Ни кризис, ни требования президента экономить госсредства не остановили чиновников, которые закупают за бюджетные деньги новые представительские авто.
"Когда Виктор Янукович впервые обратился к нации в качестве президента, он пообещал сократить расходы на государственный аппарат. За ним буквально слово в слово эту мантру тотальной экономии несколько раз повторял Николай Азаров, глава правительства. Но воля и слова двух высших госчиновников в Украине, как показывает история, не значат ничего. Особенно если речь идет об автомобилях", отмечает издание.
Одними из первых, кто решил, что сокращение расходов не должно коснуться служебного транспорта, были милицейские чиновники. В июле в СМИ появилась информация, что МВД планирует закупить 20 автомобилей представительского класса, в том числе Mercedes E350, Audi A6, Toyota Camry.
Москаль предъявляет "Корреспонденту" фотографии, на которых видно, что Escalade обслуживал самого Могилева, ездившего на нем во время своего отпуска в Крыму. "Вот министр на пляже, а рядом с ним – Cadillac Escalade", – показывает на фото нардеп.
Прозвучала и общая сумма "автомобилевложений" – от 8 до 9 млн грн. Правда, после обнародования этих данных милиция свои планы скорректировала. По данным Геннадия Москаля, нардепа, в прошлом – высокопоставленного милицейского чиновника, в парке ведомства появились одна новая машина, зато какая! Внушительный пятиметровый Cadillac Escalade стоимостью более 1 млн грн.
При этом чиновников в погонах не смутило то, что Азаров 21 июля строго-настрого запретил Госказначейству в целях экономии финансировать покупку служебных машин, техники и мебели.
"Премьера проигнорировали не только в МВД, но даже в куда менее значимых госструктурах. Например, недавно двумя роскошными автомобилями на сумму 1,3 млн грн. обзавелась "Донецкая железная дорога "(ДЖД). Еще один полноприводный люксовый "экипаж" ценой в 500 тыс. грн. купило госпредприятие "Энергорынок". Последний гвоздь в гроб озвученной президентом и премьером экономии забило госпредприятие Информационный центр, входящее в структуру Минюста, – в начале августа на тендере центр купил Mercedes ценой 1,11 млн грн".
Все эти свежие приобретения – лишь капля в море автомобильной роскоши, которой сегодня владеют органы власти. Корреспондент оценил весь VIP-гараж и убедился, что только чиновников высшего уровня сегодня обслуживает более 1 тыс. машин общей стоимостью примерно $ 5,05 млн.
И Янукович, и Азаров, которые на словах декларируют экономию, разъезжают на бронированных Mercedes S600 высшего представительского класса. И не собираются пересаживаться на более дешевые машины. Более того, именно за два премьерства Януковича автомобильный парк министерств и центральных ведомств приобрел свой нынешний вид – более 1 тыс. машин.
В своих ответах на запросы Корреспондента об автопарках, принадлежащих ведомствам, ни Госуправделами (ГУД) при президенте, ни Аппарат Верховной Рады, ни Секретариат Кабмина не сообщили о том, на каких именно автомобилях ездят президент, премьер, спикер и другие высокопоставленные чиновники. Зато в этих структурах отметили, что за последние два года новых машин никто не покупал.
Это подтверждает и Юрий Крупко, министр Кабмина в правительстве Юлии Тимошенко. По его словам, при Леди Ю и она сама, и вице-премьеры, и министры пользовались тем, что им досталось в наследство от Януковича.
О том, что самая масштабная закупка машин была при Януковиче, журналу подтвердили и в министерствах. К примеру, Минэкономики в 2007-м купило сразу 11 машин: девять Chevrolet Epica, а также Volkswagen Passat и Volkswagen Phaeton.
Хорошо ездить любят не только высшие кабминовские чиновники. Министерства – из тех, что побогаче, – имеют свои гаражи, а "малоимущие" выходят из ситуации с помощью лизинга или арендуя машины у своих дочерних госкомпаний.
В среднем обслуживанием центрального аппарата – министра и его замов – в типичном украинском министерстве заняты пять-семь автомобилей. С учетом того, что в стране два десятка таких ведомств, гараж одних лишь первых лиц получается приличных размеров, отмечает издание.
На средства налогоплательщиков обеспечиваются колесами и народные депутаты. По словам Сергея Саса, заместителя главы регламентного комитета, парламентарии круглосуточно (но не больше 25 часов в месяц) могут пользоваться служебными машинами, роль которых выполняют Opel Astra (от 130 тыс. грн.) и Skoda Superb (от 224 тыс. грн.). Самые популярные седаны бизнес-класса – Toyota Camry (от 235 тыс. грн.) – закреплены за комитетами. Что касается руководства парламента, то спикера и его замов возят на Mercedes.