укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Криминальные новости
30 Ноября 2007, 07:30  Версия для печати  Отправить другу
×
Соло на "контрабасе": сигареты прячут в торфе, а мясо возят в основном зимой http://www.segodnya.ua/img/article/832/24_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/832/24_tn.jpg Происшествия и криминал Дельцы рассказали "Сегодня", через какую границу и как подпольно ввозят в страну автомобили для бомжей и кожаную обувь под видом детских подгузников.
Фото В.Абрамова
Фото В.Абрамова

Соло на "контрабасе": сигареты прячут в торфе, а мясо возят в основном зимой

Дельцы рассказали "Сегодня", через какую границу и как подпольно ввозят в страну автомобили для бомжей и кожаную обувь под видом детских подгузников.

На днях президент устроил "порку" таможенникам. Из его речи выходит, что незыблемые рубежи страны напоминают проходной двор, где гуляют контрабандные "сквозняки", а таможенники — самые крутые в стране коррупционеры. Вероятно, это так. Но нужно еще хорошенько разобраться, с чьей подачи и в чьих интересах этот "двор-коридор" создан. В одиночку "митники" ничего бы сделать не смогли, и минимум им понадобилось бы надежное прикрытие — и среди других правоохранительных органов (в первую очередь в СБУ и погранслужбе, а также в прокуратуре и МВД), и среди высоких политиков. Кроме того, на таможне после "разгона", устроенного президентом, сразу же заговорили о том, что главная цель этой "выволочки" — подготовить почву под смену руководства Гостаможенной службы. В неофициальных беседах называют имена близкого к главе Секретариата президента Виктору Балоге Виктора Петевки, депутата от БЮТ Андрей Кожемякина, бывшего главу ГТС (в 2005 году) Скомаровского (человек, близкий к Петру Порошенко), а также Соловкова (он руководил ГТС в конце 90-х). Впрочем, практически никто на таможне не верит, что смена руководства как-то исправит положение на границе. Проблема, не в персоналиях, а в системе, с которой живут сотни очень влиятельных в стране людей.

СХЕМЫ. Если вынести за скобки мелкую контрабанду, которую на свой страх и риск, "откатывая" нижним чинам на границе, тянут через нее простые граждане (с этим-то как раз бороться более-менее понятно как — укреплять кордоны, повышать зарплаты погранцам), то в остальном, серьезные схемы контрабанды и ее крышевания выглядят следующим образом. Заинтересованные в контрабандном провозе крупной партии товара просто договариваются с некоторыми чинами в региональных таможнях, которые и "решают" вопросы (у этих чинов как правило есть свои фирмы, через которые контрабанда и ввозится). Эти чины в свою очередь, решают вопросы (делясь мздой) с руководством региональной таможни. Последнее — с руководителями ГТС. Причем совсем не обязательно с первым лицом. У нынешнего главы ГТС Егорова 10 заместителей из которых его людей только трое. А остальные ему навязаны различными группами влияния из Кабмина, ведущих фракций парламента (например, за одной из фракций с конца 2006 года был закреплено "контрабандное окно" в Керченском порту) и Секретариата президента. Собственно, именно эти группы (а не таможенники) и являются главными "держателями" и "хранителями" всей коррупционной таможенной вертикали. И если появится новый глава ГТС, то единственное что изменится — это число замов от той или иной группы влияния.

КРЫША. Естественно, о том, кто именно помогает "не замечать" провоз огромных партий товара через границу известно очень многим людям. В первую очередь — пограничникам. Поэтому, первым делом коррупционер-таможженик договаривается с выосокопоставленными погранцами, вводя их в долю. В долю также вводятся и высокие чины СБУ и Генпрокуратуры, которые, по идее, должны таможню контролировать (между ними, как говорят сведующие люди, есть даже некоторое "разделение труда": в частности, люди из СБУ якобы "курируют" Крым, а ГПУ — Одесский регион). Правда, с СБУ очень часто бывают нестыковки, если действующая на таможне группа влияния вступает в конфликт с группами влияния в СБУ. Тогда последняя сыпет "сенсационными разоблачениями" деятельности таможенников. Например, так было в 2005 году, когда руководитель СБУ Турчинов (человек Тимошенко) конфликтовал с руководителем ГТС Скомаровским (человек Порошенко).

Таким образом, пока руководство таможни не будет очищено от групп влияния, все разговоры о борьбе с контрабандой будет пустым сотрясением воздуха, а главными успехами будет считаться поимка "бабушек-божьих одуванчиков" с канистрой бензина или шматом сала.

"У НАС С ЖИТЕЛЯМИ ПРИГРАНИЧЬЯ ВСЕ ДОГОВОРЕНО, А ЕСЛИ ЧТО — ТАК ТАМОЖНЕ ТОЖЕ ДЕНЬГИ НУЖНЫ". Контрабандист Алексей Р. три года зарабатывает на жизнь, таская в Луганскую область сахар и мясо из России. "Кого там бояться — деньги сунул пограничнику, если что, и потащил дальше", — говорит он. Парень рассказал, что сладкий товар везет объездной дорогой и загоняет фуру в хозяйский двор приграничного села. "С хозяином у меня договор. Я приезжаю туда в любое время и перетаскиваю груз в другую машину, естественно, с другими номерами. На каждом мешке можно заработать где-то по 50 гривен", — продолжает Алексей. Мясо он возит только в зимнее время, говорит, что летом это грязное и невыгодное дело, поскольку продукт скоропортящийся. Самым неудачным он называет день, когда его доход составил 500 грн.

Его друг Александр П., контрабандист с пятилетним стажем, рассказал "Сегодня", что в приграничных районах все "свои люди". "Пограничники только рады, если кто-то что-то тащит, ведь это деньги, то есть дополнительный заработок", — делится собеседник. И неважно, поменяют начальство таможни или нет.

Он уже несколько лет возит в Украину российское дизтопливо. "Однажды чуть не поймали. Выходит из дома уже на территории Украины дед и говорит, что сейчас район будут патрулировать погранцы. И действительно — вскоре мы увидели их силуэты. Дед, недолго думая, открыл нам ворота своего дома. Мы заехали во двор и пересидели. Те, кто живет в приграничье, все прекрасно понимают. Мы их "благодарим", конечно".

У Александра есть знакомые в России, которые заправляют его УАЗы. На него работают несколько водителей, которым за одно пересечение границы платит 50—60 грн. Оба парня зарабатывают только на жизнь, но в области достаточно людей, для которых контрабанда — высокорентабельное занятие с большим оборотом.

УВОЛЕННЫЕ ТАМОЖЕННИКИ ВОССТАНОВЯТСЯ? Генпрокурор Александр Медведько сообщил об освобождении раскритикованных Виктором Ющенко высокопоставленных "митників". Уволены первый замначальника Южной региональной таможни, начальники постов "Одесса-Порт", "Одесса-Грузовая", "Краковец". По материалам СБУ Генпрокуратура назначила служебное расследование на Южной и Западной региональных таможнях.

Вместе с тем информированные источники в Гостаможслужбе говорят, что "пройдет время, и они восстановятся, а то и потребуют компенсацию за вынужденный прогул и моральный ущерб, — сказали "Сегодня" на Одесской таможне.

ЗАПАДНАЯ ГРАНИЦА: АВТО, ЭЛЕКТРОНИКА, СИГАРЕТЫ... Спектр контрабандной продукции, которая поступает в Украину через ее западную границу, довольно широк: от алкогольных и табачных изделий до электробытовой техники и дорогостоящих автомобилей. Контролирующие эти потоки организованные преступные группы включают, помимо рядовых исполнителей, представителей главного звена — своего рода "мозговой центр", разрабатывающий заброс каждой партии товара и пользующийся покровительством пограничной, таможенной, милицейской, налоговой и спецслужб.

СМЕННЫЕ ЗНАКИ И ОРУЖИЕ. Группы великолепно оснащены технически и материально — в своем арсенале они имеют скоростные грузовые и легковые автомобили, портативные рации, сменные номерные знаки, нередко оружие, боеприпасы, спецсредства (не говоря уже о крупных суммах, выделяемых для "решения" вопросов).

Об уровне подготовки отправителей контрабанды свидетельствуют способы их припрятывания. Раньше партии сигарет и табачных изделий укладывались в товарах, выгрузка которых затруднена — к примеру, среди торфа в мешках, печенья в коробах, в мебельных изделиях. А сейчас преступники изменили тактику и используют пустоты специально изготовленных тайников, доступ к которым реален лишь после выгрузки всего груза и демонтажа хранилищ. Контрабандисты делают ставку на то, что это процесс трудоемкий и занимает много времени, — авось поленятся проверяющие искать.

Существуют и менее мудреные схемы, когда в накладной указывают 20 телевизоров вместо 200. Чтобы таможенник "правильно подсчитал" их количество, ему дают мзду. Если их ловят в ходе операции, говорят, что все претензии к грузчикам, которые неправильно загрузили.

ФИРМЕННАЯ "КОНТРА". Контрабандой занимаются многие фирмы по перевозкам, которые зарегистрированы в приграничных областях. "Сегодня" удалось пообщаться с замом директора одной из таких фирм, офис которой находится во Львове. "Возим все что угодно. В Польшу — сигареты, топливо и алкогольные напитки. В Украину — продукты питания, в основном мясные, одежду, обувь, а также бытовую технику. Моя задача сопроводить и доставить груз — обычно это до пяти фур — до конечного пункта. Я решаю все вопросы, к примеру, договариваюсь с таможенниками. За это я получаю около 3 тыс. евро", — рассказывает Андрей, который, по понятным причинам, хранит анонимность.

В последнее время очень выросло количество прихода контрабанды через украинско-польскую границу. При этом, говорят наши таможенники, используются в основном преступные схемы, построенные на подмене документов, а именно фиктивных инвойсах и псевдотранзитных операциях.

А из Украины через западный кордон незаконно пытаются "сбагрить" лес. Так, по поддельным сертификатам о происхождении лесоматериалов только Виноградовская таможня возбудила 6 уголовных дел на 2,4 млн грн. Это в полтора раза больше, чем суммарно Житомирская, Западная, Тернопольская и Ужгородская таможни вместе взятые.

АВТО НА ПМЖ. Серьезные криминальные структуры в Винницкой, Закарпатской, Житомирской областях специализируются на ввозе и оформлении автомобилей без уплаты налогов также за счет различных ухищрений. Так, при определении таможенной стоимости утаивается дополнительное оборудование транспорта, машины, бывшие в эксплуатации, декларируются как новые, а пассажирские — как грузовые. Уголовные дела возбуждались по фактам контрабанды, подделки документов, мошенничества, уклонения от уплаты налогов. К предприятиям-импортерам, которые использовали эти схемы, направлены налоговые сообщения о доплате налогов в размере 2,2 млн грн.

Почти 2 тысячи иномарок было незаконно ввезено из-за рубежа в адрес некой винницкой фирмы, которая, дабы избежать таможенного контроля, предоставила неправдивые данные о стоимости и отправителе товара. Не была подтверждена также законность ввоза в Украину импортных пассажирских автобусов "Неоплан" на Чопской, Ужгородской, Виноградовской таможнях.

Как сообщили "Сегодня" источники в правоохранительных органах, автомобили ввозятся по нескольким схемам. Общеизвестно, что человек, который въезжает на постоянное место жительства, имеет право ввести одну машину. Этой нормой и пользуются контрабандисты. Берется человек (какой-нибудь бомж или алкаш), который как бы официально приезжает на ПМЖ, его прописывают на полгода в какой-нибудь общаге. Машину он оформляет по доверенности, ставит ее на учет и через полгода его выписывают из общаги.

Правоохранителям удалось рассекретить еще одну схему, когда дорогие авто из Западной Европы оформляются на инвалидов первой группы, которые имеют льготы и могут ввозить их без уплаты пошлины.

КАЛОШИ, ОЧКИ И БЕНЗИН... По словам правоохранителей и контрабандистов, наиболее незащищенная — украинско-российская граница в Луганской области. Во-первых, она тут наиболее протяженная — 900 км, а численность таможенников — всего около 600 человек. "Все таможенные посты можно без труда объехать, что в принципе и делают. Проблема в том, что нет четкой демаркации границы. Есть трассы и мостики через пограничные речки", — анонимно рассказывает один из сотрудников Луганской таможни. По его словам, основной поток контрабанды идет из соседних российских областей, из Украины вывозят только уголь.

