Мужчины уходят. Кто в подземку, кто на железную дорогу. Там платят больше, да и коммуникации с пассажирами меньше. Остались только ветераны, те, кто долго работал. Так где-то с 1995 года. И правильно — у женщин реакция более развита, да и привязываются они, говорят: "Мы без трамвая жить уже не можем". Это на паровых и конных были мужики, но там и работа тяжелая была...

Реклама

snik2433_7517962__

История. Александр Шарафан показывает прошлое. Фото: Сергей Николаев

...Первый трамвай появился в Киеве в 1891 году. Линия была небольшой – от нынешней "Лыбедской" до нынешней "Олимпийской". Позже ее продлили по Крещатику до Европейской площади. Это была конка, так что в качестве тягловой силы использовались лошади. В ровных местах — четыре, на подъеме — шесть. Езда была крайне тяжелой, поэтому животные быстро выбивались из сил и погибали. Поэтому вскоре конку заменил паровой трамвай, который, впрочем, тоже долго не продержался — он шумел, сыпал искрами, пугал людей и жег дамам платья.

Реклама

— Самая большая проблема — машины. Их очень много. Бывает, остановятся прямо на рельсах, включат габариты — а ты стой, жди, пока он уедет. На днях так несколько часов простояли. До пятидесяти задержек в день из-за машин. Еще проблемный участок — улица Глыбочицкая. Здесь подъем, трамвай идет юзом, не может подняться, если рельсы покрыты снегом и льдом. Сейчас нам везет — рельсы на Глыбочицкой чистые, трамвай идет ровно.

snik2440_7517963__

На Подоле. Сейчас дорога чистая, но часто она забита машинами. Фото: Сергей Николаев

Реклама

...Поначалу люди боялись диковинного транспорта, поэтому перед паровым трамваем, который катился в Пущу, скакал всадник и трубил в рог. А к дачному сезону готовили специальный "линейный вагон" — с крышей, но без стекол. Поскольку все места между лавками были завалены мешками и сумками, снаружи была набита специальная планка, по которой передвигался кондуктор.

— Сейчас есть приказ — обеспечить все маршруты кондукторами, — рассказывает начальник маршрута Владимир Котляр, который присоединился к нам на "Лукьяновской". Здесь людей стало значительно больше, появились стоячие. Женщина-кондуктор постепенно обилечивает всех. — Пробовали без них, но водитель не справляется, выручка не собирается, а ведь каждые полторы гривни — это наша зарплата. Но работа сложная и опасная, особенно вечерние смены — до драк доходит, настолько люди не хотят эту мелочь платить. И пьяных много.

snik2549_7517965__

Кондуктор. Опасная профессия, особенно вечером. Фото: Сергей Николаев

...Профессия водителя трамвая до революции была крайне престижной. Поначалу туда брали только мужчин (потому что работа тяжелая). У них была сияющая чистая форма, они знали иностранные языки и имели образование. И конечно, подавали дамам ручку при входе и выходе. Продержалось это, впрочем, недолго.

— За 11 лет, что я работаю, все изменилось к худшему, — говорит Котляр. — Я водил трамвай раньше. Бывает, смену отработаешь — и едва сдерживаешься. Люди забыли, что такое "трамвайное преимущество". Особенно водители "крутых" машин и маршруток — подрезают, могут зацепить. Мы учим своих водителей, мол, уступи дураку дорогу, предусмотри.

Трамвай уже практически забит, но катится резво. Дорога, к счастью, чистая.
— Вообще, траффик усилился. Лет пять назад, помню, водитель выехал в три часа с Контрактовой — и только в восемь прибыл на Автогенный. Пробки, сплошные пробки. Бывает, стоять приходится от двух до шести часов — из-за незаконной парковки в основном...
— А сколько смена занимает?
— От шести до восьми часов. Когда-то были двенадцатичасовые, но их запретили. Люди и так устают. Особенно в вечернюю смену...
— Много проблем?
— Много. Криминала много. Карманники те же. Был случай, когда водитель перед ними дверь закрыл — ну, давно ездит, вычислил — так его подстерегли и ножом пырнули. Пьяные тоже стараются. Подходит компания: "Здесь останови!". Водитель не имеет права этого делать. Так его вытащили и избили. Есть такие, что на рельсы ложатся. Когда-то на Щекавицкой еду — лежит мужчина, в красивом белом костюме. Я его — он дружков вызвал, окружили машинами. К счастью, обошлось.
— А более веселые истории есть?
— Ну, как веселые... — Владимир задумывается. Трамвай покидает "Берестейскую". — Есть трамваи-двойники. Так вечером, — мы, конечно, вроде как права не имеем, но и выбора тоже, — если едет без кондуктора водитель, второй вагон блокирует. И как-то подходит к такому водителю пассажир и говорит, мол, смотри, у тебя в закрытом вагоне кто-то есть! Тот на остановке пошел смотреть — а там парень с девушкой... хм... воспользовались ситуацией.
— Многие трамваи расписаны граффити...
— О, да. Такое встречается. Дети балуются. Мы, естественно, ловим, вызываем родителей, чтобы оплатили покраску вагона — а это тысяч семь-восемь гривен. Бывает, конечно, просятся — не звоните родителям, сами отмоем... Иногда камнями кидаются — однажды осколки попали в лицо водителя. Родители оплатили лечение в итоге.

snik2596_7517987__

Проблемные автомобили. Очень часто подрезают трамваи, а то и пытаются втиснуться между ними. Фото: Сергей Николаев

СИДЕЛИ СУТКАМИ. Мы почти подъезжаем к конечной. Там ненадолго выходим — водители могут пообедать, пообщаться, просто подышать свежим воздухом. Вспоминают разное. К примеру, два года назад, когда Киев замело снегом, водителям трамваев пришлось несладко.

— Электричество и снег — плохое сочетание, — смеются они. — Некоторые стояли в снегу около недели, вызволяли по три-четыре дня, вагоны горели. Люди дежурили прямо в трамваях, руководство развозило чай и бутерброды. Ну а как оставишь — один так бросил на конечной, вернулся и увидел полностью размалеванный трамвай без зеркал... Ночевали, менялись сутки через сутки.
— А приметы есть плохие?
— Есть. Если водитель сбивает собаку — на 2—3 дня от работы отстраняется. Потому что не к добру.

1_29

На конечной. Водители устраняют мелкие проблемы, убирают и разговаривают о жизни. Фото: Сергей Николаев

ЛАСТОЧКА И ЦЫГАНЕ. Мы переходим в 15-й трамвай, который едет от Автогенного до Старовокзальной, где знакомимся с Аленой — она возит пассажиров уже 12 лет.
— Это моя Ласточка, — ласково поглаживает поручень. — Они же у нас живые. Кто лапочкой зовет, кто ласточкой, кто как к мальчику обращается, кто как к девочке. У меня вот — Ласточка. Каждый день езжу, четыре круга, восемь раз туда-обратно... Каждый стычок знаю, каждый светофор, могу вести с закрытыми глазами — а все равно интересно. Потому что за каждым оборотом новые люди, новые пассажиры.

Кабину Алена украсила по-своему — сама пошила уютные шторки, к приборной панели прикреплены монеты — доллар, евро и рубль. Мол, на богатство, их Алена купила на Андреевском спуске. В год Лошади висела лошадка, которую потом сменила козочка.

2_29

Кабина. Монеты "на богатство", иконки — чтобы охраняли. Фото: Сергей Николаев

...В мире существуют двухэтажные трамваи. В Киеве тоже был подобный проект под названием "Империал", но дальше проекта дело не пошло (приблизительно 1900 год). Вмешалась… церковь. И запретила подобные выходки, ведь при подъеме на второй этаж дамы могли обнажить щиколотку, что противоречило всем моральным и духовным принципам.

— Люди обозлились... Бежит — подождешь, а "спасибо" не услышишь. Вечером никто платить не хочет. Выхожу обилечивать — а в ответ: "Ты кто?". Я, говорю, водитель. А мне — "так садись и едь".
— Вы во вторую смену работаете?
— Да, вечером. Опасная смена, конечно. Цыгане заходят — на Лукьяновской и Берестейской. Как-то зашли, я девушке кричу: "Смотри за сумкой!". Она замешкалась — а кошелька уже нет. Хотя я стараюсь не вмешиваться. Могут подождать, пока одна буду ехать в пустом вагоне — и все... Конечно, я могу за себя постоять, но как-то не хочется. Хотя совесть не дает молчать. Ехал как-то молодой человек, поставил кулечек рядом и уснул. Зашли двое, схватили кулек — и ходу. Я вышла, бужу его, а он — да ладно, и дальше спит. А на Лукьяновке дядю обчистили, вышли — и машут мне ручками, мол, тихо себя веди...

...Где-то в 1912—14 году в Киеве произошло собственное "Большое ограбление" — за несколько десятков лет до британского "Большого ограбления поезда". На конечной в Пуще-Водице молодой человек, видимо, студент, дернул за веревку тормоза, остановил состав, из леса сыпанули его подельники и ограбили всех пассажиров.

— А с машинами как?
— Сложно. Раньше водителей общественного транспорта уважали. А сейчас презирают. Как-то едет навстречу джип и фарами мигает, мол, уступи дорогу. А я же на трамвае! Я остановилась, вышла, стала рядом — думаю, если врежется, то пускай уже. Но объехал...

...13 июня 1892 года открылся регулярный электротрамвай, который ехал с Европейской до Контрактовой и обходился киевлянам в пять копеек за тарифный участок. Трамваи катались по всему Киеву, даже по крутому спуску улицы Круглоуниверситетской. Мало того, и в Бровары люди могли ездить по рельсам — правда, на бензиновом трамвае. Сейчас же "самый экологичный" медленно умирает — хотя вагоны понемногу ремонтируют и обещают открыть новые направления. Например, соединить левый и правый берег по Подольско-Воскресенскому мосту. Но до этого еще очень долго...

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62989.66

Bitcoin Cash (BCH)

466.27

Binance Coin (BNB)

585

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum Classic (ETC)

26.91

Litecoin (LTC)

81.79

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.53

Евро (€)

42.31

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять