Все проблемы УЗ власть пытается решить только путем повышения тарифов. Это не соответствует логике рыночной экономики и ущемляет права владельцев грузов. Компании, которые покупают услуги УЗ, имеют право знать, за что и в каком размере они платят, на что идут их деньги.
Чтобы деятельность УЗ стала эффективной, нужно не повышать тарифы, а провести реорганизацию компании. В результате изменений каждое из структурных подразделений УЗ должно стать прозрачным в финансовом аспекте. Без этого проблема внутреннего субсидирования никогда не будет решена. Кроме того, после разделения компании станет понятно: украинцы имеют право знать, откуда берет и как тратит деньги каждое из подразделений компании.
Уместно разделить УЗ по роду деятельности на следующие компании:
- оператора инфраструктуры;
- перевозчика пассажиров;
- перевозчика грузов (услуги тяги);
- оператора вагонов;
- ремонт локомотивов;
- ремонт вагонов.
В результате реорганизации УЗ в каждом из сегментов должна возникнуть конкуренция, без которой монополия откровенно диктует свои условия, что выливается в низкое качество предоставляемых услуг и высокие тарифы на них.
Прямая задача властей – способствовать появлению конкуренции. Это может быть сделано посредством создания в каждом из операционных сегментов рынка перевозок (за исключением инфраструктуры) нескольких финансово и организационно обособленных публичных акционерных обществ, которые будут конкурировать между собой.
В Украине уровень портовых сборов более чем в 2 раза выше по сравнению с другими странами. При этом, качество услуг в украинских портах существенно хуже.
Основная причина – систематические невыполнения планов по развитию из-за нехватки средств. В свою очередь, нехватка средств возникает из-за того, что 90% прибыли АМПУ перечисляется в бюджет. Средства, которые могли бы быть использованы для развития, изымаются при помощи фискального механизма.
Неспособность украинских портов конкурировать тормозит экономический рост в Украине. Не создаются рабочие места, бюджет не получает средства.
В интересах всех вовлеченных в процессы перевозок грузов и пассажиров сторон, необходимо создание независимого регулятора, который обеспечит процесс образования тарифов. Этот процесс должен быть справедливым для всех сторон, а установленные тарифы – экономически обоснованными. Таким регулятором может стать НКРТ.
Кроме того, все перевозчики грузов должны оказаться в равных, справедливых условиях.
Сейчас ГМК – это как раз тот донор, за счет средств которого субсидируется перевозка пассажиров. Получается, что, оплачивая коммерческие тарифы, ГМК выполняет еще и социальную функцию. Если предприятие выполняет социальные функции, логично предположить, что соразмерно этим функциям снижается и его налоговая нагрузка. Но в настоящее время этого нет.