ПОД ЗЕМЛЕЙ И В РУКАХ. Из России везут в основном продукты питания, а также горюче-смазочные материалы, которые в России дешевле. "Что касается топлива, то тут речь идет не о том, что его покупают на заправках. Вот, к примеру, какое-то хозяйство в приграничной российской области получает для своих целей топливо, причем нередко бесплатно. По назначению они его не используют, а контрабандно перевозят в Украину", — говорит источник "Сегодня". Причем топливо не обязательно могут перевозить через границу, в последнее время стали очень модны трубопроводы. Просто прокладывается "самопальная" труба по дну реки, выводят ее в каком-то лесу неподалеку границы и перекачивают продукт. Таким образом значительно уменьшается риск. За последний год таможенники нашли пять таких трубопроводов.

Кроме крупных и средних по масштабам контрабандистов, на границе промышляют так называемые "ручные" — они переносят товар на себе. В основном это жители сопредельных населенных пунктов. Сахар, мука, мясо в магазинах приграничья — самый ходовой контрабандный товар. И стоит 1 килограмм сахара не 4,50 грн., как по всей Украине, а 3,80. Бензина за день вдвоем вручную можно перетягать литров 600, тем более носят "ручные" в пластиковых канистрах. Ночью опаснее работать, чем днем, — говорят контрабандисты, — в темное время суток пограничники чаще патрулируют.

Популярным контрабандным товаром считаются одежда и обувь. Обувь возят тысячами пар. Недавно Луганским УСБУ был перекрыт канал поставок турецкого ширпотреба для крупных московских рынков. Преступники умудрялись переправлять тюки с одеждой в Украину на моторной лодке. Есть и сезонные товары, к примеру, осенью и весной часто задерживают калоши из России, а летом солнцезащитные очки.

Луганские таможенники рассказывают, что в последнее время их контрабандисты пересели из микроавтобусов на мотоциклы. "Их на сленге называют немцами или ганцами. Им очень легко передвигаться через реки по толстым доскам. За день они совершают до десяти ходок. В основном перевозят мешки с сахаром и крупами", — рассказывает источник "Сегодня".

ОДЕССА-МАМА: ПОРТ — САМАЯ БОЛЬШАЯ КОНТРАБАНДНАЯ ДЫРА. Самыми криминогенными в контрабандном отношении каналами юга Украины остаются, пожалуй, Одесский и Ильичевский морские торговые порты.

Южной региональной таможней было возбуждено уголовное дело по факту незаконного ввоза одежды китайского производства более чем на 1 млн грн. Товары, выявленные на борту судна "Южная Пальмира", не были указаны в документах и утаивались от таможенного контроля.

В представлении Генпрокурора Александра Медведько указывается, что в Одесской области на протяжении длительного времени действует незаконная схема таможенного оформления автотранспорта с занижением таможенных платежей.

Источники "Сегодня" в правоохранительных органах рассказывают о схемах завоза контрабанды по морю: "К примеру, челноки летят в Турцию без денег, тем временем по морю идет корабль, где в тайниках хранятся деньги. Уже в Турции они достают деньги, закупают в основном одежду и везут в Украину. Тут груз разгружается и отвозится на Одесский рынок "7 километр" или в Черновцы".

Существуют и свои схемы растаможки продукции. Черная — это когда вообще ничего не декларируют, а по договоренности на самом высоком уровне просто разгружают и везут по назначению. Серая — когда везут итальянскую кожаную обувь, а декларируют ее как кожзаменитель, соответственно платят меньшую ввозную ставку. "Или декларируют обувь как подгузники, которые в Украине не облагаются вообще. Но любая схема крышуется либо таможенниками, либо пограничниками", — сказал источник.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Александр Ильченко, Соломко Ирина, Волкова Наталия
Вы сейчас просматриваете новость "Соло на "контрабасе": сигареты прячут в торфе, а мясо возят в основном зимой". Другие Криминальные новости смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: