укр
Тетяна Острікова
Чому ревуть ФОПи, якщо 3200?..
Главная Новости экономики Новости экономики
3 Августа 2015, 08:45  Версия для печати  Отправить другу
×
Бюджет-2015 оказался под угрозой срыва http://www.segodnya.ua/img/article/6372/10_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/6372/10_tn.jpg Экономика По доходам за первые полгода годовой госбюджет выполнен на 48,7%, а по расходам – на 43,4%
Бюджет-2015 оказался под угрозой срыва
Автор фото: Сергей Ус, "Сегодня"

Бюджет-2015 оказался под угрозой срыва

По доходам за первые полгода годовой госбюджет выполнен на 48,7%, а по расходам – на 43,4%

В целом доходы госбюджета в первом полугодии этого года выросли на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – до 244,7 млрд грн, тогда как расходы – на 24,4%, до 245,7 млрд грн. Дефицит за этот период снизился в 10,7 раза – до 2,1 млрд грн.

Но по доходам за полгода получено только 48,7% годового плана, а по расходам – 43,4%. И это с учетом того, что в марте и апреле был существенный рост доходов вследствие девальвации гривни.

Бюджеты Украины – как государственный, так и местные, состоят из двух фондов: общего и специального. Первый из них составляет основную часть бюджета (около 95%), его средства предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов. Специальный фонд включает бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений, т. е. предполагает предметно-целевое использование бюджетных средств.

Дефицит общего фонда государственного бюджета Украины в июне возрос в 2,4 раза по сравнению с маем – до 6,8 млрд грн. В целом же за шесть месяцев этот фонд сведен с дефицитом 0,84 млрд грн, что в 27,1 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Наблюдающийся сейчас месячный рост дефицита в НБУ объясняют следствием постепенного, начиная с апреля, снижением налоговых поступлений в абсолютном выражении и ростом расходов.

Доходы государственного бюджета на 1 июля 2015 г. по статьям

 

млрд грн

доля, %

Всего

244,7

100

Налоговые поступления

188,0

76,83

 в том числе

налоги на доходы, прибыль и увеличение рыночной стоимости

42,4

17,32

налог на доходы физических лиц

20,5

8,38

налог на прибыль предприятий

21,9

8,94

сборы и плата за специальное использование природных ресурсов

13,2

5,39

НДС

84,7

34,6

акцизный налог с произведенных в Украине товаров

17,5

7,14

акцизный налог с ввезенных в Украину товаров

10,6

4,34

налоги на международную торговлю и внешние операции

15,8

6,46

рентная плата и сборы на топливно-энергетические ресурсы

3,2

1,30

Неналоговые поступления

54,4

22,22

в том числе

доходы от собственности и предпринимательской деятельности

28,8

11,77

административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хоздеятельности

11,4

4,66

собственные поступления бюджетных учреждений

10,9

4,44

официальные (межбюджетные) трансферты

1,5

0,63

Источник: Госказначейство

Доходы госбюджета в Украине формируются в основном за счет различных налогов и сборов, а также некоторых других источников, в частности, от приватизации госимущества. Но поступления от приватизации за первое полугодие составили всего 116,8 млн грн, т. е. 0,05% доходов бюджета. При этом украинские налогоплательщики за тот же период заплатили в госбюджет 4,1 млрд грн военного сбора.

Основную же часть доходов – треть! – обеспечивает НДС.

Доходы госбюджета выросли в июне на 57,3% в годовом измерении (за полугодие – соответственно на 39,1%). В НБУ отмечают, что несмотря на снижение эффекта девальвации на доходную часть, поступления от отдельных налогов в июне выросли, например, от налога на прибыль. Рост неналоговых поступлений ускорился до 27,8% за счет очередного перечисления чсти свое прибыли Нацбанком (25,1 млрд грн за полугодие, из них 5 млрд – в июне) и увеличения собственных поступлений бюджетных учреждений.

Рост расходов госбюджета в июне ускорился до 32,8% в годовом измерении (24,4% – в целом за полугодие). Но при это расходы общего фонда остаются ниже плановых показателей, что отчасти связано с неполными перечислениями межбюджетных трансфертов местным бюджетам на оккупированных территориях.

Расходы госбюджета весьма разнообразны по направлениям и величине. В первом полугодии очень весомая их часть – 42,6 млрд грн была направлена на обслуживание (погашение и выплату процентов) долговых обязательств, из них 14,2 млрд грн обусловлена внешними займами. Минфин потому и оказался в первом полугодии крупнейшим потребителем бюджетных средств, что через него происходит в том числе и обслуживание госдолгов.

Расходы государственного бюджета Украины (функциональная классификация) на 1 июля 2015 г.

 

млн грн

доля, %

Всего

245676,9

100

Общегосударственные функции

48792,5

19,86

                в т.ч. обслуживание госдолга

41013,6

16,69

Оборона

20427,9

8,31

Общественный порядок, безопасность, судебная власть

20741,9

8,44

Экономическая деятельность

12614,9

5,13

Охрана окружающей среды

1308,9

0,53

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,6

0,00

Здравоохранение

3011,0

1,23

Духовное и физическое развитие

3149,9

1,28

Образование

14287,3

5,82

Социальная защита и социальное обеспечение

43610,6

17,75

        в т.ч. социальная защита пенсионеров

39852,4

16,22

Межбюджетные трансферты

77731,3

31,64

Источник: Госказначейство

Крупнейшие расходы госбюджета (экономическая классификация) на 1 июля 2015 г.

 

млн грн

доля, %

Текущие трансферты

82314,6

33,51

Социальное обеспечение

44011,4

17,91

        в т.ч. выплата пенсий и пособий

40370,3

16,43

Обслуживание долговых обязательств

42569,7

17,33

         в т.ч. внутренних

28330,9

11,53

                   внешних

14238,8

5,80

Оплата труда и начисления на заработную плату

34540,2

14,06

Использование товаров и услуг

33310,3

13,56

Источник: Госказначейство

Крупнейшие расходы госбюджета (программная классификация) на 1 июля 2015 г.

 

млн грн

доля, %

Министерство финансов

71631,9

29,16

Министерство социальной политики

44198,0

18,66

Министерство охраны здоровья

24853,5

10,11

Министерство обороны

19573,4

7,97

Министерство внутренних дел

13525,5

5,51

Министерство образования и науки

11904,6

4,85

Госагентство автомобильных дорог

8571,9

3,49

Национальные академии

2346,3

0,96

Министерство доходов и сборов

2161,0

0,88

СБУ

2131,2

0,87

Государственная судебная администрация

1907,4

0,78

Облгосадминистрации и КМ АР Крым

1420,2

0,58

Генеральная Прокуратура

1237,4

0,50

Министерство энергетики и угольной промышленности

889,6

0,36

Государственное управление делами

491,2

0,20

Верховная Рада Украины

257,4

0,10

Верховный, Конституционный и др. высшие суды

211,9

0,09

Секретариат Кабмина

102,4

0,04

Источник: Госказначейство

Выплате внешнего долга помогает положительное сальдо счета текущих операций (внешней торговли). В июне текущий счет опять стал профицитным в рзмере $361 млн, и все его статьи улучшились в сравнении с майскими показателями. Баланс товаров впервые стал положительным. Затормозился спад экспорта и импорта. Увеличение профицита баланса услуг произошло в основном за счет увеличения экспорта компьютерных услуг (на 36,9% в годовом измерении). Второй месяц подряд наблюдается приток капитала на финансовый счет. Происходит это благодаря прямым иностранным инвестициям (материнские структуры заводят средства для докапитализации своих банков) и конвертации китайских юаней на сумму $417 млн в рамках валютного свопа.

Следствием этих процессов стал рост профицита сведенного платежного баланса до $389 млн, что позволило нарастить международные резервы Украины до $10,3 млрд или 2,2 месяцев финансирования импорта (безопасным для страны уровнем считается 3 месяца).

Финансирование дефицита госбюджета, по данным Нацбанка, осуществлялось за счет накопленных средств на счетах правительства и заимствований. При этом отмечается, что займы внутри страны проводились преимущественно для квазифискальных целей, т.е. они непосредственно не влияют на величину дефицита бюджета. Так ОВГЗ выпускались главным образом для поддержки "Нафтогаза", банков и Фонда гарантирования вкладов физлиц.

В целом на сегодняшний день состояние госбюджета выглядит сложным, а осенью предстоят новые большие расходы.

Например, премьер-министр Арсений Яценюк говорит о необходимости накопить 25 млрд грн для выплаты энергосубсидий в четвертом квартале. Нет средств для создания в необходимом объеме запасов газа на зиму. Если не будет достигнуто соглашение о реструктуризации внешнего долга, то в сентябре нужно заплатить кредиторам $500 млн и т.д. Новый транш кредита МВФ ($1,7 млрд) скорее всего будет полностью зачислен в резервы, хотя правительство надеется, что хотя бы часть этих денег ему разрешат потратить на оплату долгов. В то же время в парламенте требуют повышения соцстандартов ранее запланированного в госбюджете срока (т. е. ранее 1 декабря).

Состояние же сводного бюджета (государственного вместе с местными) выглядит лучше. В первом полугодии он был профицитным (т.е. доходы превысили расходы). Профицит составил 12,3 млрд грн против 20,8 млрд грн дефицита год назад. Произошло это за счет изменения в этом году порядка распределения доходов между государством и регионами, что позволило существенно улучшить состояние многих местных бюджетов.

Исполнение местных бюджетов

За первое полугодие в общий фонд местных бюджетов поступило 45,5 млрд грн (без учетов трансфертов), что составляет 617% годового объема поступлений, утвержденного местными советами. Это на 37,7% больше, чем было год назад за такой же период (в сопоставимых условиях).

При этот поступления от подоходного налога выросли на 116,2%, они составили 23,6 млрд грн, достигнув 54,3% годового планового показателя. Поступления от платы за землю увеличились в годовом измерении на 125,9%, составили 6,6 млрд грн или 57,4% планового годового показателя. Доходы же от налога на недвижимость вообще превысили годовой плановый показатель: 274,7 млн грн против 226,2 млн грн. Еще 3,2 млрд грн поступили от 5% налога на розничные продажи некоторых подакцизных товаров.

Также местные бюджеты получили 77,7 млрд грн трансфертов, что составило 94,7% предусмотренного за этот период, т.е. правительство придержало пока около 4,3 млрд грн. Говорится, что это сделано потому, что Госказначейство не переводит средства на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей.

Минфин ожидает поступление по итогам года в общий фонд местных бюджетов 91 млрд грн, что на 17,4 млрд грн выше показателей, утвержденных местными органами власти.

Читайте также:
Яценюк: увеличить зарплаты чиновников позволит сокращение их количества
Бюджет Украины вновь ушел "в минус"
Кабмин может получить право на блокирование изменений в бюджет
Украинцы оплатят рекламу партий: как это будет работать
Дефицит бюджета сократят за счет экономии


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Сергей Гусев
Вы сейчас просматриваете новость "Бюджет-2015 оказался под угрозой срыва". Другие Новости экономики смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: