Об этом свидетельствуют результаты опроса экономических и политических экспертов, проведенные Центром исследований политических ценностей.
В частности, по мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, первой причиной появления нового указа является невыполнение указа от 2 апреля и невозможность провести технически, организационно и законодательно выборы 27 мая. Второй – негативное для президента решение Конституционного суда относительно соответствия указа от 2 апреля Конституции Украины. "Поэтому новый указ – шаг на опережение, политическую нулификацию возможного решения Конституционного суда", считает эксперт. Третьей причиной Карасев назвал "попытку все-таки провести досрочные выборы в парламент уже в первом полугодии этого года".
В свою очередь председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что „президент ставил целью уравнять ситуацию в своем соревновании с парламентской коалицией, которой в последнее время удалось перехватить инициативу". Отсутствие кворума в ЦИК, высокая вероятность признания Конституционным судом неконституционности указа президента, холодная сдержанность европейского сообщества относительно указа – все это обусловило преимущество коалиции, считает эксперт.
Президент Украинской Академии политических наук Николай Михальченко выразил мнение, что „президент ожидает, что между тремя сторонами будут достигнуты соглашения. К тому же, он понимает, что в мае не могут быть проведены выборы". По мнению эксперта, "президент пошел на такой шаг, чтобы все-таки реализовать идею выборов. И если он пошел на уступки, а ему навстречу не пойдет правительство и коалиция, то может быть применен более жесткий вариант – введение президентского правления".
Вместе с тем директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович считает, что президент "пытается убежать от решения Конституционного суда, которое будет для него предельно неудобным". И при этом, считает эксперт, глава государства в новом указе "создает путаницу, еще дальше выходя за пределы правового поля".
Как отмечает Малинкович, президент ссылается на статью 90 в своем указе и считает, что "отныне" президент Украины получает возможность в полной мере использовать право на роспуск парламента. "Значит, 2 апреля у него этого права не было, и это логично. Статья, на которую он ссылается (п.1 ч.2 ст.90) вмещает формулировку, – "коалиция на протяжении месяца не сформирована".
Если Ющенко считает, что в конце марта эта коалиция была сформирована вопреки Конституции, как он говорит, то после этого, до 2 апреля прошла всего неделя, а не месяц. У него не было никаких юридических оснований распускать парламент тогда. А теперь их тем более нет, потому что если парламент распущен, то значит, в нем нет никакой коалиции. А если же парламент считать действующим, то значит, необходимо отказаться от указа с самого начала. И в этом случае тоже у него не будет месяца, потому что уже 2 апреля, до публикации первого указа, парламентское большинство согласилось вернуться в прежний формат. Соответственно этот аргумент не действует", отметил эксперт.
В то же время председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что главная причина подписания президентом нового указа – необходимость снять проблему с возможным негативным решением Конституционного суда относительно указа от 2 апреля. Между тем Фесенко считает, что нынешний указ президента с юридической точки зрения снимает эту проблему.