Режиссер Николай Досталь: "Ни за один свой фильм мне не стыдно"

Известный режиссер рассказал "Сегодня" о своей новой работе, за что любит сериал "Штрафбат", как сам снимался в Крыму и какой увидел Евпаторию полвека назад, какие фильмы смотрит и что думает о молодых кинематографистах

– Николай Николаевич, во многих ваших фильмах через судьбы человеческие раскрывается непростая судьба целого государства. Не исключение и ваша новая картина "Раскол" о патриархе Никоне. Это ваша личная боль о мытарствах современной России?

– Каждая картина для создателя фильма – это что-то наболевшее. Поэтому когда я, к примеру, снимал "Штрафбат", мне хотелось рассказать о войне, о такой трагической странице истории нашей страны в двадцатом веке. Когда снимал "Завещание Ленина" – о Варламе Шаламове, хотел рассказать о не менее трагической странице – о репрессиях, ГУЛАГе. А "Раскол" – это, по-моему, самый трагический период, давняя, глубокая история – раскол Русской православной церкви. Поэтому я не могу так выпячивать себя, вот, мол, это прямо моя боль, самая сильная… Это просто то, что меня волнует, интересует. И мне кажется, что и зрителям интересно узнать какие-то новые или малоизвестные страницы нашей истории, в чем-то даже мифологизированные. Мы со съемочной группой постарались сделать все более объективно, объемно, всесторонне рассказать о том, что было в середине семнадцатого века. Для меня эта картина сейчас самая сложная, самая большая, дорогостоящая, в ней двадцать серий. Что я хотел этой работой выразить? Как говорил Солженицын, "Не было бы семнадцатого века – может быть, не было бы и семнадцатого года". Этот раскол был самым мощным в истории России, и на те грабли, которые мы обронили тогда, мы наступаем каждые сто лет.

Реклама

– А из ваших предыдущих киноработ какая вам особенно дорога?

– Все фильмы для меня – как дети. И не выделить одного… Например, помню замечательную мою картину, мне она близка, по повести моего любимого писателя и драматурга Михаила Михайловича Рощина, "Шура и Просвирняк". Картина 1987 года, вышла как раз в бурное время перестройки, вроде бы незаметная, а для меня она очень ценна. "Облако-рай" 1991 года, "Петя по дороге в Царствие небесное". Еще "Штрафбат" – мне очень близка эта тема, в ней есть и реальные факты, не только режиссерский вымысел. К нам, между прочим, были претензии со стороны некоторых военных, что мы где-то по сюжету нарушали уставные порядки. А с другой стороны, один штрафник, которого сейчас уже, к сожалению, нет в живых, дал фильму очень хорошую оценку: "Ребята, вы, может быть, исказили частности, но не соврали в главном". Главное для нас было – донести, рассказать зрителям всей России, что штрафники тоже внесли не один кирпич, а помогли в целом укрепить фундамент Победы. Но они подзабыты, о них мало писали. Так что для всей команды актерской это что-то вроде миссии, которую мы все вместе выполнили. Картина для меня ценна также тем, что и мой отец прошел войну. Могу сказать так: ни за одну свою картину мне не стыдно.

– В России, кстати, стало модным привлекать к большой политике людей творческих профессий, использовать их популярность для раскрутки политических брендов. И надо сказать, ваши коллеги из числа режиссеров, актеров охотно принимают эту игру. Как вы относитесь к такой конъюнктуре в кинематографической среде?

Реклама

– Я отношусь к такой конъюнктуре отрицательно. При этом не могу осуждать коллег, идущих в политику. Но считаю, что человек, который занимается искусством, кинематографом, должен быть вне текущей, вне сегодняшней политической жизни. Конечно, у него, как и у меня, есть свой взгляд, своя точка зрения на политику, на то, что происходит в нашей жизни. Но я свои взгляды выражаю только с помощью голосования, то есть иду голосовать или не иду. Голосую за то или за другое, за того или иного политика – вот мои политические пристрастия, и я стараюсь выражать их таким образом. И если что-то происходит в моих фильмах – если там прочитывается мое мнение – значит, так тому и быть. Что-то, видимо, проходит и через мои фильмы. Но я вообще сторонюсь явной, активной политики. Считаю, что интеллигенция должна быть если не в оппозиции к власти, то хотя бы от нее держаться немного в стороне, чтобы более объективно смотреть на то, что происходит. Если же она прильнет к власти или растворится в ее объятиях, я не думаю, что она сможет зрителям, читателям рассказывать что-то в своем творчестве объективно.

– Вы известный режиссер, фигура заметная. Предлагали ли вам президент или премьер-министр России влиться в ряды тех же единоросов?

– Нет, не предлагали. Быть может, мои фильмы не дают повода для таких предложений. Надеюсь на это. Потому что у нас в стране, например, отношение к тому же Сталину очень неоднозначное, а у меня оно однозначное. Так что в этом, думаю, меня сторонятся, и правильно делают.

Реклама

– Как вы относитесь к цензуре на телевидении, в кино? Принципиально – должна ли она быть и в каком виде?

– Конечно, как любой режиссер, любой человек творческой профессии, я к цензуре отношусь отрицательно. Да и такой уж прямой цензуры в России сегодня нет.

А вот что происходит на телевидении – это отдельный случай. Мне кажется, помимо самоцензуры, которой, конечно, я не вижу у руководителей каналов и у тех, кто работает для телевидения, пора создавать попечительские советы – мы очень пугаемся попечительских объединений, которые могут отсматривать то, что происходит на телевидении. Но, может быть, они в какой-то форме и необходимы, только и тут все зависит от состава: кто будет в этом попечительском совете, какие люди, какой у них уровень образования, уровень общественного чутья, что ли. Они ведь должны чувствовать, что возник перехлест на телевидении – идут такие передачи, которые, прямо скажем, совсем не нужны сегодняшнему зрителю. Таких, мне кажется, подавляющее большинство. Или если они кому-то нужны, значит, надо их показывать после двенадцати часов ночи, как во всем мире. У нас же они идут в прайм-тайм. Словом, к цензуре явной, идущей от государства, у меня отношение отрицательное, а вот самоцензура должна быть.

– В свое время известный советский режиссер Михаил Калик покинул страну потому, что не видел в ней свободы творчества. Сейчас же, согласна с вами, такая свобода в России имеется – снимать в кино можно все и в любом виде. Только вот не все, что снято и показывается зрителю, укладывается в общечеловеческие рамки. Для вас свобода – это что? Свободны ли вы сами?

– К счастью, в своей фильмографии я снимал то, к чему у меня был интерес, что мне хотелось. Я не снимал какую-то агитку, что-то по заказу или ради денег, такого не было. И мне в этом смысле повезло. А по поводу свободы… я вот говорил о самоцензуре, опять-таки, у каждого творческого человека, у каждого режиссера должна быть свобода внутренняя. Если ты ощущаешь – что-то позволительно на экране показывать, значит, ты это показываешь. Ты сам должен чувствовать, что можно, а что нельзя. Потому что действительно такой вот явной цензуры сейчас нет – и слава Богу. То есть человек может свободно выражать то, что ему кажется интересным для зрителя – пожалуйста. Сейчас, скорее, проблема в том, чтобы найти финансы для выражения того, что ты хочешь, – свободной мысли или своего какого-то видения. Свобода есть. Для меня она, конечно, существенный результат того, что произошло после 1991 года, и это, пожалуй, главное завоевание. Хотя при этом она меньше всего существует на телевидении, потому что оно более подвластно государственному давлению. Тот же фильм "Раскол" я снял без каких-либо купюр, никто не давил на меня, ничего не запрещал – я снял фильм и преподнес зрителю в том виде, в каком хотел. Единственное, "Раскол" изначально планировали показать на канале "Россия-1". Но, как уже сказал один журналист, "картину сослали на "Культуру", а она покрывает меньшую площадь. Сослали почему? Такая версия: руководство есть самое высшее, в декабре – выборы. Как картина называется? "Раскол"? Не ко времени – картину с таким названием показывать всей стране. Вот одна из версий, почему фильм ушел на "Культуру". Зато – нет худа без добра – картина шла в эфире без рекламы. Для режиссера это просто подарок, что нет рекламных вставок, фильм был показан целиком. Так что везде свои плюсы и свои минусы.

– Вам самому как зрителю фильмы каких режиссеров интересны?

– Из того, что я смотрел с большим интересом в этом году, – фильм Ларса фон Триера "Меланхолия", могу отметить как очень сильную, мощную картину. Это сейчас один из ведущих режиссеров в мире. Хотя он и засветился в скандальной истории в Каннах на кинофестивале, когда его удалили за не очень уместные высказывания о фашизме и Гитлере. Это, считаю, он ляпнул, не подумав. Но по его фильмам этого не скажешь. Вот что касается зарубежных картин. А в России я бы отметил работы молодых режиссеров, у нас их целая плеяда. Например, Василий Сигарев и его картина "Волчок". Фильм Алексея Мизгирева "Бубен, барабан". Также из молодых – режиссеры Борис Хлебников, Павел Бардин. Еще Алексей Федорченко снял интересное кино, заслуживающее внимания, – "Овсянки". Алексей Попогребский – "Как я провел этим летом". Не могу сказать, что эти картины безупречны, но, по крайней мере, это та молодежь – относительная, многим из них уже под сорок, – и те режиссеры, которые интересны для нашего российского кино, будущего и сегодняшнего.

– Николай Николаевич, в вашем творческом арсенале есть ведь и актерские работы…

– Да, но их очень мало. Мой дебют в кино – роль Сашки Кригера в фильме "До свидания, мальчики!", который снимался в Евпатории. Как я попал на эту роль? Меня увидел режиссер Михаил Калик на "Мосфильме" и пригласил попробоваться. Я ведь по сути не актер, а просто внешне, чисто визуально, видимо, подходил как типаж – еврей Сашка Кригер. Я и не играл вовсе, а просто жил, вел себя органично, делал то, что подсказывал Михаил Наумович. Для меня съемки фильма по повести Балтера – это моя юность. Первый раз я приехал на юг, первый раз увидел море. Почти приключение – счастью не было предела.

Женя Стеблов так серьезно говорит о своем грузе ответственности на съемках этого фильма. А я вот испытывал полную безответственность. И меня защищал и Калик, и Балтер. Я был не актер, а именно типаж. Поэтому мне было гораздо легче.

– Какой вам после Москвы показалась тогда, в 1964 году, Евпатория?

– Очень провинциальным городком, маленьким. И мы приехали в феврале–марте, никакой зелени, все "просвечивается". Главным же для меня было море. Потому и все остальное казалось прекрасным, даже холодная морская вода. Нам же ее не подогревали, не лили горячую из чайников (смеется).

– А что вам дает стимул жить и работать?

– Сложный вопрос (смеется). Наверное, любовь… Она ко всему. Любовь к своей семье, к своей профессии, работе, своему месту жительства, к своим друзьям, которым я верю, доверяю, они искренне интересуются моими работами. И вообще жизнь – это такой подарок! Надо относиться к ней бережно. Лауреат Нобелевской премии врач Альберт Швейцер очень хорошо сказал, и я могу подписаться под его словами: "Мой опыт пессимистичен. Но моя вера – оптимистична".

РЕЖИССЕР "ШТРАФБАТА"

Имя: Николай Досталь

Родился: 21.05.1946 в Москве

Карьера: В 2008 году присвоено звание "Народный артист России".

Родился в семье кинорежиссера Николая Владимировича Досталя. В 1971 году окончил факультет журналистики МГУ, а в 1981-м – Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелия). Режиссерский дебют – фильм "Ожидается похолодание и снег" (1982).

Международную известность Досталь получил благодаря своей картине "Облако-рай" (пять призов, в том числе "Серебряный леопард" на кинофестивале в Локарно, приз "За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех" на "Кинотавре" в 1991 г.).

Среди самых известных работ Николая Досталя – "Шура и просвирняк" (1987), "Маленький гигант большого секса" (1992), "Мелкий бес" (1994), "Полицейские и воры" (1998), "Коля перекати-поле" (2005). Популярный телесериал "Штрафбат" в 2005 г. удостоен премии "ТЭФИ" в номинации "Телевизионный художественный сериал". А картина "Петя по дороге в Царствие Небесное" получила первую премию ("Золотой Святой Георгий") на 31-м Московском международном кинофестивале. В сентябре 2011 г. состоялась премьера 20-серийной телевизионной работы Николая Досталя "Раскол", получившей широкий общественный резонанс.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63692.62

Binance Coin (BNB)

600.01

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

84.83

Theta (THETA)

2.31

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять