Во вторник президент Украины Петр Порошенко подписал указ о создании Конституционной комиссии. В нее должны войти представители всех парламентских фракций, правительства и Верховного суда, а также ученые-юристы, возглавит комиссию спикер парламента Владимир Гройсман.
Депутаты уже почти определились со своими претендентами: так, от пропрезидентского Блока Петра Порошенко в нее, вероятнее всего, войдет нардеп, глава комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич, рассказывает "Сегодня.ua" замглавы фракции БПП Николай Томенко. "Народный фронт" будет представлен, по его собственному признанию, Леонидом Емцем. От "Батькивщины" конституционными вопросами займется ее лидер Юлия Тимошенко. В "Самопомощи" и у Олега Ляшко пока думают.
Кстати, не намерены игнорировать работу Комиссии и в парламентской оппозиции. Как признался нам депутат от "Оппозиционного блока" Нестор Шуфрич, наоборот, они хотят принять самое активное участие в разработке новой редакции основного закона и добиться, наконец, реальной децентрализации.
СРОКИ. Окончательно определиться с персональным составом будущие соавторы Конституции должны к 12 марта. По словам Емца, Комиссия может начать свою работу уже на следующей неделе.
"Проблема темпов сейчас самая главная. Необходимо успеть, что выборы представителей местного самоуправления 30 октября совпали уже с тем, что Конституция будет иметь новый вид, а они, соответственно, новые полномочия", – признает Томенко.
Таким образом, по его словам, готовая редакция конституционных поправок должна быть уже к маю, после чего необходимо максимально быстрое рассмотрение возможных изменений Конституционным судом, принятие их Радой в первом чтении до июля, а во втором – в начале сентября. "Иначе мы фактически потеряем еще четыре года", – признает представитель Блока Петра Порошенко.
Наработки уже есть, напоминает Леонид Емец: так, изменения по отмене депутатской и судейской неприкосновенности уже "в работе" у Конституционного суда, кроме того, есть проект изменений в Основной закон, которые в июле прошлого года внес в парламент Порошенко. Тогда они так и не были рассмотрены, но депутаты уверяют – большинство из них будет взято за основу.
ЧТО ПОМЕНЯЮТ? Ключевые изменения коснутся расширения прав органов местного самоуправления, говорят в Раде.
Летний проект Конституции предлагал административно-территориальное деление на регионы, районы и территориальные громады. Областные государственные администрации предлагалось ликвидировать вместе с должностью губернатора, а вместо них создать новый институт "представителей президента".
Все полномочия обладминистраций предполагалось отдать исполкомам местных советов. Именно они должны были, в соответствии с июльским вариантом поправок, утверждать и распоряжаться своим бюджетом, утверждать программы развития и управлять регионом. Главы областных и районных советов предлагалось избирать из числа депутатов и возглавлять исполкомы. По сути, руководство регионов – главы исполкомов – должны были стать выборными фигурами, предметом компромиссов и коалиций ведущих политических сил на местах.
По словам Томенко, права местных регионов и территориальных громад точно будут расширены – это, кстати, одно из требований Минского протокола. Но вот, скажем, идею с прямыми выборами глав регионов (весной и летом такая она также обсуждалась – ред.) с большой долей вероятности не поддержат. "В условиях войны это было бы весьма проблематично", – замечает наш собеседник.
ДОНБАСС. Будет учтено в новом проекте Конституции и особое положение Донбасса, а также Крыма, но точно без федерализации. "Исключительно в рамках сохранения единого, унитарного государства. Никакая федерализация – частичная, скрытая, точно не возможна", – подчеркивает Леонид Емец.
Николай Томенко предполагает, что за основу в этом вопросе также будут взяты уже существующий наработки, в частности, принятый ранее закон об особом статусе Донецкой и Луганской областей. Особый статус будет может касаться использования региональных языков (прежде всего – русского), а также появления некоего свободной экономической зоны – для возможности более тесных экономических связей с сопредельными государствами.
ЧТО РАНЬШЕ? Надо заметить, что попытки изменить Конституцию предпринимал каждый из украинских президентов.
Для Порошенко она станет уже второй. Летний, так и не рассмотренный проект Основного закона, правда, содержал ряд весьма контраверсионных норм, довольно активно критиковавшихся, прежде всего за попытку расширения собственных полномочий. Так, первый вариант изменений предлагал назначать премьер-министра не по предложению а лишь "по согласованию" с парламентским большинством, Также Порошенко хотел получить единоличное право увольнения глав СБУ, Национального банка и Генеральной прокуратуры.
Также проект предлагал упразднить императивный депутатский мандат, дабы народные избранники лишались обязательства обязательного вхождения во фракцию той партии, от которой были избраны, а также получали возможность покинуть фракцию в любой момент. К этим предложениям, особенно с учетом нынешних скандалов в парламенте, вряд ли вернутся, говорят наши собеседники.
Читайте также:
- Петренко считает, что до конца года следует принять изменения в Конституцию
- Порошенко создал Конституционную Комиссию, и предложил Гройсману ее возглавить
- Программа МВФ – стабилизация от потрясений, но Украина нуждается в реформах – Гройсман
- Гройсман рассказал, как происходит децентрализация власти в Украине
- Комиссия по разработке изменений в Конституцию будет создана в ближайшее время – АП
- После местных выборов процесс перезагрузки власти будет завершен – Порошенко
- Яценюк рассказал о налоговой децентрализации