Читайте первую часть интервью Режиссер Владимир Грамматиков: "Шла собака по роялю" должен был снимать Данелия"
- После дипломной короткометражки вы сразу же взялись за фильм "Усатый нянь"?
- Да, буквально через две-три недели, как я сдал свой дебют – мне на студии говорят: "Тебя ищет Лиознова!". Она была тоже руководителем одного из творческих объединений. Мы же все знаем ее "Три тополя на Плющихе", "17 мгновений весны" — та еще тетечка! И если она меня ищет – это что-то серьезное. Пришел к ней, и она мне сразу с порога: "Видела твой "Тайфун", молодец, – энергично, здорово. Хочешь снять полнометражную картину?" Я обомлел: "Кто ж не хочет, Татьяна Михайловна?!" Тогда ведь после ВГИКа до "полного метра" нужно было лет пять ждать сначала ассистентом, потом вторым режиссером. И она мне протягивает сценарий: "Вот, почитай и скажи – возьмешься или нет". Я сразу – да, да, да. Она меня урезонила: "Не спеши, там есть засада".
Я беру сценарий, и у меня ноги подкашиваются – Андрей Вейцлер и Александр Мишарин, авторы сценария моей любимейшей картины Тарковского "Зеркало"! А когда прочитал – сразу и не понял, как это два таких автора написали такую ерунду про детский сад, про какого-то лоботряса Кешу Четвергова. Я приуныл, и друзья меня отговаривали, но тихий ангел мне шепнул: "Рискуй и все будет в порядке". И мы еще месяца полтора переписывали сценарий вместе с Сашей Мишариным, поскольку Андрюша Вейцлер уже ушел из жизни. Так и началась эта история.
- Для Сергея Проханова роль в этом фильме стала суперзвездной…
- Я знал, что для "Усатого няня" будет трудно подобрать детей – 18 бармалейчиков в возрасте от трех с половиной лет, но даже не предполагал, что так непросто будет найти актера на роль Кеши Четвергова. Казалось бы, бери любого молодого актера, поющего и играющего на гитаре – на последнем курсе театральных вузов таких много. Но не тут-то было – мало петь, нужно еще и отношения с детьми выстраивать, а это ни у кого не получалось, и я уже начал паниковать!
И тут появляется нахальный такой Сережа Проханов и заявляет – можете уже никого не искать: вот он я! Хорошо, говорю, давай иди в комнату 202 – налаживай контакт. А дети же, убирая одного претендента за другим, уже в азарт вошли: такое вытворяли! Ну и как обычно: шум-гам, крики и вдруг – тишина. Думаю – доэксперементировался. Тихо открываю дверь: Сережа извивается на ковре и говорит им: "Мы – рыбы, а рыбы молчат". И вижу детей, которые смотрят на него влюбленными глазами. Потом они еще полетали бабочками, и я понял – герой есть. И все у нас весело так состоялось.
- Как удавалось вам управлять детским садом на съемочной площадке?
- Конечно, это было непросто еще и потому, что по тем советским законам 4-летний ребенок мог сниматься только 4 часа. А за исполнением законов тогда следили. И я пошел на такую авантюру: дал задание найти в Москве 18 пар близнецов. Понимаете идею? Утром снимаю Маню, вечером Таню…Но моя гениальная идея рухнула – похожие внешне дети оказались противоположными по характеру! И в итоге у меня только одна пара девочек снималась. Кстати, мальчик Антон, который в фильме книжку читает, – сейчас вице-президент "Альфа-банка", а половина детей – уехали в Америку. Почему? Не знаю – я не виноват (смеется).
- С Прохановым вы позже еще работали вместе?
- Нет. Пересекались только на разных фестивалях. Но недавно год-полтора назад он вдруг позвонил мне и говорит: "Давай снимем "Усатый нянь-2". Сумасшедший человек. Это невозможно – ушло то время, то обаяние и очарование жизни, мое по крайней мере, когда ты наполнен этой энергией и можешь сделать это. А я сейчас, кроме ужаса и паранойи, ничем не наполнен (смеется). Я понимаю, что директором детсада был бы Сережа Проханов вместо Люды Шагаловой, и внуки тех детей… Но эта идея вся эфемерная, и дело не в том, какая там тема была заложена – это все для Минкульта, а для зрителей было ощущение легкой, непритязательной, звонкой истории.
ПРОДОЛЖЕНИЕ "Усатый нянь" Сергей Проханов: "Меня в СССР носили на руках вместе с машиной"