укр
Виктория Волонтырец
Моя "неВоля"
Главная Новости политики Новости политики
21 Октября 2014, 08:00  Версия для печати  Отправить другу
×
Рада VII созыва: как она изменила страну, чего сделать не смогла и какое наследство оставила новому парламенту http://www.segodnya.ua/img/article/5623/70_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/5623/70_tn.jpg Политика Люстрация, борьба с коррупцией, соглашение об ассоциации с ЕС, возврат Конституции и диктаторские законы — эксперты вспоминают самые основные решения и неудачи уходящего состава парламента.
<p>Чем запомнится уходящая Рада.</p>
Чем запомнится уходящая Рада.

Рада VII созыва: как она изменила страну, чего сделать не смогла и какое наследство оставила новому парламенту

Люстрация, борьба с коррупцией, соглашение об ассоциации с ЕС, возврат Конституции и диктаторские законы — эксперты вспоминают самые основные решения и неудачи уходящего состава парламента.

Вчера Верховная Рада VII созыва окончательно ушла в историю — Александр Турчинов провел ее последнее внеочередное заседание. Депутаты поддержали закон о статусе временных переселенцев и выделили 7 млн гривен на протезирование героев АТО, но так и не смогли поддержать норму, дающую право голоса фронту. Это лишний раз подтверждает, что решение о роспуске парламента было правильным, заметил, критикуя это решение, президент Петр Порошенко.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ И ЭФФЕКТИВНЫЙ. Уходящий созыв парламента войдет в историю одним из самых противоречивых и эффективных одновременно, – уверены опрошенные "Сегодня" эксперты.

Возврат Конституции, ратификация соглашения об ассоциации с ЕС, закон об самой масштабной очистке власти со времен независимости – люстрации, целый ряд антикоррупционных законов – включая открытые реестры, возврат к персональному голосованию в Раде, закон о самоуправлении прокуратуры, наконец, об аренде ГТС.

И в тоже время – диктаторские законы от 16-го января; неоднозначный закон о статусе Донбасса, провал работы по дентрализациии и изменению избирательного законодательства, сохранение внеблокового статуса, отказ от внутриукраинских санкций, отмена языкового закона Колесниченко-Кивалова и запоздавшие законы о статусе коренного населения и самого Крыма – во избежание его аннексии. И сам дележ портфелей в решающий момент захвата полуострова. Все это не дает однозначного ответа, каким запомниться этот парламент, переживший две революции: уличную и внутреннюю, два уличных штурма и встретивший войну.

"Самым значимым деянием 7 созыва ВР, безусловно, является возвращение к Конституции 2004 года в феврале этого года. Можно даже сказать еще более широко – в конце февраля именно Верховная Рада осталась единственным легитимно избранным органом высшей государственной власти после бегства "вечно легитимного" Януковича из страны", – говорит нам директор Института социально-политического проектирования "Диалог" Андрей Миселюк.

Эксперт напоминает, что в сложнейших условиях, когда "посыпалась" вся система власти, именно парламент смог продолжить работу и обеспечить сначала сохранение государственного механизма, а затем – преемственность этой власти с формированием всей вертикали, включая назначение нового Кабмина и определение даты внеочередных президентских выборов.

К безусловным плюсам, по мнению Миселюка, также стоит отнести ратификацию соглашения об ассоциации, плюс "принятие законов, необходимых для того, чтобы это соглашение было подписанным", а также законы об особом порядке управления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и, наконец, закон о люстрации.
"Из событий со знаком минус безусловное первенство принадлежит законам 16 января", – резюмирует политолог добавляя, что также к неудачам стоит отнести и провал попыток изменения избирательного законодательства, в результате чего выборы в новый парламент пройдут по старой системе.

Наконец, еще одной существенной недоработкой уходящего созыва можно назвать "не принятые своевременно и лишенные должного наполнения санкции против России как страны-агрессора".

КОНСТИТУЦИЯ И КОНЕЦ ОФФШОРОВ. В свою очередь директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев выделяет два ключевых деяния Рады: голосования за возврат Конституции и законопроект о раскрытии имен конечных выгодополучателей, т.е истинных собственников украинского крупного бизнеса.

"Я считаю главными два принятых закона. Один политико-институциональный, второй экономически-институциональный, которые придвигают Украину в европейском направлении. Первый – это возврат к Конституции 2006 года и возврат к парламентско-президентской республике. Это европейская политическая модель, когда есть парламентская коалиция и сильный премьер и в тоже время есть сильный президент, – говорит "Сегодня" Карасев. – А второй закон – это закон об открытии реестров собственников, или конечных выгодоприобретателей. Это делает собственность прозрачной, что крайне важно. Ведь ключевая проблема постсоветсткого развития это проблема сращивания собственности и власти".

По словам Карасева до принятия этого закона мы имели два деструктивных явления: непрозрачность власти и непрозрачность собственности. И теперь после вступления этих законопроектов в силу мы создадим условия для того чтобы "открыть власть для избирателей и собственников для общества".

Именно поэтому эти два законопроекта по мнению Карасева – "два ключевых закона, закона прогрессивных, важных, необходимых и действительно ускоряющих продвижение Украины в европейском направлении.

Правда, эксперт замечает, что еще предстоит "борьба за их имплементацию", т.е нужно будет добиться того, чтобы законы эти реально работали. И это, уверен Карасев, уже ключевая задача для нового парламента, который должен принять новые законы об акционерных обществах, о корпоративном управлении и т.д.

ЗАКОНЫ БУДУТ РАБОТАТЬ. Не менее позитивно оценивает работу ВР и директор одной из ведущих социологических служб страны Виктор Небоженко. По его мнению, ключевое достижение уходящего состава парламента — это законы об очищении власти и антикоррупционный пакет.

Правда, эксперт считает, что успешное голосование во этим вопросам стало возможными только лишь поскольку, голосуя, многие не верили в реальность работы этих законов.

"В свое время когда украинский парламент, где подавляющее большинство было за коммунистами принял декларацию – о независимости Украины. Я, тогда еще молодой и неопытный политолог, спросил у одного из голосовавших "за" представителей КПУ, мол а зачем вы приняли этот документ, это же противоречит вашим взглядам, интересам, вы вечно сражаетесь с националистами. И в ответ услышал: "Виктор, а они через несколько месяцев все забудут"…Т.е что я хочу сказать большинство из тех кто голосовал голосовал за антикоррупционные законы, будучи уверенным, что он и не будут работать – это что называется в юриспруденции "спящие нормы", – говорит директор социологической службы "Украинский барометр".

При этом, даже несмотря на это, Небоженко уверен: принятые законы о люстрации, о борьбе с коррупцией работать в конечном итоге будут.

"Я не знаю кто и как этим воспользуется (принятыми законами — ред.) но можно не сомневаться, – это не будет "спящей нормой". Всегда найдутся те политические силы, которые постараются их реализовать. И вообще все что принимала Рада после Майдана, Рада Турчинова – это несомненный плюс, и оно обязательно будет реализовываться. То, что "натворили" после Майдана депутаты, будет действовать еще лет двадцать... И эффект можно сравнить с подписание декларации о независимости", – резюмирует наш собеседник.

ЧТО ПРЕДСТОИТ НОВОЙ РАДЕ. Ключевая задача для парламента нового созыва — максимально быстрое и эффективное продолжение начатых реформ, уверены эксперты.

"У нового парламента не будет времени на раскачку совсем. И в первую очередь надо ставить вопрос о реформе местной административной власти, реформе президентской и губернаторской власти... Плюс нужно что-то решать с Конституционным судом который превратился в архитектурное излишество в сегодняшнем украинском политическом дизайне", – подчеркивает Виктор Небоженко.

В свою очередь политолог, директор центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что ключевым вопросом для Рады VIII созыва должна быть реформа госудраственного самоуправления.

А вот что касается такого "заезженного" вопроса, как отмена депутатской неприкосновенности, то он считает что речь может идти о частичной неприкосновенности. "Эта тема постоянно поднимается, но скорее всего речь может идти о частичной неприкосновенности – по европейскому опыту. Т.е если депутат нарушает правила дорожного движения, он должен нести за это ответственность. При этом он не должен нести ответ за свою политическую деятельность, т.е его не привлекали скажем за клевету, информационную и политическую деятельность", – резюмирует эксперт.

Читайте также:
Порошенко жестко раскритиковал депутатов ВРУ за проваленное голосование за изменения в избирательное законодательство
Турчинов закрыл Раду и пообещал "показать" всех, кто срывал работу
Депутату Каплину во время выступления поставили "рожки"
Порошенко назвал действия Рады "аморальными"
Рада не смогла принять закон, который дает возможность солдатам в АТО проголосовать 26 октября
Рада приняла изменения в бюджет, которые позволят раненым в АТО протезироваться за рубежом
Нардепы приняли закон о статусе временных переселенцев из Донбасса и Крыма


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: "Сегодня"
Автор: Алексей Беловол
Вы сейчас просматриваете новость "Рада VII созыва: как она изменила страну, чего сделать не смогла и какое наследство оставила новому парламенту". Другие Новости политики смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: