После праздников в столице возобновилась маршруточная лихорадка. В редакцию "Сегодня" обращаются возмущенные читатели и жалуются, что чуть ли не каждый день проезд в некоторых маршрутных такси дорожает. Речь пока идет только о пригородных перевозках, но многие боятся, что угрозы киевских перевозчиков тоже воплотят в жизнь.
"Маршруточники наглеют так, что дальше некуда! На днях за то, чтобы доехать от станции метро "Левобережная" до Борисполя стали брать 6 грн 50 коп, и это при том, что в ноябре уже цену поднимали — с 4 до 5 гривен. Если в Киеве как-то еще тарифы держат, то в пригороде творится полный беспредел и никто не может их приструнить!" — пожаловался читатель Анатолий. Говорит, если перед первым подорожанием хотя бы объявление повысили, что цену поднимут, то теперь выглядит так, вроде сами водители установили расценки. Люди возмущаются, но деваться некуда — очень многие ездят в Киев на работу.
В разных направлениях стоимость разная. Примерно за одно и то же расстояние берут кто 3,5 грн, а кто целых 7. Например, в Боярку от площади Победы теперь возят за 7 грн. "Ехать километров 30, маршрутки заполненные, у них, видать, сверхприбыли, а все жалуются, что бензин дорожает", — негодует Алексей Ярмоленко, житель пригорода.
В ДВУХ РЕЖИМАХ. Как объяснили "Сегодня" специалисты транспортного отдела Киевской областной администрации, здешние перевозчики работают в двух режимах — обычном и таксомоторном (он же, собственно, маршрутный). И если тариф в обычном режиме устанавливают областные власти, то таксомоторный режим находится целиком и полностью "на совести" перевозчика. В обычном режиме работает примерно треть машин. Цены на них под контролем обладминистрации с декабря 2007 года возросли с 10 до 15 копеек за один пассажиро-километр (тоесть, маршрут, длиной в 20 км, подорожал на 2-3 грн). Причины сего просты, говорят в администрации — в области тарифы на перевозку не поднимались уже 4 года, а за это время успели вырасти как цены как на топливо, так и на запчасти и аренду баз.
ЕЩЕ НЕ ПРЕДЕЛ. Пригородные перевозчики говорят, даже такие тарифы занижены. Как рассказала Зоя Апонюк, заместитель директора одного из предприятий, на маршруте №316 (до Борисполя), в обычном режиме проезд стоит 4,8 грн (в пределах, установленных администрацией). На таксомоторе сначала повысили цену с 4 до 5, а после и до 6,5 грн. Однако, уточняет Зоя Апонюк, на самом деле себестоимость проезда составляет 7 грн с одного человека. И даже для удержания ныне существующих цен приходится экономить.
Многим кажется, что перевозчики прибедняются. Ведь если прикинуть, даже по минимуму за один круг один микроавтобус от пассажиров получает при цене проезда 7 грн получает примерно 3 тыс. грн. Этого и на бензин, и на запчасти и на прочие потребности хватит с головой.
БУДУТ ДАВКИ. Столичные маршруточники терпят давление властей и пока менять расценки не могут. От намерений бунтовать отказались, переходят в пассивную борьбу.
Руководитель одного из киевских предприятий Николай Басан, рассказал, что перевозчики продают микроавтобусы. Например, у него из 22 машин, обслуживающих маршрут, осталось 17. Причина — нехватка водителей, которые убегают в область, а также рост цены на топливо. Перевозчики прогнозируют большущие очереди на остановках, давки в салонах маршруток, ведь ехать хотят все, а не на чем, и пробки, которые создаст общественный транспорт в попытке закрыть дыру в перевозках. К этому "букету" главный перевозчик Киева Валерий Липецкий добавил еще и ухудшение безопасности и обслуживания, потому что денег на техобслуживание не хватает.