Главная Сегодня

Речной порт Киева отметил день рождения: 120 лет на плаву

Пароходы узнавали по гудку, а киевскую портовую жизнь воспел Куприн

Речной порт Киева отметил день рождения: 120 лет на плаву

В этом году Киевскому речному порту исполнилось 120 лет. Летом 1897 года в Киеве началось строительство новой гавани, названной в честь императора Николая II. После освящения к первой чугунной причальной тумбе была прикреплена металлическая доска с надписью об этом событии. А киевскому генерал-губернатору Игнатьеву на память вручили серебряную кирку. Он же первым повернул ручку электрического привода в землечерпальной машине "Днепровская-2", которая начала рыть новую гавань. Через два года она была открыта с линией причала в 3156 метров, одна из крупнейших в Российской империи.

Впрочем, речной транспорт Киева развивался и до этого. В древние времена киевская гавань под названием "Притыка" находилась на берегу реки Почайны. Она считалась крупным торговым центром между Европой и странами Востока. Позже в песчаной косе, отделяющей гавань от русла Днепра, прорыли канал, и Днепр, изменив направление потока, пошел этим каналом. Вскоре он размыл песчаную косу и поглотил Почайну. При этом было подмыто и разрушено 300 дворов на набережной Подола…

После этого была построена временная пристань длиной 1770 метров. На ее нижней части начали принимать пассажирские суда, хотя ее использовался в основном для перевозок грузов: зерна, арбузов, картофеля, яблок, свеклы, соли, леса. В те времена водный транспорт был основным, ведь железнодорожный только развивался. Суда ходили по Днепру и его притокам: Десне, Припяти.

Активно судоходство в районе Киева начало развиваться благодаря купцу и сахарозаводчику Давиду Марголину. До появления новой гавани в Киеве действовало два пароходных общества, которые жестко конкурировали между собой. Марголину удалось путем переговоров их объединить и возглавить предприятие. В 1907-м объединенному обществу принадлежал флот из 69 пароходов стоимостью более 2 млн рублей. Бизнесмен придумал шикарный по тем временам маркетинговый ход. За проезд от Киева до Кременчуга с пассажира брали по 20 копеек, но на пароходах Марголина дарили каждому пассажиру по булке, чем сманили большое количество пассажиров. Кстати, благодаря инициативе Марголина киевские гимназисты получили возможность совершать бесплатные прогулки по Днепру, он предоставлял для этого свои суда. В газетах того времени Марголина рисовали на карикатурах, изображая сидящим на двух пароходах и держащим в руках булки — те самые, которыми он сманивал пассажиров. Впрочем, этот человек сделал для Киева очень много: благодаря его предпринимательской жилке в городе начали работать трамвай и водопровод, появились газовое уличное освещение, новые школы, больницы, храмы.

Пароходные гудки будили жителей Подола, многие по ним узнавали, какое из плавсредств зашло в гавань. Они носили необычные, пафосные названия. Например, "Княгиня Ольга Святая", "Императрица Мария Федоровна", "Воевода", "Царь", "Пушкин", "Царица", "Пинск", "Орша", "Жлобин". Больше всех был оборудованный электричеством пароход "Император Николай II", длиной 70 метров. Пароходы, кстати, изготовляли в Киеве на заводе Алексея Термена на улице Кузнечной. Они считались одними из лучших в империи.
Вокруг гавани было неимоверное скопление складов. Местность быстро "обросла" дешевыми столовыми, чайными, ресторанами и гостиницами. Посетителями этих заведений были матросы, рабочие, грузчики. Некоторые жили прямо на судах. Рабочую романтику киевского порта описал в своих произведениях писатель Александр Куприн. Известно, что прибыв в Киев, он попросил извозчика отвезти его в самые дешевые меблированные комнаты. И тот отвез его на Подол к порту. Оставив вещи в номере, он пошел к Днепру и заработал на разгрузке баржи с арбузами полтора рубля. Этих денег хватило на обед и ужин. Куприн несколько лет прожил в гостиницах у речного вокзала, где написал свои известные произведения.

Причаливал к киевской пристани и легендарный архитектор Владислав Городецкий, у которого была плавучая дача "Сафари", которую буксировал моторный катер по Днепру. На даче архитектора было все необходимое для жизни: комнаты для отдыха, гостей, кухня и даже иллюминаторы в днище, сквозь которые можно было наблюдать за днепровскими рыбами.

Никулин с байками и Яковченко с собаками

Нынешний облик киевский порт получил в 1961 году, когда весной было открыто новое здание вокзала, напоминающее корабль. Его строили около семи лет по проекту известных архитекторов Вадима Гопкало и Вадима Ладного. Здание, которому уже 56 лет, до сих пор впечатляет своей необычностью. Его стены облицованы инкерманским известняком, а цоколь сделан из полированного гранита. Башня на крыше завершается шпилем с каравеллой-флюгером. Ее мачты и парус сделаны из дюралюминия. Внутри стены здания были украшены яркими панно в виде летающих чаек, рисунками советских рабочих, пляжников, спортсменов, княжескими ладьями, украинки со снопами колосьев и гетман Богдан Хмельницкий на коне перед народом на фоне куполов церквей. На окнах витражи в виде морских якорей.

new_image10_103

Речной вокзал. Сразу стал любимым местом киевлян и туристов. Фото: Музей истории Киева

На открытии речвокзала были лидер КПУ Петр Шелест, глава киевского горисполкома Алексей Давыдов. Все происходило помпезно, в присутствии студентов морского училища, пионеров, студентов речного техникума. Вокзал-красавец открывали под звуки духового оркестра. Он был рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. Поначалу на линиях работали старые "колесные" пароходы, позже появились теплоходы. Только до Херсона ежедневно ходило два теплохода — грузовой и пассажирский. Затем их сменили суда на воздушных подушках — ракеты и метеоры. Они ходили до Черкасс, Запорожья, Днепропетровска, Кременчуга, белорусских Мозера и Гомеля…

Тогда водный транспорт был очень популярный среди киевлян и гостей города, ведь, путешествуя по воде, люди могли значительно сэкономить время, наслаждаясь захватывающими пейзажами.

new_image9_124

Баржа. По Днепру в столицу перевозили всевозможные грузы. Фото: Музей истории Киева

Помнит вокзал и именитых людей, которые часто бывали в его стенах. "В здании речного вокзала я однажды встретил популярного артиста и киноактера Юрия Никулина. Он выглядел совершенно неприметно, собирался ехать на речном трамвайчике в Канев на съемки фильма. Мне удалось даже с ним поговорить. Вокруг актера сразу же образовалась толпа из пассажиров и работников вокзала. Он рассказал несколько смешных анекдотов, вспоминал о войне, поскольку сам воевал на фронте, а затем, скромно распрощавшись, уехал на трамвайчике", — рассказывает "Сегодня" киевовед Виталий Баканов. Также он припоминает, что часто видел на речном вокзале популярного украинского актера Николая Яковченко. "В тот период на Подоле снимали фильм "За двумя зайцами", и Яковченко приходил сюда пообедать. Он сидел на вокзальной скамейке и делился остатками еды с дворовыми собачками. Он очень любил животных, помимо того, что дома держал таксу по кличке Фан-фан, даже разговаривал с ними. Речной вокзал был очень популярным и бойким местом в Киеве, от него отходило много теплоходов, метеоров, ракет. Я сам ездил на метеоре в Днепропетровск: поездка занимала около семи часов, судно переходило через два шлюза... На верхнем этаже киевского речного вокзала действовал ресторан "Одесса". Студенты и школьники там отмечали выпускные вечера. Подавали там все то, что в советские времена считалось дефицитом", — вспоминает Баканов.

new_image12_60

Еще без здания речвокзала. Почтовая площадь утопала в зелени. Фото: Музей истории Киева

Речной вокзал: в трещинах и без часов

До развала СССР речной транспорт дотировался государством, а после кризиса речные теплоходы стали никому не нужными. Суда отдавали на металлолом или продавали в страны бывшей Югославии. Здание речного порта начало пустовать, хотя и оставалось одним из любимых мест для отдыха горожан! Возле его лавочек назначали свидания, а на мостике над проезжей частью, который вел к вокзалу от Почтовой площади, любили фотографироваться туристы.

new_image2_484

Речной вокзал внутри. Здание выглядит унылым и заброшенным. Фото: С. Ристенко

С началом реконструкции Почтовой площади (2011 год) мостик разобрали, а здание было заблокировано для посетителей на несколько лет. Внутри вокзал выглядит уныло: запущенная винтовая лестница, облупленные стены с когда-то красивыми картинами. По углам валяются советские плакаты и старое расписание теплоходов. На одной из стен — схема водных путей Днепровского бассейна. Суда ходили в Одессу, Николаев, Херсон. "Я попал в здание речвокзала пару лет назад. Но с тех пор его состояние только ухудшилось. С фасада центрального входа украли часы. В здании стало больше разбитых окон", — рассказывает "Сегодня" фотограф Сергей Ристенко.

new_image3_411

Картина с гетманом на коне. Фото: С. Ристенко

Два года назад было заявлено о начале реконструкции речвокзала. Тогда идеолог проекта, архитектор Андрей Ваврыш, обещал, что здание приобретет новый смысл, превратившись в ресторанную галерею (площадью в 11,7 тыс. кв. м). Тут планировали разместить около 15 ресторанов, кафе, баров. А также ночной клуб. Впрочем реконструкция так и не началась, а по городу пошли слухи, что здание выкупили. "Здание речвокзала не отчуждалось, право собственности не переходило другим лицам, и оно по прежнему принадлежит Киевскому речному порту. На данный момент ведутся переговоры с потенциальными инвесторами для реконструкции здания. Что там точно будет? Развлекательный комплекс, ресторанная галерея… Точно сказать пока не можем. Однако предназначение здания как речного вокзала будет сохранено", — заверил "Сегодня" Сергей Бойко, председатель правления ПАО "Киевпорт".

new_image4_342

На стенах советские гребцы. Фото: С. Ристенко

"Нужно покупать новые суда"

Сейчас в состав пассажирского флота Киевского речного порта входит 10 прогулочных теплоходов. Порт имеет и грузовой флот, который состоит из буксиров, рудовозов (баржи). Работают спецсуда — ОС-21 (очистная станция) и СБО-1 (станция биологической очистки).

"В 2015 году в компании сменился менеджмент. И основной стратегией для нас является восстановить работу предприятия как порта. Первым этапом стало приведение в порядок флота. В составе портофлота есть плавдок (ДОК-3), на котором ремонтируются наши плавсредства. Портом была получена лицензия на пассажирские и грузоперевозки, — рассказывает "Сегодня" Сергей Бойко, председатель правления ПАО "Киевпорт". — На данный момент порт перевозит песок, но есть и контракты на перевозку бута, леса, контейнерные перевозки. Со следующего года мы планируем международные грузоперевозки. Ведем активные переговоры с республикой Беларусь. Планируем перевозить из этой страны нефтепродукты, а из Украины в Беларусь — минеральные удобрения. Также ведется работа по заключению контрактов на доставку грузов в морские порты нашей страны".

По мнению экспертов, чтобы возобновить работу столичного речвокзала и вернуть прежние пассажиропотоки, необходимо строить или покупать более современные, комфортные пассажирские суда. "Речпорту Киева нужен новый современный речной транспорт, чтобы привлечь людей и увеличить пассажиропотоки. После этого оживет и сам речвокзал, — уверен премьер-министр оппозиционного правительства Украины Борис Колесников. — Грузовые перевозки от Киева по Днепру необходимы! Отрасль может работать 9 месяцев в году. Если раньше перевозили по Днепру до 60 миллионов тонн грузов, что заставляло работать всю инфраструктуру наших портов, то сегодня перевозим всего до 4 миллионов тонн. Это катастрофа. Нужно делать дноуглубление по Днепру, наладить четкое взаимодействие с Беларусью и черноморскими портами. Существуют программы по возрождению речного транспорта, разработанные нами в 2010—2013 годах. Нынешнее правительство может брать их и осуществлять. Кроме новых рабочих мест, это даст и положительный результат для экономики страны".

Источник: "Сегодня"

Новости партнеров

Новости партнеров