Интервью с первым космонавтом Украины Леонидом Каденюком: "Аналогов нашим двигателям нет"

Леонид Каденюк рассказал о наших уникальных разработках и полетах в космос "на уикенд"

Леонид Каденюк сегодня — президент Аэрокосмического общества Украины, советник председателя государственного космического агентства Украины, советник Института стратегического развития и активный помощник страны по наведению мостов с "большой космонавтикой". Он рассказал "Сегодня", как обстоят дела в нашей космической отрасли и над какими задачами ломают голову ученые всего мира.

— Леонид Константинович, украинская космонавтика сегодня еще на что-то способна?

Реклама

— Вопреки всему! К сожалению, государство не осознает, насколько важна для него эта отрасль, ведь высокие технологии — локомотив цивилизационного развития. Но статус одной из немногих стран мира, имеющих полный цикл производства космической техники (таких около 10), мы сберегли. Космонавтов сейчас не готовим: отрядить одного на международную станцию в составе сборного экипажа стоит около $150 млн. Полет, который совершил я, состоялся по договоренности двух президентов, Украине он ничего не стоил, а проведенные эксперименты были обоюдно выгодными. А сейчас наши биологи трудятся над темами для экспериментов, только проводить их пока некому.

— А можем похвастаться чем-то конкретным?

— Конечно! Хоть бы и новыми двигателями на жидком топливе серии "Маяк" — три класса двигателей зависимо от веса, выводимого на орбиту. Очень интересная тема — плазменные двигатели, разработанные для передвижения аппарата уже в космосе (для выведения на орбиту мощность маловата) для сервисного обслуживания спутников на орбите, очищения ее от мусора, выведения спутников на геостационарную орбиту. Все эти разработки — только на бумаге: у казны нет денег, чтобы воплотить новинки.

Реклама

— Неужели идеи лягут под сукно?

— Мы не сидим сложа руки: участвуем в международных программах, сотрудничаем с американцами — им понравился труд наших инженеров-конструкторов. Компании США, занимающиеся производством космической техники, тоже работают над такими двигателями, но наши сделали лучше: аналогов разработкам пока нет. Среди руководства этих компаний есть мои друзья-астронавты, пытаемся через них продвинуть наши плазменные двигатели. Параллельно ищем контакты с другими странами.

— Космическая наука сейчас в поиске новой движущей силы для ракет?

Реклама

— Принцип использования реактивной тяги уже исчерпал себя. Он еще долго прослужит человечеству, но для полета на Марс или за границы Солнечной системы нужны другие механизмы. Например, построенные на применении гравитационных сил. Они есть повсюду во Вселенной и, умея их использовать, не придется накапливать энергию на борту летательного аппарата. Думаю, когда природу гравитации разгадают, начнется эра совершенно новых двигателей. Пока люди продолжают летать в ближнем космосе и изучать влияние состояния невесомости на организм. И 20 лет назад, и сегодня медицина утверждает, что, несмотря на опыт полетов, наука только в начале изучения процессов, вызываемых невесомостью. А дальше — полеты на Луну и на Марс. Луна, на мой взгляд, наиболее перспективна для землян. Одна из причин — энергетический кризис: лет через 30—40 мы исчерпаем недра Земли, а на Луне — миллионы тонн изотопа гелия-3 (1 т эквивалентна 180 т нефти). Пора побеспокоиться об экологии. Знаете, меня ужас охватил, когда в иллюминаторе увидел тоненькую оболочку атмосферы. Жизнь существует только благодаря этой уязвимой прослойке, а мы совсем ее не бережем! Кстати, наши ученые под началом академика Юрия Туницы написали "Конституцию экологии планеты Земля" — я тоже свои мысли изложил. Сейчас она на рассмотрении ООН.

— А что с космическим туризмом — вопрос уже не актуален?

— Он возник, чтобы удешевить полеты (первые туристы платили по $30—40 млн), но сейчас американские шаттлы перестали летать, а в российских "Союзах", доставляющих космонавтов на международную космическую станцию, нет свободного места. Но сейчас готовятся суборбитальные полеты на аппаратах SpaceShipOne, SpaceShipTwo. Людей будут доставлять за границы атмосферы и "катать" несколько минут: вертикальный старт, полет на высоту 120—140 км без витка вокруг Земли и возвращение. Успеют полюбоваться Землей с космоса. Хотя орбитальный полет не чета суборбитальному: никаких перегрузок, сверхскоростей, да и панорама с высоты 120 км и 300 км — никакого сравнения. Списки туристов на суборбитальные полеты уже составлены, каждый уплатил $200 тыс. Но летать в космос "на уик-энд" будем еще не скоро: испытательный полет был неудачным".

Напомним, в марте 2015 года состоялся испытательный суборбитальный полет, но он потерпел катастрофу: один пилот погиб, другой получил тяжелые ранения.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63688.78

Binance Coin (BNB)

589.76

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

82.45

Theta (THETA)

2.2

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять