Игорь Ляшенко

журналист, директор Центра проектных исследований «Уровень жизни»

"Дюнкерк": Нолан, может, и гений, но не в военной драме

мнения

24 Июля 2017, 08:23

Я люблю военную историю, люблю фильмы о войне. "Дюнкерк" пропустить не мог.

Рекомендация такая: кто любит военную историю – смотреть надо. Эпические военные драмы – жанр не настолько распространенный, чтобы пренебрегать такими фильмами.

Но если подходить с серьезными мерками, то "Дюнкерк" не оправдал ожиданий.

"Мы сидели на берегу и ждали, пока нас возьмут немцы. Они не давали нам покоя. Они были сзади, они были справа и слева, и они были над нами. Они забрасывали нас шрапнелью, обстреливали из тяжелых орудий и поливали пулями из истребителей", – это из воспоминаний очевидца. А в фильме мы видим спокойные очереди с метровой дистанцией между людьми. Да, сегодня европейцы именно так стоят в очередях, чтобы не потревожить лишний раз частное пространство другого, но в те дни на том пляже?.. Просто какая-то фантастическая дисциплина десятков тысяч вооруженных мужчин, каждому из которых вот-вот грозит смерть и единственных спасением служит корабль. Даже удивительно, как бойцы с такой выдержкой и железной дисциплиной умудрились проиграть войну немцам за три недели. Да и выглядят эти мужчины в форме не так, будто они три недели драпали от немецких танков, а будто только получили свежее обмундирование для парада.

20217159_1597597663647029_1711837574_n

А этот пафос? А эти солдаты, которые несколько раз за фильм натренировано "в воздух чепчики бросали"? Такое я видел только в советских фильмах о взятии Рейхстага.

А этот кетеринг, сопровождающий эвакуирующихся солдат и в трюме корабля, и в Англии? Может, конечно, так оно и было на самом деле, но тогда английским солдатам просто можно позавидовать, и уж точно не стоит за них переживать.

Фильм о войне, претендующий на эпичность, кажется недоделанным без серьезных батальных сцен. Без боестолкновений вообще. Извините, но без смертей и крови тоже.

20272078_1597597660313696_1888113290_n

И на серьезную массовку, очевидно, бюджета не хватило. Трудно по фильму представить себе, что на самом деле речь шла об эвакуации более 300 тысяч солдат.

Фильм, где характерные линии главных персонажей прочеркнуты столь схематично, что почти не видны, сложно смотреть. Сложно даже сопереживать героям, хотя хочется.

Ну и апофеоз: британский адмирал, который по сюжету неделю простоял не пирсе, ничего не делая, – воспринимается просто комично.

А вот, что действительно заслуживает внимания и позитива – это воздушные бои. Раньше этот аспект войны мало был отражен в кино. Очевидно из-за сложности съемок. Тут Нолан молодец. За сцены воздушных боев можно дать ему специального Оскара.

Зрители. Многие, особенно, кто помоложе, шли на Нолана. Им нравится все, что делает Нолан. Я же шел на военную драму, и смотрю с этой точки зрения.

Не надо говорить, что Нолан – гений, что Нолан так видит. Может быть, в фильмах-комиксах для успеха достаточно личного видения Нолана и тут он гениален. Для военной эпической драмы – этого мало.

И еще – не стоит даже пытаться сравнивать пляж нолановского "Дюнкерка" с пляжем спилберговского "Рядового Райана".

20257910_1597597673647028_342927054_o

(Сопровождаю рецензию несколькими документальными фото. Кто видел фильм, может сравнить. Вроде то же: очереди солдат на пляже, пирс из грузовиков, – да не то…)

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...