укр
Светлана Панаиотиди
Территория добра
Главная Новости политики Власть в Украине
8 Февраля 2011, 07:40  Версия для печати  Отправить другу
×
Оценки года Януковича: "5" за Евро и "3" за свободу слова http://www.segodnya.ua/img/article/2356/65_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2356/65_tn.jpg Власть Мы оценили, как изменил Украину Виктор Янукович за первый год своего правления по сравнению с президентством Ющенко.
Как Виктор Янукович за год изменил страну
Как Виктор Янукович за год изменил страну

Оценки года Януковича: "5" за Евро и "3" за свободу слова

Мы оценили, как изменил Украину Виктор Янукович за первый год своего правления по сравнению с президентством Ющенко.

Читайте также Янукович год спустя: тревожно, но не безнадежно

УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ

Из-за противоречий, заложенных политреформой 2004-го в Конституцию, в управлении государством царил хаос. Полномочия президента и премьера пересекались, что уже само по себе создавало почву для конфликта, который в последние два года президентства Виктора Ющенко был усугублен его личным конфликтом с Юлией Тимошенко. В результате централизация власти была разбалансирована: часть руководителей регионов ориентировалась на президента, часть — на премьера, еще часть из-за слабости власти — на лидера оппозиции Виктора Януковича. То же наблюдалось в центральных органах власти: премьер воевал с министрами, назначенными по квоте президента, в парламенте коалиция существовала лишь на бумаге, а БЮТ, враждуя с президентом, поочередно привлекал в союзники либо коммунистов, либо Партию Регионов, которые голосовали преимущественно за законопроекты, усугублявшие раскол во власти.

После формирования пропрезидентского большинства в Раде и правительства Азарова, а также после отмены политреформы, в стране вокруг Януковича сформировался единый центр принятия решений. Это позволяет оперативно проводить любые законы и решения и осуществлять любые реформы, которые захочет власть (обратной стороной такой оперативности является то, что нередко законы принимаются слишком быстро, без надлежащего обсуждения в обществе). При этом внутри самой правящей команды есть разные центры влияния, которые время от времени интригуют друг против друга, но все они спаяны единой политической линией, которую проводит президент. На региональном уровне практически вся вертикаль находится под контролем Януковича. Не вписываются в нее только три облсовета Галичины, но их возможности влиять на управление регионом ограничены.

В консолидации управления государством президент добился практически максимума — особенно учитывая стартовые позиции, с которых ему пришлось начинать. Минус — за то, что создание коалиции и отмена политреформы производились, мягко говоря, небезупречными методами.

5- баллов  

ДОСТИЖЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

К моменту прихода к власти Виктора Януковича экономика только лишь начала выползать из кризиса, в ходе которого в 2009 году ВВП упал на 15%. При этом, рост был крайне нестабильным и мог обрушиться под грузом бюджетных долгов и цены на газ. В последние месяцы своего правления правительство Тимошенко занимало огромные деньги под огромные проценты на внутреннем рынке (казна была пуста), а цена на газ, согласно кабальному договору Тимошенко—Путина, к апрелю 2010 года должна была превысить 330 долларов за тысячу "кубов", что вызвало бы рост цен для промышленности в 2 раза, а для населения — в 3—4 раза. Возможностей перестраховаться за счет зарубежных дешевых кредитов также не было — с конца 2009 года МВФ заморозил сотрудничество с Украиной. Дополняли эту "картину маслом" повальная коррупция и бардак во власти — бизнес просто не знал, с кем и за сколько договариваться. 

Януковичу удалось быстро решить основные проблемы. С Россией в апреле договорились о значительном снижении цен на газ (хотя она все равно остается довольно высокой). С МВФ возобновили сотрудничество, а с другими кредиторами договорились о займах под низкие проценты и на длительный срок, чем избежали краха бюджета. Крупный украинский бизнес, интересы которого выражает ПР, почувствовал уверенность в завтрашнем дне и приступил к инвестициям в производство. К концу года ускорился промышленный рост (во многом из-за удачной ситуации на наших экспортных рынках). Принятие Налогового кодекса, несмотря на бардак первых месяцев, в перспективе даст положительный эффект из-за снижения налогов и вывода экономики из тени. С другой стороны — коррупция и произвол проверяющих органов (тут все стало хуже, чем раньше) по-прежнему отравляют жизнь бизнесу.

Януковичу в 2010 году удалось быстро решить базовые проблемы украинской экономики. Но заработал он только "4-" — из-за коррупции и террора контролирующих органов пока нельзя говорить о нормальном бизнес-климате в стране и о привлечении крупных инвестиций из-за рубежа.

4- балла

СОЦИАЛКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

В ходе кризиса, с конца 2008 года все соцвыплаты, зарплаты бюджетникам и пенсионерам были заморожены (хотя до того росли довольно большими темпами начиная с 2003 года). Правда, выплачивали их без задержки, но только благодаря тому, что правительство кидало на них деньги МВФ, платежи по Киотскому протоколу и делало краткосрочные займы под бешеные проценты. Осенью 2009 года был принят закон о повышении социальных стандартов (в том числе минимальных зарплат и пенсий), но правительство Тимошенко отказалось его выполнить.

В начале правления Януковича вообще стоял вопрос о том, сможет ли правительство выплачивать даже существующие социальные обязательства — бюджет был пуст. Но правительство сумело выкрутиться из ситуации. Договорившись с Россией о снижении цены на газ, оно высвободило ресурсы бюджета для повышения минимальных зарплат и пенсий. А вот на значительное повышение зарплат всем бюджетниками и пенсионерам (те, которые получали пенсии и зарплаты выше минимальных) денег уже не хватило. Они в течение года были увеличены очень скромно. Так же скромно (на уровень инфляции — 9%) поднимут соцвыплаты и в 2011 году. Исключение — значительный рост выплат при рождении ребенка. Правда, наблюдается рост зарплат и числа вакансий в частном секторе — экономика все-таки выходит из кризиса, хотя и не очень быстрыми темпами.

Януковичу удалось не допустить срыва бюджетных выплат. Однако мизерное повышение зарплат бюджетников и пенсий на фоне роста коммунальных тарифов особо не вдохновляет. Хотя и может быть объяснено трудным бюджетным наследством, которое досталось президенту.

3 балла  

ЕВРО-2012

К февралю 2010-го все объекты чемпионата Европы по футболу, за финансирование которых отвечает государство, находились в зоне риска УЕФА. Исключение составляли лишь стадионы в Донецке и Харькове, построенные либо реконструированные за счет частных инвесторов.

Проблемными точками были донецкий и львовский аэропорты, которым государство не обеспечивало надлежащее финансирование. Еще большей проблемой был НСК "Олимпийский", работы на котором велись со значительным отставанием от сроков, поставленных УЕФА. Но наибольшей проблемой являлся львовский стадион. Его строительство должен был финансировать городской бюджет, однако деньги если и выделялись, то уходили неизвестно куда, а на месте стадиона были лишь котлован и сваи.

В итоге все шло к тому, что в мае 2010 года УЕФА из четырех украинских городов Евро-2012 в лучшем случае оставил бы два — Донецк и Киев.  

Уже к августу 2010-го строительство и реконструкция всех объектов Евро-2012, усилиями правительства и, в особенности, вице-премьера Бориса Колесникова, стали идти по плановым показателям. Сдвинулось с мертвой точки строительство стадиона во Львове. Значительно увеличились темпы строительства "Олимпийского", который должен быть сдан летом 2011 года. Лучшее свидетельство того, что риска потери Евро-2012 из-за срыва сроков сдачи объектов не существует — это то, что даже оппозиция о такой возможности не говорит. Правда, в последние недели возник риск потери Евро-2012 из-за шантажа ФИФА, которая в конфликте внутри Федерации футбола Украины заняла сторону ее президента Григория Суркиса, но этот вопрос удалось урегулировать, отложив вопрос о президенте ФФУ до окончания чемпионата.

Евро-2012 — самый успешный проект первого года Януковича. Правда, оппозиция говорит о завышенной стоимости объектов и непрозрачной процедуре отбора подрядчиков. Но власти эти обвинения не признают, указывая, что в условиях цейтнота во времени все цифры минимальны, процедура отбора — оптимальна, хотя к ней и будут подходить строже.

5 баллов  

ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

К концу правления Ющенко уровень гражданских свобод находился на отметке между демократией и анархией. Но касалось это только внешних проявлений свободы — таких как свобода митингов. Что касается фундаментальных основ демократии, то они нарушались нередко и весьма серьезно. Это касается и незаконного роспуска парламента в 2007-м, и незаконного нероспуска парламента в 2008-м, которого Тимошенко удалось достичь бойкотом президентского указа в судах.

Нарушением демократии было и решение Конституционного суда в 2008 году, когда разрешили, чтобы в парламентской коалиции было меньше 226 депутатов. Наконец, использование Тимошенко админресурса во время выборов президента-2010 также с европейским пониманием демократии имело мало общего. Права человека нарушались повсеместно — в милиции пытали людей, фабриковали дела, управу на чиновников найти было невозможно.

Год правления Януковича стал продолжением той линии псевдодемократии, которая прослеживалась во времена Ющенко—Тимошенко: КС принимал не менее сомнительные решения, а использование админресурса на местных выборах-2010 стало еще более системным. Началось уголовное преследование лидеров оппозиции. Правда, так же действовали и "оранжевые" в 2005 году. И посадить им никого не удалось только потому, что они быстро раскололись на два враждующих лагеря.

Что касается прав человека, то ситуация мало изменилась. Но один положительный момент имеется — раньше правозащитники и журналисты (в своей массе "оранжевые") не поднимали, к примеру, шум по поводу пыток в милиции, так как во главе МВД стоял "свой человек" Юрий Луценко. Теперь же каждый случай беспредела в МВД вызывает огромный общественный резонанс. И это уже хорошо. Также надежду на улучшение дает проект нового Уголовно-процессуального кодекса, который поставит барьеры на пути произвола силовых структур.

Демократии за год больше не стало. Но и говорить о наступлении диктатуры нельзя. У власти нет ресурсов, чтобы построить в стране режим "управляемой демократии", как в России. А возможно, нет и такого желания — судя по тому, как щепетильно в Киеве относятся к замечаниям из ЕС.

3 балла  

СВОБОДА СЛОВА

Накануне выборов состояние свободы слова напоминало ситуацию 90-х годов в России. Телеканалы были поделены на те, которые поддерживали власть в целом (Первый национальный), только Юлию Тимошенко (1+1, 5 канал) или только Виктора Януковича ("Интер"). Нейтральную позицию с небольшим креном в сторону Тимошенко заняли ICTV, СТБ и Новый канал, с небольшим креном в сторону Януковича — ТРК "Украина". В печатных СМИ ситуация была иная — большая их часть просто зарабатывала деньги на размещении политической джинсы, меньшая часть занимала нейтральную позицию с небольшим креном в сторону одного из кандидатов.

Власть регулярно вмешивалась в деятельность СМИ: так, по настоянию Тимошенко были уволены трое тележурналистов, показавших по ТВ известный ролик "Пропало все", и по ее же настоянию было принято решение суда, запрещающее критиковать деятельность Кабмина и лично премьера.  

Власть регулярно подвергается критике за зажим свободы слова, хотя ситуация за год практически не изменилась. Более того, за показ ролика с падающим на Януковича венком не преследовали никого. Основные изменения связаны с переориентацией собственников ряда (не всех) телеканалов со старой на новую власть (раньше не ругали Тимошенко или Ющенко, теперь не ругают Януковича) либо с уменьшением количества политических программ на ТВ, связанным с окончанием избирательного периода, — и то и другое подается оппозицией как давление власти на СМИ. В то же время 5 канал и ТВі продолжают беспрепятственно критиковать власть; правда, сами каналы заявляют, что их уничтожают, отбирая частоты, но реально речь идет о хозяйственном споре за частоты, на которых проходит не более 10% вещания каналов. Жестко оппозиционными остаются ряд газет и значительная часть сайтов, и это также не отражается на их существовании.

Власть ничего не изменила в ситуации со свободой слова. Но она не сумела построить свою информполитику так, чтобы противостоять массированной критике со стороны "прооранжевых" журналистов, а также не смогла одолеть оппозиционный лоббизм на Западе, вылившийся в негативные оценки свободы слова.

3 балла

ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

Со времени грузино-осетинского конфликта украинско-российские отношения застыли в состоянии холодной войны. Однако это касалось только отношений между президентами двух стран, которые вообще прекратились, в то время как премьеры регулярно встречались и даже вместе подшучивали над Ющенко. В 2009-м Путин неплохо сыграл на противоречиях украинского президента и премьера, заключив с Тимошенко кабальный для Украины газовый договор. Правда, с началом предвыборной кампании Тимошенко прекратила публичные контакты с российским коллегой, однако это не помешало ее правительству без громкой публичной огласки посодействовать продаже россиянам металлургических заводов, принадлежащих компании ИСД.

Отношения нынешней власти с Кремлем делятся на два этапа. На первом были улажены наиболее острые конфликты времен правления Ющенко: снижена до приемлемой цена на газ, снята с повестки дня тема вывода Черноморского флота из Севастополя, был официально провозглашен отказ Украины от вступления в НАТО, отменен указ о присвоении звания Героя Украины Бандере, прекращена дипломатическая война. Также были достигнуты соглашения о создании совместного предприятия в области авиапромышленности. Правда, дальнейшее углубление отношений (в том числе и решение вопроса о снижении для нас цены на газ) тормозится желанием Кремля получить контроль над украинской газотранспортной системой (чему противится Киев), а также нежеланием Януковича и его окружения расширять присутствие российского бизнеса в украинской экономике.

В целом, отношения между нашими странами можно назвать нейтрально-дружественными. В геополи¬тическом плане противоречий особых нет, но остаются проблемы в экономических взаимоотношениях, которые могут обостриться в будущем.

4 балла  

ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДОМ

Вкратце отношение Запада к украинской власти к моменту президентских выборов можно охарактеризовать одним словом: усталость. После краткой весны в отношениях, вызванной "оранжевой революцией", лидеры западных стран все больше разочаровывались в украинском руководстве — вплоть до того, что Ющенко пытался поймать Буша для разговора по дороге в туалет.

С приходом же в Белый дом Обамы США и вовсе отстранились от украинских дел. Что касается лидеров стран Евросоюза, наибольшее их разочарование вызвали, во-первых, украинско-российский газовый конфликт, вынудивший Европу замерзать зимой 2009 года, во-вторых, конфликт между Ющенко и Тимошенко, в котором оба апеллировали к лидерам ЕС. В результате Запад, в 2004-2007 годах рьяно поддерживавший "проевропейских" политиков Украины, на президентских выборах-2010 остался нейтральным. 

В первые месяцы правления Янукович имел кредит доверия от Запада, хотя и не слишком большой. Однако за год этот кредит свелся к нулю по нескольким причинам. Первая — неправильная информационная политика: Банковой не удалось убедить Запад в том, что арест оппозиционеров — это борьба с коррупцией, а не политические репрессии, и что успех партии власти на местных выборах — это слабость оппозиции, а не использование админресурса.

Вторая — неуступчивость Банковой в переговорах о зоне свободной торговли: Евросоюз в условиях кризиса стал особо настойчив в лоббировании своей продукции, однако Банковая в обмен требует доступа украинских компаний прежде всего на рынок стали и продовольствия, чего Евросоюз не хочет. Торможение переговоров по зоне свободной торговли привело к ужесточению политической критики со стороны ЕС. С другой стороны, велики шансы получить безвизовый режим в 2012 году.

Провал информационной политики и неуклюжие действия власти в отношении оппозиции подрывают позиции Киева в отношениях с Западом. На данный момент перспективы Януковича на этом направлении неблагоприятны. Хотя вряд ли Запад прибегнет к сильным мерам воздействия — санкции и отказ от кредитования МВФ.

3 балла  

СУДЫ

К концу правления враждующего тандема Ющенко—Тимошенко в судейском корпусе царил коррупционный беспредел. Формально все суды находились в подчинении главы Верховного суда Василия Онопенко, являвшегося креатурой Тимошенко, но реально судили, как Бог на душу положит (точнее, в зависимости от того, сколько и за кого денег занесут), не особо оглядываясь на столичные авторитеты.

Ситуация усугублялась внутриклановыми войнами внутри БЮТ (Портнов против Онопенко). В результате, хотя Тимошенко и имела преимущество во влиянии на судейский корпус, оно было далеко не абсолютным. В частности, война Онопенко с главой Высшего админсуда Пасенюком привела к тому, что последний сделал ставку на Януковича (а именно этот суд стараниями Портнова был назначен главным на выборах).

Судебная реформа, проведенная летом 2010 года, коренным образом изменила ситуацию в судейском корпусе. Самое главное — она наделила Высший совет юстиции (ВСЮ) полномочиями казнить или миловать любого судью, что положило конец анархии (и стало причиной массовых отставок судей). С другой стороны, она вымыла реальную власть у Верховного суда, сделав его, по сути, представительским органом. Установившаяся вертикаль в третьей власти, с одной стороны, выгодна президенту, так как все суды, кроме Верховного, теперь находятся под его влиянием, с другой, выгодна обычным гражданам, так как возможность ответственности за взятки уменьшила коррупцию в судейском корпусе. Однако недостаточное в условиях кризиса финансирование судов снижает эффект от судебной реформы, так как даже для их простого функционирования приходится привлекать "спонсорские" средства. Кроме того, зависимые от пропрезидентского ВСЮ судьи теперь с большой натяжкой могут называться "независимыми".

Судебная реформа покончила с коррупционной вольницей судей. Но это лишь частично было обусловлено потребностями общества — во многом подоплекой реформы было стремление президентской команды установить контроль над судебной системой. Но решение этой задачи еще не гарантирует честного судопроизводства.

4- балла 

ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА

Положение в гуманитарной сфере, ухудшавшееся в течение всех лет независимости, к концу правления Ющенко достигло критической точки: усиленная украинизация вызвала массовое неприятие жителей южных и восточных областей. Да и сами решения власти в канун и во время выборов довели ситуацию до абсурда: так, Ющенко принял указ о присвоении звания Героя Украины Бандере — персонажу истории, наиболее отрицательно воспринимающемуся во всех частях страны, кроме Западной, Тимошенко издала постановление Кабмина, запрещающее общаться на русском языке в украиноязычных школах даже на переменах, а министр образования Вакарчук запретил школьникам выпускные тесты не на украинском языке. Из других запретительных мер наиболее негативно был воспринят в обществе запрет на показ западных фильмов с русским дубляжом.  

За год правления Януковича ситуация в гуманитарной сфере была исправлена незначительно. Еще весной 2010 года было разрешено сдавать выпускные тесты в школах на родном языке, летом — после проволочек — решением суда был отменен указ Ющенко о присвоении звания Героя Украины Бандере (в процессе отмены находится и аналогичный указ по Шухевичу, однако еще один указ Ющенко — о признании УПА борцами за свободу страны — не отменен). Однако одновременно с этим было принято постановление Кабмина, которое лишь формально разрешало показ западных фильмов с русским дубляжом, на практике оставляя ситуацию в кинопрокате без изменений. И совсем печальная судьба оказалась у поданного в Раду еще в июне 2010-го проекта закона о языках, который снял бы большинство дискриминационных языковых норм: его не только не приняли, но до сих пор даже не рассматривали в зале парламента.

Украинизация остановлена, однако перехода к демократическим нормам в гуманитарной сфере не произошло: в большинстве сфер жизни продолжают действовать законы, навязывающие украинский язык. При этом не проводится разъяснительная работа насчет того, что проект закона о языках соответствует европейским нормам.

3 балла  

КОРРУПЦИЯ

ГОСЗАКУПКИ. Ранее это была одна из главных кормушек коррумпированных чинуш. Нынче тут произошли сдвиги к лучшему после того, как был принят Закон "О госзакупках". Одной из главных новаций является то, что теперь разграничили функции: Минэкономики устанавливает "правила игры" при осуществлении госзакупок, а жалобы и претензии рассматривает Антимонопольный комитет (раньше все было возложено на Минэкономики). Тем не менее, закупки за откаты и по завышенным ценам по прежнему применяются очень широко. Чаще всего для этого используется процедура закупки у одного участника (то есть, без тендера) и злоупотребление правом обжалования действий заказчика. Во втором случае выгоду получает жалобщик, который будет стремиться получить "откат" за отзыв жалобы. Размеры откатов за последний год, по неофициальному мнению чиновников, имели тенденцию к уменьшению — денег в бюджете в обрез.

ТАМОЖНЯ И СБУ. Остается крайне коррумпированной структурой. Но коррупция приобрела новый оттенок. Так, исчезает как явление контрабанда (когда товар ввозится без уплаты таможенных сборов вообще). После принятия нового Налогового кодекса милиция и СБУ начали тотальные проверки импортных товаров: если нет на них документов, подтверждающих легальное пересечение границы, их сразу конфисковывают. Поэтому теперь процветает другая схема: товар оформляется по самой низкой из возможных ставок (по ним есть определенная "вилка"), за что таможенник получает "навар". Но при этом, естественно, и поступления в бюджет увеличиваются. С границей тесно связана и коррупция в СБУ, которая занимается оперативно-розыскной деятельностью на таможне. И получает взятки за открытие или закрытие дел. Конкретный пример — последние события на Южной таможне, остановившей вместе с СБУ почти весь грузопоток в Одесском и Ильичевском портах. Бизнесмены жалуются, что ставки взяток удвоили. Кардинальных изменений к лучшему в спецслужбе, говорят наши источники, не произошло. Ждут введения Таможенного кодекса, который не даст права, например, СБУ или налоговой, проверять контейнеры, что снизит уровень коррупции.

МВД. В милиции, говорят наши эксперты, уровень коррупции остается очень высоким (как и в предыдущие годы), однако тенденция к улучшению есть. Так, определенный порядок навели тут с выходом приказа министра о том, что руководитель несет непосредственную ответственность за деятельность подчиненного. Первый проштрафился — второй в отставку. Это несколько уменьшило поток продаваемых должностей, так как боятся: а вдруг тот, кто купил кресло, провинится, тогда придется уходить и его шефу (который, возможно, и продал должность). Поборы в ГАИ, когда деньги идут снизу вверх, частично удалось остановить в некоторых регионах, но не везде. Сильна еще "низовая" коррупция (оперативники, патрульные, участковые), в сфере компетенции ОБНОН (крышевание наркоторговли). Также продолжается практика открытия-закрытия уголовных дел за деньги, хотя при выявлении это показательно карается. То есть борьба идет, но результаты пока небольшие.

ПРОКУРАТУРА. В прокуратуре прошла большая чистка рядов. Кроме того, серьезно добавили стимул работать честно, когда почти вдвое увеличили в этом году финансирование прокуратуры из бюджета, причем часть денег пошла на увеличение зарплат. Источники говорят: коррупционеры, конечно, остались, но пока затаились, видя, какое количество чиновников, причем не только прошлой власти, сейчас арестовано за взятки.

Общая оценка: 2+

*Состояние с коррупцией все такое же плачевное, но небольшие сдвиги к лучшему все-таки есть. За них в качестве аванса "плюс"

Средняя оценка: 3,4 (3+)

ВЫВОД: в целом Украина сейчас находится в куда более лучшем состоянии, чем год назад. Однако отсутствие реальных подвижек в борьбе с коррупцией и медленное увеличение уровня жизни тянут вниз итоговую оценку президента. Посмотрим, что будет через год.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Корчинский Александр , Дмитрий Коротков, Малюта Ярослав, Одарюк Антон
Вы сейчас просматриваете новость "Оценки года Януковича: "5" за Евро и "3" за свободу слова". Другие Власть в Украине смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: