Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Композитор Сергей Никитин: "Рязанов и Гердт часто приходили ко мне на плов"

Никитин выступит в Киеве

Известный российский композитор, автор и исполнитель ("Я спросил у ясеня", "Александра") в эксклюзивном интервью "Сегодня" — о концерте в Киеве 25 сентября, о том, как записывал песни для "Иронии судьбы..." и познакомился с женой.

— Сергей Яковлевич, как с годами поменялся ваш зритель? Что услышат ваши украинские поклонники на концерте 25 сентября (ДК КПИ, билеты: 100—650 грн)?

Реклама

— В наших программах всегда есть что-то новое. Например, мы споем пару композиций на стихи Михаила Яснова, а также его новый романс "Усни на моем плече". Когда мы приезжаем в Украину с концертами, среди зрителей много наших друзей, которых мы надеемся увидеть и в этот раз. Конечно, с годами наш зритель меняется, многие ходят целыми поколениями! Но вообще наша аудитория состоит не столько из наших ровесников, сколько из поколения наших детей и внуков. Может быть, это связано и с тем, что много в нашем творчестве мы уделяем внимания детям. Уже 25 лет я веду "Никитинские встречи для детей и родителей". Наверное, наш секрет в том, что в основе всего, что мы делаем, лежит поэзия, а высокое поэтическое слово актуально и востребовано разными поколениями. И если родители сами правильно воспитаны, то и своих детей они с самых ранних лет приобщают к Окуджаве, Визбору и хотя быть чуть-чуть к нашему с Татьяной творчеству.

— Мало композиторов и исполнителей, которые так слышат и понимают чужие стихи. Вы сразу, скажем так, влюбляетесь в чужие строки или для этого нужно время?

— Поэты, на стихи которых мы поем, талантливы настолько, что привыкать к ним не нужно. Это либо наш человек, либо нет. Наши — это Давид Самойлов, Борис Пастернак, Юрий Левитанский, Дмитрий Сухарев, Арсений Тарковский, Геннадий Шпаликов, их можно перечислять долго. Что касается последних 10 лет, то хочу выделить поэта Бориса Рыжего: он, к сожалению, очень рано ушел из жизни, ему было всего 27 лет. Но он писал удивительные произведения. А совсем недавно я открыл для себя лирику Михаила Яснова. Честно признаюсь, глаз на него положил еще три года назад, и одна его строчка у меня постоянно вертелась в голове. И вот по этой строчке я нашел другие его произведения, над которыми сейчас работаю. А параллельно я пишу музыку для двух театральных постановок в Москве.

Реклама

— В каком состоянии и при каких обстоятельствах вы пишете новые песни? Бывает ли, что вы вскакиваете ночью и бежите записать что-то ценное, чтобы не лишить своих слушателей шедевра?

— Насчет шедевра — спасибо конечно! Пишется в основном тогда, когда какое-то стихотворение просто не дает тебе покоя. Ты не можешь спать, есть, пока что-то не придумаешь. Это, как правило, происходит рано утром, когда еще толком не проснулся. Главное условие — чтобы гитара была по рукой. Если ее нет, меня выручает диктофон, на который я напеваю мелодию. И вот когда ты ее потом прослушиваешь, первая мысль — написал что-то гениальное! А второй раз или третий — думаешь: "Ну полная ерунда!". По-разному бывает! Так, чтобы мелодия свалилась с неба, бывает очень редко. Лично у меня такое было два-три раза в жизни.

— Не касается ли это гениальной "Александры" для фильма "Москва слезам не верит"?

Реклама

— Нет, там же был заказ. А это, знаете ли, еще труднее. На автора же давит ответственность, чтобы получилось исключительно хорошо. У песни "Александра" было шесть вариантов, а оценивала ее ответственная комиссия, которая состояла из моей жены, мамы и 9-летнего сына Саши. Первый мой критик и, можно сказать, соавтор — это супруга Татьяна. Несмотря на то что сама она не сочиняет, но у нее очень развито чутье на фальшь и настоящие вещи. Я могу себе думать, что сочинил шедевр, а Таня возьмет да и выльет ушат холодной воды. Но, как правило, ее критика приводит только к лучшему результату, поэтому я на нее не обижаюсь. Только один раз я сам забраковал свою композицию, а Татьяна, наоборот, — уговорила меня, ее оставить и записать. Это была песня "Синий цвет", так что спасибо ей за то, что дала путевку в жизнь этой композиции.

— Ваша музыка к фильму "Москва слезам не верит" помогла картине получить "Оскар". Лично вы свою заслугу в этом ощущаете?

— Только опосредованно. Основная заслуга — режиссера Владимира Меньшова и актеров. Конечно, то, что в фильме показано, — это сказочка, фальшивая неправда. Но там есть правда чувств, взаимоотношений, и именно это послужило успехом у зрителя. Ведь, согласитесь, нам всем так хотелось, чтобы Екатерина нашла своего Гошу, и чтобы все у них было хорошо.

— Ваш клуб "Никитинские встречи" уже много лет пользуется популярностью у зрителей. К вам приходили гениальные люди — и Юрий Никулин, и Петр Тодоровский, и Булат Окуджава. Вы их уговаривали прийти или, может, кто-то сам напрашивался?

— В клубе всегда были люди, которых мы с Татьяной приглашали. В основном это были наши друзья и знакомые. И, слава богу, эти люди считали невозможным отказаться. С Юрием Никулиным мы не были близкими друзьями, но у нас был период, когда мы тесно общались — и в гости к друг другу ходили, и он нас часто приглашал к себе в цирк. Юрий Владимирович часто звал нас за кулисы, приговаривая: "Пойдем свежим воздухом подышим!". Намного ближе мы общались с Зиновием Ефимовичем Гердтом и Эльдаром Александровичем Рязановым, тем более что они жили в одном поселке в Подмосковье. Частенько у нас бывали общие посиделки — на них же я, кстати, познакомился и с Петром Ефимовичем Тодоровским.

— С Эльдаром Рязановым вы много раз сотрудничали, когда писали музыку к его фильмам. Какие воспоминания у вас остались от этого гениального режиссера?

— Он был потрясающим человеком и другом. Вы знаете, мне сейчас почему-то вспомнилась телевизионная программа, которая называлась "Мы поем стихи". Если не видели, посмотрите обязательно, она есть в YouTube. Ее вел Эльдар Александрович, и там видно невооруженным глазом, как хорошо мы к друг другу относимся. Мы с Татьяной втянули его в авантюру, заставив участвовать в исполнении детских песен. Он играл и на дудочке, и на треугольнике, и даже на детском ксилофоне! И он, как ответственный ребенок, во всем этом участвовал. Еще я вспоминаю ужасный случай, когда была съемка-концерт памяти Гердта. И так получилось, что я убрал стул, с которого встал Эльдар Саныч, а он этого не заметил и снова решил на него сесть. Он грохнулся на пол, но все обошлось. Конечно, потом меня все вокруг ругали, да и я сам себя еще много времени корил, но сам Рязанов ни единого слова упрека в мой адрес так и не сказал. Ни слова! Но счастливых моментов бывало конечно же больше. Например, когда я готовил плов для Рязанова и Гердта. Это мой самый лучший отдых — готовить для друзей, ведь делаю я это всегда с любовью.

— В фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" вы исполняете любимые миллионами песни: "Со мною вот что происходит", "Я спросил у ясеня", "Если у вас нету тети". Вы довольны своим исполнением?

— Благодаря "Иронии..." мы с Рязановым и познакомились. Получается, мы дружили больше 40 лет! Почти все песни мы записывали с четвертого или пятого дубля, потому что, видимо, то, что я делал, удовлетворяло режиссера. У героя Мягкова, доктора Жени Лукашина, должен был быть нормальный человеческий голос и манера исполнения. Как говорится, сильного голоса нет, зато чувства и мысли есть (смеется). Главное же, чтобы человек понимал и чувствовал, о чем он поет.

— А что Мягков вам говорил после того, как вы пели вместо него в кадре?

— Мы работали над картиной заочно, и с Андреем Васильевичем мы смогли пообщаться только на премьере фильма. Сначала я записывал песни, а потом они уже под них снимали сцены. У меня был другой случай, связанный с работой в кино, а именно — в фильме Никиты Михалкова "Пять вечеров". Я там пою за Станислава Любшина песню на стихи Юлия Кима "Губы окаянные". Я уже записал песню, но оказалось, что мой голос не очень срастается с актером. Меня попросили спеть на тон выше. Но чтобы добиться синхронности, я пел на старую свою версию! Конечно, тяжело было, но благодаря невидимым миру слезам все и получилось. И многие люди до сих пор даже не знают, что это не Любшин поет, настолько мой голос оказался ему близок.

— Сколько у вас концертов в месяц на данный момент?

— По мере сил. В августе, например, у нас вообще ничего не было, в июле — один раз выступали. А вот в сентябре намечены небольшие гастроли по Украине и России. В среднем у нас два-три выступления в месяц.

— Если ли у вас любимые современные поэты-музыканты?

— Надо подумать. Я очень люблю Елену Фролову, которая сочиняет музыку не только на свои стихи, но и на творения классиков.

— А артисты помоложе? Например, Земфира?

— Ой нет, шоу-бизнес меня не очень волнует. Я очень хорошо отношусь к Юрию Шевчуку, хотя он и поет совсем в другом жанре. Но он мне очень близок, потому что он не врет в песнях и не голос свой в них показывает, а душу.

— Многие музыканты сталкиваются сегодня с понятием "неформат". У вас в жизни были ситуации, когда ваши песни не хотели записывать или выпускать в эфир?

— Да сейчас вообще сплошной неформат повсюду. А еще забавно, когда меня приглашают, например, в футбольные передачи, к которым я не имею никакого отношения — просто из-за того, что мое имя более-менее известное. И когда я спрашиваю у них, можно ли спеть там свою песню, мне говорят: "Простите, но это не наш формат". А вообще меня по другим поводам куда-то приглашают или звонят за комментарием, когда у кого-то юбилей или, наоборот, когда кто-то, к сожалению, скончался.

— У вас не было желания написать автобиографию?

— Нас часто с Татьяной об этом просят, и мы даже начали это делать. То есть фрагментов для будущей книги уже много собрано — нужно только, чтобы кто-то взял этот процесс в свои руки и довел его до конца. Вот тут проявляется мое разгильдяйство (улыбается).

— Не могу не спросить о вашей супруге Татьяне Хашимовне. Ваше знакомство — было любовью с первого взгляда?

— Думаю, что да. Лично я глаз на Таню положил сразу (улыбается), хотя познакомились мы через два года после этого. Поверьте, на физфаке не так много девушек, в которых можно с первого взгляда влюбиться. А Татьяна, оказывается, мои взгляды сразу заметила, но виду никакого не подала. Познакомились мы в общаге через общих друзей, а дальше закрутилось все стремительно. И вот — в 2018 году мы отметим 50-летие с того дня, как мы вместе. Думаю, наш союз состоялся бы, несмотря ни на что. Я имею ввиду, пела бы Таня или нет. До встречи со мной она действительно не пела. Но это уже, как говорится, с кем поведешься, того и наберешься (улыбается).

— Помните свой самый первый выход на сцену вместе с женой?

— Сначала мы выступали в квинтете физиков, который просуществовал шесть лет. И уже внутри этого коллектива образовался наш дуэт. Причем это произошло даже незаметно для самих нас.

— Дома вы обсуждаете свою работу?

— Конечно, после каждого концерта у нас происходит разбор полетов. Когда мы бываем в Америке, где живет наш сын, то у нас образовывается уже трио, и происходит работа над ошибками на троих. Сын тоже имеет полноценное право на голос. Не часто, но до конфликтов тоже порой доходит. Мы стараемся находить консенсусы. Но главное наше кредо: чудес не бывает, надо репетировать.

— Ваши внуки живут в Америке. Как часто с ними видитесь? Пошли ли по вашим стопам?

— Наташе — 13 лет, а Даниле — девять. Они хорошо говорят по-русски, тоже поют. Сыну мы дали серьезное гуманитарное образование. Он окончил колледж в Гарварде и аспирантуру в Стэнфорде, но гены взяли свое: несколько лет назад он решил круто изменить свою жизнь и начал вдруг учиться на звукорежиссера. Сейчас он работает аранжировщиком, гитаристом и участвует в записи наших дисков и в их производстве. Мы часто бываем у него в гостях, поэтому Америка — уже наш второй дом.

— Вы были дружны с легендарным бардом Юрием Визбором. Что знаете о его семье?

 — С Юрием Визбором мы дружили много лет, и после его смерти продолжаем общаться с его дочерью Татьяной и внуками Варварой и Юрой. Между прочим, внук Визбора — очень интересный автор, но он взял себе фамилию отца и пишет под именем Юрий Лобиков. У него очень интересные, оригинальные песни. Сложно сказать, есть ли у него что-то общее с дедом, но парень талантлив, и это факт.

— О каком стихотворении или песне вы думали: "Как жаль, что не я это написал",  настолько оно вам близко по духу?

— Это происходило почти со всеми песнями, которые я сочинил на стихи разных поэтов. Например, стихотворение Юрия Левитанского "Что происходит на свете, а просто зима". Или вот стихи Бориса Рыжего "Помнишь дождь на улице Титова, что прошел немного погодя...". Вот как-будто я это должен был сочинить, когда мне  самому было 20 лет.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять