История трамплинов в спецпроекте "назад в будущее": как изменились прыжки за 200 лет

23 Декабря 2015, 11:20

Прыжки стали длиннее на 230 метров, а спортсмены ездят со своими швейными машинками

История трамплинов в спецпроекте "назад в будущее": как изменились прыжки за 200 лет

Как и многие лыжные дисциплины, прыжки с трамплина зародились в Норвегии. Правда, поначалу ни о каких трамплинах речи не шло — прыгали с высоких естественных уступов, расположенных на горных склонах. И долгое время приземлялись на ровное место, а не под наклоном. Длина полета не измерялась, важно было взлететь как можно выше. Первый официально зарегистрированный прыжок датируется 1808 годом — лейтенант Олаф Рюэ пролетел 9,5 м, чтобы доказать свою храбрость сослуживцам.

Прыжки с трамплина вошли в программу первых белых ОИ-1924 в Шамони и никогда ее не покидали. Прыгали тогда с 70-метрового трамплина и не дальше 49 м в официальной программе и 57,5 м в дополнительном турнире для смельчаков, развивавших 50 км/ч. Сегодня длина разгона — от 90 до 225 м, летят они за 240 м при скорости разгона 100 км/ч. Рекорд дальности — 246,5 м — в 2011-м в Викерсунде установил норвежец Юхан Ремен Эвенсен.

На Олимпиаде-1924 в прыжках произошел один из самых драматических случаев в истории спорта — окончательно пьедестал сформировался лишь спустя 50 лет. 4 февраля 1924 года после прыжка американца Андерса Хогена судьи ошиблись при подсчете очков, и он занял 4-е место. "Бронзу" отдали норвежцу Турлейфу Хаугу, выигравшему в Шамони два "золота" в лыжных гонках и одно в двоеборье. В ­1974-м при изучении киноархива Игр норвежским журналистом Якобом Вагом ошибку доказали. У Хогена должно было быть на 0,095 балла больше, чем у Хауга. В сентябре 1974-го дочь Турлейфа, умершего в 1934-м в возрасте 40 лет от пневмонии, вручила в Осло бронзовую медаль 86-летнему Хогену.

Рекорд посещаемости у прыгунов держится с 1952-го, когда на ОИ в Осло пришло 150 000 человек. Сегодня до 100 000 ходят на этапы Турне четырех трамплинов.

УКРАИНА: ТРАМПЛИНЫ ОТ ПОЛЯКОВ

У нас трамплины в западных областях. Достались от Польши, владевшей теми землями в 1930-х. В Ворохте и Кременце находятся два основных трамплина, где сейчас и готовится сборная. "Все трамплины строили у нас поляки. Недавно они даже издали книгу, где рассказывали о пяти объектах на территории Украины, — сказал нам тренер сборной Валерий Вдовенко. — Тренироваться на них можно и сейчас, но для сборной это не лучший вариант. Даже если натренируешь технику и наберешь количество прыжков, потом долго приходится адаптироваться к современным".

hist01_03

Ворохтянский трамплин реконструировали дважды — в 1972-м и 1987-м. Последний раз постелили современное, искусственное покрытие и оборудовали намораживающей лыжней. "Там проходил раньше Кубок Карпат, — продолжает Вдовенко. — В 88-м эти соревнования даже включили в календарь международной федерации. Участвовали спортсмены из 10 ведущих стран. Последний раз международные старты были там в конце 90-х, но приехали только Россия и Беларусь. Трамплин нужно модернизировать, а мы это не потянем".Сейчас сборная проводит больше времени в Польше: "Раньше ездили только в Закопане, но теперь базы построили в Щирке и Висле. Наша проблема — одна машина на три команды. В этом сезоне мы жертвуем результатами мужской сборной ради юношеских Игр. У девочки есть допуск на Кубок мира, но кто ее туда будет возить?"

Одеждой теперь занимаются команды. "Костюмы, например, раньше шили две-три ведущие фирмы. Сейчас фирмы дают только материал, а команды сами шьют комбинезоны. У нас этим занимается Владимир Бощук. Мы всегда возим с собой швейную машинку", — заключил Вдовенко.

СТИЛЬ: ОТ ПТИЦЫ ДО ТЕЛЕМАРКА

На рубеже ХІХ—ХХ веков спортсмены прыгали, как кому нравилось. Но два доминирующих прыгуна того времени Якоб Туллин Тамс и Зигмунд Рууд в норвежском Конгсберге придумали особую технику, прозванную конгсбергской. Ее использовали до 1952 года. Туловище прыгуна наклоняется вперед, лыжи параллельны друг к другу, руки раскинуты по бокам, как у птицы. Благодаря этому длина полета увеличилась с 45 до 100 м.

hist02_04

В 50-х эту технику немножко подкорректировали, сначала убрав руки за спину, а потом выпрямив туловище параллельно лыжам. Так летали до 1985-го, пока швед Ян Боклев не изобрел современный V-стиль. Сначала над ним посмеивались, но лучше него до сих пор никто не придумал. Спортсмен отрывается от трамплина в положении "телемарк" или "разножка". Одна нога чуть дальше второй, тело прямое, руки немного расставлены, колени согнуты, а лыжи образуют букву V. При приземлении лыжи параллельны. Самая безопасная и аэродинамичная техника, потому лыжники улетают сейчас даже за 240 м. Японцам не понравилось это изобретение, и они начали прыгать "камикадзе", когда тело практически прижато к лыжам. Но быстро отказались от этой идеи — слишком часто не удерживали равно­весие.

ЯКОБ ТУЛЛИН ТАМС (1898—1954)

hist03champ

Первый чемпион ОИ-1924 подтвердил класс спустя два года на ЧМ. На ­ОИ-1928 после первой попытки шел третьим, швейцарцы обвинили его в трусости из-за небольшой скорости разгона. Норвежец ответил прыжком на 73 м — на 10 м больше любого соперника, но упал и оказался ­28-м. Зато на ­ОИ-1936 взял "серебро" в парусных гонках класса "8 м".

КАМИЛЬ СТОХ (1987)

hist03champ02

С уходом легендарного Адама Малыша из польской сборной в 2011-м казалось, что замены ему не найдется. Быстро подоспел Камиль Стох, который в конце сезона-2011 в Закопане впервые выиграл этап Кубка мира. Сейчас на его счету 15 побед и 32 подиума, а главное — два индвидуальных "золота" на ОИ в Сочи. Этого от Стоха никто не ожидал.

ТЕХНИКА: РУЧНОЙ ЗАМЕН И ПОКАДРОВАЯ СЪЕМКА С ЧЕТЫРЕХ КАМЕР

Поначалу прыжки оценивались по длине от стола отрыва до места приземления, а баллы снимались за падение.

hist04_03

А с 1945-го важными факторами стали красота и техничность. Сейчас выполняется два зачетных прыжка. Их оценивают по дальности и технике полета. Оценка за дальность — это стартовые 60 очков, к которым за каждый метр перелета за критическую точку (для трамплина К125 — это 125 метров) прибавляют баллы, за недолет — вычитают. Дальность опреляет компьютерная система. Для этого используют до 4 камер высокого разрешения (50 кадров в секунду), способных снимать при искусственном свете. Они "ведут" прыгуна по видеокоридору. Одна из камер делает покадровую запись момента приземления. Видео хранят до конца сезона. Но если прыжок слишком длинный или короткий, камеры могут его не зафиксировать, и нужно измерять вручную. Льекельсоем в 2007-м в Обертсдорфе официально улетел на 223 м, но норвежская газета VG назвала 227 м. "Он летел невероятно высоко, и я подумал: он никогда не приземлится", — вспоминал один из прыгунов. Технику оценивают 5 судей. На старте каждый получает 20 очков, из которых вычитают штрафные. С 2010 года появились поправки на погоду: чем сильнее ветер и ближе лавка, с которой стартуют прыгуны, тем больше компенсация.

ЭКИПИРОВКА: АНОРЕКСИЯ И БЕЛКИ

Летающие лыжники сначала сами занимались подготовкой своих деревянных лыж. Их размер не регламентировался, потому каждый спортсмен пытался хитрить, удлиняя лыжи. Это позволяло им прыгать дальше. Теперь такие трюки не пройдут. Длина уже легких лыж из полимеров зависит от индекса массы тела и роста прыгуна. Длина не должна превышать 145% от роста, а если индекс массы тела меньше 21, то лыжа становится короче на 0,5%, на 0,125 индекса. Ширина стандартна — 11,5 см и 10,5 см в месте крепления. К слову, прыгуны за 40 лет заметно похудели и частенько страдают анорексией. Например, в 70-х их индекс был 23,5, сейчас — 20. При среднем росте 170 см — 58 кг.

hist05_04

Что касается одежды, то тяжелые, непродуваемые костюмы заменили легкие пятислойные комбинезоны. Они должны быть обязательно сшиты из сплошного куска ткани. Толщина ткани — от 4 до 5 мм. Костюм должен полностью облегать тело. В такие рамки загнали лыжников, так как в 80-х австрийцы любили делать из себя летающих белок или даже Бэтменов, удлиняя костюм между ног и под мышками — ветер заходит в костюм и остается там в ловушке. Это придает плавучести и улучшает результат метров на 10.

СТАРЕЙШИНА: ПЕРЕДЕЛАЛИ 19 РАЗ

Самый старый трамплин находится в пригороде Осло, в Холменколлене. Официальная дата его открытия — 30 января 1892 год. Хотя и до этого были попытки создать на его месте подобные конструкции, начиная с 1870-х. Первый трамплин ничем не напоминал нынешнего гиганта. Стояла небольшая деревянная конструкция на вершине холма, который является еще и самой высокой точкой города. Зрители располагались по бокам рядом с небольшим лесом, чтобы не мешать спортсменам.

hist06_02

Дальность прыжков на тот момент была смешной, по сравнению с нынешними результатами, — 15—21,5 м. Посмотреть на первые соревнования пришли порядка 20 тысяч человек. Летающим лыжникам очень тяжело давалось приземление, потому трамплин через полтора года переделали. Стоило это 2000 крон, в пересчете на сегодня — около $22 000.

С тех пор трамплин реконструировали еще 18 раз. В последний раз обновили к лыжному ЧМ в 2011-м. Городской совет выделил на это порядка $6 млн. В новый трамплин влили более ста тонн стали и бетона. Он декорирован сеткой нержавеющей стали, чтобы оберегать спортсменов от порывов ветра и осуществлять естественную вентиляцию. Высота — 60 м, длина — 134 м, а также красивый амфитеатр для 70 000 зрителей внизу. Рекорд трамплина принадлежит австрийцу Андреасу Кофлеру, который прыгнул на 141 м 5 марта 2011-го как раз во время ЧМ.

Кроме того, на территории комплекса есть еще самый большой в мире музей лыж. Свою пару подарил даже легендарный биатлонист Оле-Эйнар Бьорндален. Вход — 200 крон ($22). Он включает в себя еще и подъем на вершину трамплина. Ехать придется на лифте, а потом пройти около сотни ступенек. А еще можно полетать на канатке с места, где стартуют сами летающие лыжники. Цена — 1000 крон ($110).

ТУРНЕ: НОКАУТ-СИСТЕМА И ОДИН ВЕЗУНЧИК ЗА 63 ГОДА

Турне четырех трамплинов котируется повыше ОИ. 4-этапный новогодний марафон проводится с 1952-го в Оберстдорфе и Гармиш-Партенкирхене (Германия) и Инсбруке и Бишофсхофене (Австрия). Турне не покорилось многим звездам. Даже 4-кратный чемпион ОИ Симон Амманн не нашел на него управу. "Легче выиграть в казино, чем угадать победителя", — сказал чемпион ОИ и мира Моргенштерн. Цена победы высока, прыгуны идут на риск и заканчивают в больнице, как в январе Амманн. Он упал и разбил голову. Лишь немец Ханнавальд выиграл все 4 этапа за 63 года.

Призовые на турне стоят особняком в зимних видах. С 2013-го призовой фонд более $350 000. В 1952-м по курсу на сегодня — $100 000. С сезона-96/97 на Т4Т нокаут-система. Сначала отбирают 50 лучших. В первой финальной попытке их делят на 25 пар, выявляя топ-30 — 25 победителей и 5 лучших неудачников дуэлей.

hist07_02

Вы сейчас просматриваете новость "История трамплинов в спецпроекте "назад в будущее": как изменились прыжки за 200 лет". Другие Новости спорта смотрите в блоке "Последние новости"

Авторы:

Дарья Мещерякова, Павлова Елена

Источник:

Сегодня|Спорт

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...