Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Сделать стартовой
27,25
30,68
УКР

Алексей Пучков

Директор хлебопекарного предприятия «Урожай»

Социальный миф. Кто раздувает панику вокруг цен на хлеб

мнение
Социальный миф. Кто раздувает панику вокруг цен на хлеб //smm.ollcdn.net/img/article/7494/95_main.jpg //smm.ollcdn.net/img/article/7494/95_tn.jpg Алексей Пучков

Пора отпусков подходит к завершению, люди возвращаются к активной жизни. В воздухе пахнет выборами, а в СМИ массово появились пугающие заголовки: "В сентябре в Украине резко вырастут цены на хлеб и другие социальные продукты".

Очень ловко в одном флаконе популисты смешали: цены на газ, отмену ценового регулирования и курс доллара. Весь этот коктейль оценили в 20% – именно на столько по прогнозам разного рода экспертов, уже в сентябре должны вырасти цены на хлеб. И свои выводы они подкрепляют несколькими тезисами, которые похожи на правду и, по крайней мере, звучат довольно убедительно.

Но так ли это?

Я не теоретик, я – практик. Я руковожу предприятием, которое уже 21 год печет хлеб. За это время я видел разные скачки доллара, видел, как зарождалось и набирало обороты ценовое регулирование, поэтому на правах практика, хотел бы рассказать о своих наблюдениях и дать свою оценку подобным экспертным заявлениям. Давайте обсудим их по очереди.

1) Спорный тезис №1: "Ритейлеры давно работают с низкой рентабельностью, поэтому с отменой ценового регулирования они мгновенно повысят цены на социальные продукты".

Мой опыт работы говорит о том, что в последние годы, если кто-то и зарабатывал в Украине, так это ритейлеры. Рынок особо не растет, но кушать люди хотят каждый день. Откройте любой рейтинг самых богатых людей Украины, и вы увидите там всех руководителей крупных сетей, которые продают продукты питания. Безусловно, ценовое регулирование сильно усложняет жизнь всем – как производителям, так и рилейлерам. Но торговые сети всегда заложат собственные издержки в цену товара, а также собьют закупочную цену у производителя. Кроме того, в ассортименте сетей социальные продукты составляют небольшую часть. Во все времена сети конкурируют между собой именно за счет цен на социальные продукты: они понимают, что можно недополучить прибыль на дешевом продукте. Чтобы заработать больше на дорогом. Это простые правила торговли, баланс спроса и предложения. Если сети задерут цены на "социалку", к ним перестанут ходить и уменьшатся продажи дорогих продуктов. Так что никто не станет на горло собственному бизнесу.

2) Спорный тезис №2 "Цены на хлеб вырастут за счет роста курса доллара и, как следствие, зерна, муки, бензина и т.д.".

Цены на хлеб действительно чувствительны к курсу доллара, а стоимость зерна зависит от экспортных цен. Но это не должно стать основанием для 20%-ного роста цен на хлеб. К примеру, полтора года назад мы были вынуждены повысить цены где-то на 15%. Но давайте вспомним, насколько тогда подорожала мука! Цены на мировом рынке резко подскочили более чем на 35% за полтора месяца. Но с того времени цены не поднимались, несмотря на все изменения внутри страны и за рубежом. Пока нет никаких предпосылок для очередного резкого скачка. Если он и будет иметь место, цены вырастут независимо от того, есть регулирование или нет.

3) Спорный тезис №3: "Сегодня рынок монополизируется, останется несколько крупных заводов по производству хлеба, и мелким производителям негде будет покупать зерно".

Я такого не наблюдаю. По крайней мере в своем родном регионе – Запорожье. У нас очень мощная конкурентная среда. Крупные заводы из Днепропетровска отправляют свой товар в Запорожье и наоборот. Тут борьба идет уже даже не на уровне города, а на уровне двух областей. Монополии нет, а есть здоровая конкуренция.

Странно, что украинцы до сих пор верят в то, что если государство не будет контролировать цены на хлеб, то они обязательно вырастут. На самом деле уже 25 лет цены на большинство товаров в нашей стране контролирует не государство, а рынок. Задирать цену просто невыгодно: если потребители не смогут покупать хлеб дороже, то кому его продавать? Кроме того, рядом всегда есть конкурент, который может предложить цену ниже и отвоевать ваших потребителей. Когда-то директор большого предприятия сказал мне: "Вот такие как вы и заставили нас работать, заставили подумать об ассортименте и бороться за покупателя".

Когда политики спекулируют темой с хлебом, то хочется обратить внимание людей на то, что времена давно поменялись. Советский Союз ушел в прошлое. Раньше ты знал, что есть в твоем городе три хлебзавода и ты любишь кирпичик завода №5, а булочки – завода №11. В таких условиях предприятия могли позволить себе выпускать продукцию такого качества и по такой цене, которую они считали удобоваримой. А сегодня есть и большие заводы, есть и маленькие пекарни, есть и пекарни при супермаркетах, в конце концов есть домашние хлебопечки. Для того чтобы сегодня завоевать покупателя, нужно очень постараться. В таких условиях просто невозможно резко и сильно поднимать цены на продукцию.

Если говорить о моем предприятии, то мы давным-давно не выходим на уровень рентабельности больше 10%. Цена, которую мы устанавливаем – это та цена, при которой мы можем выжить и чуть-чуть заработать. Сегодня ты четко видишь, как поднятие цены на 10 копеек резко уменьшает объем производства, поэтому производители сто раз подумают прежде, чем пойти на этот шаг.

И еще. Заявления о том, что хлеб подорожает на 20%, звучат пугающе для многих украинцев. Но сколько это в деньгах? Предположим, что повышение на 10% – это 30-40 копеек на буханке хлеба. Предположим, что речь идет о семье из трех человек, которые съедают в день буханку хлеба, умножим это на 30 и получим 10 грн в месяц. Т.е. семья из трех человек за счет повышения переплатит за хлеб 10 грн в месяц, но это при условии, что она съедает целую буханку хлеба в день. Для семейного бюджета эта цифра едва ли будет играть какую-то роль, но в речах популистов – это подается как "вопрос выживания". Только они забывают упомянуть, что любое регулирование душит конкуренцию и бизнес, стимулирует коррупцию. Поэтому мне бы очень хотелось призвать всех думать и изучать цифры, а не идти на поводу у лжезащитников.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах Facebook, Twitter, Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.
Загрузка...