1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№519 01.02.2000

ОНИ ПО ЛЬДУ КАТАЛИСЬ ПОРОЗНЬ, НО ВМЕСТЕ ХОДЯТ ПО ЗЕМЛЕ

Они катались порознь, а ходить по земле учились вместе. Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин. Они могли и не встретиться, ведь в 16 лет Наташу хотели отчислить как неперспективную одиночницу. Да и Игорь в спорте надолго не задержался -- кто-то решил за него, что медали ему уже не светят. И его "ушли". А она к тому времени уже делила радость побед с Андреем Букиным. Но только на льду.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. И СЛОВО БЫЛО "НЕ МОГУ"

После ухода из большого спорта Игорь Бобрин создал "Театр ледовых миниатюр". Он -- худрук, Наташа -- ведущая артистка, а теперь и директор. Вот такое распределение обязанностей в семейном дуэте.

После премьеры в Сеуле и сорока спектаклей во Франции театр Бобрина показал в Киеве феерическое ледовое шоу "Алиса в Стране чудес" -- красивую, ироничную и очень добрую сказку. "На льду есть своя специфика, -- говорит Игорь Бобрин. -- Нельзя приходить и начинать что-то изобретать. Надо заранее продумывать каждый шаг. Лед холодный, артисты мерзнут -- вот такая проза!"

Игорь: -- Это совсем не та "Алиса", которую вы знаете, если вы читали Льюиса Керрола. Вы читали?

-- (Оскорбленный дуэт.) Конечно!

-- Почему вы говорите "конечно"? По-моему, не прочитать ее не так уж и страшно. Я, например, прочел десять раз -- и ничего не понял. Но я уверен, что для современного ребенка, который играет в компьютерные игры и смотрит телевизор, "Алиса" -- это более интересно, чем если б мы ставили "Красную Шапочку".

-- Вы говорили, что ставите танцы некоторым фигуристам. Не сочтите этот вопрос нескромным, но какими суммами исчисляется оплата такого труда в России?

-- В России -- не знаю. Потому что в России я никогда не тренировал -- меня не приглашали. А за рубежом существуют определенные ставки, которые я просто не вправе раскрывать. Моя оплата -- это гонорар среднего тренера, никаких сногсшибательных денежных сумм. И потом, я работаю очень по-дурацки, извините за выражение. Я приезжаю ставить программу -- это где-то семь дней по 4--5 часов на льду. Через два дня звоню Наташе: "Наташ, а я почти сделал программу!" Она мне: "Ты что! Тебе нужно семь дней работать -- ты должен отработать заработную плату!" А я никак не могу "уложиться" в эти семь дней -- все время все делаю раньше.

-- Почему так происходит?

-- Во-первых, я всегда заранее готовлюсь к работе. Во-вторых, важно взаимопонимание, доверие между учителем и учеником. Первое слово всегда "не могу". Но, как говорил Игорь Борисович Москвин: "Нет слова "не могу" -- есть слово "не хочу". Как только ученик поверит, что он может быть интересен не только многооборотными прыжками, но и тем, что создал образ, показал мини-спектакль -- вот с этого момента начинается кайф.

"В СПОРТЕ ОСТАЛИСЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ ФУНКЦИОНЕРЫ"

Как ни странно, объездив почти весь мир, они почти не выступают в Москве. Им говорят: для вас нет льда! В Японии есть, а дома нет. Они ходят, доказывают, убеждают, уговаривают... Когда Наташа говорит, что у нее на эти хождения по мукам и кабинетам больше нет сил, Игорь ей напоминает, что это не более чем тяжелая тренировка. В данном случае просто не ног, а нервов. (Из журнала "Домовой")

-- Вы сами задавали себе вопрос, почему в России вы не делаете того же, что за границей?

-- Нет востребованности... Не знаю, мне вот месяц назад пришла интернетовская бумажка, где я признан лучшим хореографом в мире. На четвертом месте -- Татьяна Тарасова, на пятом -- Кристофер Дин... Для меня это был шок полнейший. Я-то поставил всего две программы, а Кристофер Дин сделал их, наверное, десятки. Какое-то время я походил с этим листком, "повилял хвостом". Конечно, начнется чемпионат Европы, мира -- все поменяется. Но на какой-то месяц я "взлетел"... Представляете, как меня не любят в спорте? Мало того, что не приглашают ничего делать в России, так еще я где-то там вылезаю, какие-то места занимаю... В спорте-то остались все те же функционеры...

-- Когда вы выступали, у вас всегда были наивысшие оценки за артистизм, а за технику -- как когда. Зрителям это всегда казалось несправедливым.

-- (Смущенно.) Я тогда тоже мог считать это страшной несправедливостью, но... Это спорт. Ты выступаешь четыре-пять раз в году -- и все, ничего уже не поправишь. Теперь у меня есть театр -- я мечтал об этом всю жизнь. Я делаю, что хочу: могу пробовать, экспериментировать, менять что-то в зависимости от публики, от страны... 2 февраля нам исполняется 14 лет. И я думаю: какое счастье, что эти 14 лет наш маленький провинциальный театр держится на плаву и еще способен бороться с монстрами, существующими на рынке фигурного катания, включая бывшие советские балеты на льду!

-- Почему вы называете свой театр провинциальным?

-- Потому что наше рождение состоялось в Челябинской областной филармонии.

"ЭТОТ РУССКИЙ БОБРИН ЧУТЬ НЕ СДЕЛАЛ ЗАИКОЙ ЖЕНУ МЭРА!"

Игорь Бобрин до сих пор вспоминает своего первого тренера со смешанным чувством ужаса и любви. Когда его мама зимой привела на каток, он увидел тетю в трех шубах, сверху еще ватник, на носу -- очки в огромной роговой оправе, в руках -- метла. Этой метлой тетя исправляла ошибки своих учеников. Не больно, но обидно. И после первой тренировки будущая звезда одиночного катания среди мужчин Игорь Бобрин от страха забился под стадионную лавку. Но "тетя" оказалась очень хорошим тренером. А он -- очень упрямым мальчиком. (Из журнала "Домовой")

-- На первых своих детских соревнованиях вы несколько раз подряд разгонялись для прыжка -- и падали. Снова разгонялись, снова падали и начинали опять -- пока не получилось. А потом тренер -- "тетя с метлой" сказала вам: "Игорь, я надеюсь, что вот так же ты будешь биться в жизни всегда!" Скажите, был в вашей жизни момент, когда упали и не встали так быстро, как хотелось бы?

-- (После долгого раздумия.) Наверное, нет... То, что было -- это скорее курьезы, чем серьезные моменты. В Америке, на универсиаде в Лейк-Плесиде меня пригласили выступать в показательных, хотя я, как всегда, "отвалялся", не занял призовое место. А у меня был номер "Буба Касторский" на песню Водяного: "Я одессит, я из Одессы, здрасьте!" На слове "здрасьте!" я с разбега втыкал зубчик конька в бортик, забирался на борт, вставал и приподымал шляпу: "Здрасьте!" И всегда все прекрасно проходило. Я же не знал, что у нас -- бортики деревянные, а за границей уже стали делать пластиковые! Даже не подозревал такого подвоха со стороны американского империализма! Я разбежался -- зубец, естественно, соскользнул... Лежу я и не знаю, что делать... Зал замер. Я на четвереньках прополз метров десять -- и выскочил у другого кусочка борта. Чем страшно напугал сидевшую там женщину в бриллиантах, которая оказалась женой мэра этого города. После этого мне подарили майку, которую я тут же напялил на себя и показал свои 13 бедуинских прыжков из "Jesus Crist -- suрerstar". На следующий день в газете напечатали: "Ну, этот русский Бобрин, конечно же, опять покорил американского зрителя. Мало того, что он чуть не сделал заикой жену мэра, но когда он вышел на второй номер в нижнем белье типа кальсон -- он очаровал весь зал". Вот этого падения я себе не могу простить...

-- Вы самоед?

-- Иногда. А что, видно, да? (Самая детская улыбка, какую только можно себе представить.) Но сейчас я стал... проще.

-- Чтобы держать театр, надо быть в чем-то очень жестким, властным человеком. Театральные режиссеры вообще уверены, что худрук -- это синоним "тирана-деспота" -- иначе все развалится. Вы в себе как-то воспитываете эти качества?

-- Про тирана ничего не могу сказать -- на роль тирана явно не гожусь. Я человек мягкий. Занудливый, но мягкий. Я просто знаю, что должна быть точность, пунктуальность во всем, начиная от прихода на репетицию. Очень не люблю опозданий, никогда себе этого не позволяю. Вы сегодня это почувствовали, да? Мы почти не опоздали -- всего на полчаса! (Исповедь самоеда. -- Н.Х.) А во-вторых, нужно заслужить право на замечание. Просто испытывать радость от того, что ты -- худрук, что можешь кого-то уволить, кем-то распоряжаться -- это мелко. У артистов появляются злоба, недоверие -- и коллектив распадается. И потом я беру на работу артистов, глядя им в глаза. Я вижу, есть в человеке искорка или нет, верит он мне или просто пришел на какое-то время, потому что предстоят гастроли в Индии или в Турции. Слава Богу, я очень редко ошибался.

-- Часто ли вам бывало страшно?

-- В спорте страх связан в основном с тем, что ты не готов или болен, другая площадка... А еще с тем, что я ленинградец -- в столице нас не очень-то любили. Стал художественным руководителем -- появился другой страх. Но я тут же пошел в ГИТИС и окончил режиссерское отделение.

-- Сейчас, после стольких побед, есть еще что-то, что вызывает страх?

-- Да. Здоровье мамы. Я не буду расшифровывать. Ей восемьдесят.

БЕСТЕМЬЯНОВА ВЛЮБИЛАСЬ В НЕГО, КАК ВСЕ -- ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

Наташа Бестемьянова напоминает лисичку: рыжая, пушистая, востроносенькая, безумно обаятельная -- и все время улыбается, глаза так и стреляют веселыми искорками. Игорь пытался увильнуть от участия и даже присутствия при нашем разговоре -- но три Наташи горячо останавливали его. И он всякий раз мужественно сдавался.

-- Наташа, мы тут вычитали, что вы влюбились в Игоря, как все население страны -- по телевизору. Даже не верится!

-- Да, я влюбилась в него, когда он катал "Ковбоя". За три минуты. Вот, как все! (Заливисто хохочет.)

Бобрин: -- Ну, я пойду?

-- Нет уж, вы присутствуйте, пожалуйста. Почему-то у нас не принято говорить человеку добрые слова в глаза -- а зря!
-- Вы знаете, в Америке все говорят друг другу только хорошие слова! Я обожаю эту их традицию! Ты входишь куда-то, и, как бы ты не выглядел, все тебе говорят: "Как ты сегодня замечательно выглядишь!" И день начинается совершенно по-другому. На самом деле у меня бывает очень разное настроение -- я бываю недовольна собой, окружающими, но я не считаю, что это нужно выносить на суд зрителей. Наша профессия придумана именно для того, чтобы радовать. И слава Богу -- профессия помогает мне справляться со многими неудобствами и внутренними противоречиями.

-- Трудно сохранить способность радоваться, как 10--15 лет назад?

-- Я думаю, это просто свойство характера. Когда-то Татьяна Анатольевна Тарасова, с которой мы жили в одном номере на гастролях, сказала моей маме: "Я так удивлена: Наташа просыпается утром и улыбается!" Если я с утра не посмеюсь, значит что-то не так. Знаете, сейчас иногда утром просыпаюсь и не улыбаюсь. Тогда я начинаю вспоминать все те многочисленные интервью, которые дала (весело хохочет), -- и заставляю себя улыбаться. Это очень полезно.

"МЫ С БУКИНЫМ ПОЧТИ НЕ ДРАЛИСЬ, НО БЫЛИ НА ПРЕДЕЛЕ"

Теперь самым главным было побеждать. Всех. Потому что Игорь Бобрин жил в Питере, а она в Москве, и встречались они только на чемпионатах. И участие в них, помимо возможного восхождения на пьедестал, означало, что они снова будут вместе. Да, для этого стоило выиграть даже у всей вселенной!.. В 81-м, например, после чемпионата мира было турне по Америке. На него брали шесть лучших мужчин-одиночников -- и только три танцевальные пары. И Бобрин, конечно, ехал. (Это вообще был его звездный сезон: он стал тогда чемпионом Европы и стал третьим на чемпионате мира.) А Бестемьянова и Букин боролись за третье и четвертое место среди пар -- вместе, и она лично -- за свое место рядом с Бобриным. И откаталась так, что зал, не подозревающий ни о чем, сжег ладони. С женой к тому времени Игорь уже развелся. (Из журнала "Домовой")

-- Наташа, все боролись за медали, а вы боролись еще и за место возле Игоря. Вы были уверены в победе?

-- Иногда бывают моменты, когда я четко знаю: все будет именно так. Очень хорошо помню: впереди был еще один тур соревнований, а я уже собирала чемоданы на чемпионат мира. Победа для меня означала поездку в тур, а значит -- целый месяц вместе с Игорем.

-- Обычно в паре отношения складывались не только партнерские, но и личные. А вы, Наташа, нашли любовь "на стороне". Много было шуму по этому поводу?

-- Мы с Андреем попали в такой момент, когда все тренеры были сыты супружескими парами, которые постоянно выясняли отношения и дрались на льду. Особенно славились этим Моисеева с Миненковым. И наши с Андреем "неразвивающиеся" отношения на этом фоне воспринимались как плюс.

-- Они у вас обоюдно "не развивались"?

-- Мы были в прекрасных дружеских отношениях, отлично работали вместе -- а потом расходились по разным номерам. Все были счастливы и довольны, а личная жизнь была у каждого своя. Моя мама все причитала: "Бедная моя девочка, катаешься с женатым человеком!" -- она почему-то очень нервничала по этому поводу. Так получилось, что мама с Игорем не познакомилась -- не успела.

-- А вы с Букиным никогда не дрались?

-- В последние годы мы оба уже были на пределе. Но если наступал такой момент, просто расходились, как в боксе: "Брэк!" -- и по нескольку дней не являлись на тренировки.

-- (С надеждой.) Но хоть с Игорем-то деретесь?

-- (Заливисто хохочет.) Нет, что вы! Игорь даже голоса не повышает. Он и на артистов-то не повышает голоса. Он шепчет. И вот если шепчет, то артисты аж трясутся от страха.

-- Мы вынудили Игоря признаться, что он не тиран и не деспот. Как ему все-таки удается "держать в узде" такую немаленькую труппу?

-- Вы знаете, что в Игоре есть? Он говорит, что он мягкий человек... (Игорь: "Может, я все-таки пойду?") Да, он мягкий, но последнее слово всегда за ним. И те, кто это понимают, ориентируются именно на него, а не на нас -- "строгих".

-- Подлизываются?

-- Что вы, к нему нельзя подлизаться! Это отвратительно, противно, он этого совершенно не приемлет! Он очень тонко чувствует фальшь.

-- Наташа, если бы не получилось организовать театр, чем бы вы занимались?

-- В любом случае, фигурным катанием. Мы отдали ему столько лет, что было бы глупо теперь заниматься чем-то другим.

Игорь: -- (Не без ехидства.) Вы заметили, я так много говорю, что меня просто не перебить, да? (Дружный хохот.) Просто хочу добавить: мы с Наташей отказались от многочисленных коммерчески выгодных предложений. Можно было поехать куда-то, заработать, но на первый план всегда выходил театр -- 24 артиста, которые поверили в нас и переживают с нами не только прекрасные гастрольные недели, но и полгода простоя. Мы не можем их бросить. Нельзя предавать людей.

-- Многие звезды, заканчивая спортивную карьеру, стремятся попасть к вам в театр?

Игорь: -- Честно говоря, мне этих звезд особо и не надо: у меня такие звезды, что пока все их титулы перечислишь, уже пора концерт заканчивать. Кроме того, мы уходили из спорта "в никуда", а нынешние фигуристы заранее готовят себя для конкретной работы в американских шоу, с высокой зарплатой и стабильным расписанием на несколько лет. Три-четыре года -- и конец. Так долго, как мы -- никто не катается.

"ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАК МНЕ ТРУДНО С ТАКИМ ХУДРУКОМ?"

-- Спортивная карьера коротка, но ведь актерский век тоже недолог...

Наташа: -- Каждый отмеряет себе столько, сколько считает нужным. Кататься можно до бесконечности, если ты держишь себя в форме. В любом случае, роли можно найти. Дело только в том, хочешь ли ты выходить на лед.

Игорь: -- У нас нет времени задумываться, что дальше. Только что была премьера "Алисы", тут же поступило новое предложение. Пока есть предложения, то и размышления о будущем откладываются на потом. Мы с Наташей ведь можем не только выступать, но и быть режиссерами-постановщиками.

-- У вас с Игорем часто случаются серьезные творческие разногласия?

Наташа: -- Бывают. Вот сейчас мне приходится работать директором и носиться по всяким инстанциям. Не скажу, что мне это нравится, но что делать? Так вот, Игорь, как человек творческий, решил, что, к примеру, сегодня мы какую-то девочку увольняем, а завтра он передумал. Но мне он об этом не сказал, а гостиницу, оказывается, мы для нее не заказали... Я безумно рада за эту девочку и уж, конечно, найду для нее место, но представляете, как трудно мне с таким худруком?

-- Что еще, кроме театра, вам сегодня приносит радость?

-- Мы абсолютно влюбены в наш дом, который мы недавно построили под Москвой. Там живет сейчас наша собака с моей тетей. Когда совсем устаем и кажется, что больше нет сил, -- мы представляем, как было бы здорово сейчас там очутиться! Там вокруг лес, тишина, никого нет, там наша собака!.. Одна мысль о том, что у нас это есть, греет.

Игорь: -- Я очень люблю, когда собираются люди, не имеющие отношения "фигурному" миру. Если бы не театр, я бы не познакомился с огромным количеством интереснейших людей: это и Градский, и Майя Плисецкая, и Слава Зайцев, и Анатолий Фарбер... Они стали нашими друзьями. Они приезжают к нам в гости и мы разговариваем о таких вещах, о которых с фигуристами не поговоришь. А в замкнутом кругу спортсменов -- сплошные склоки и сплетни: кто что сказал, кто что одел...

-- Актеры говорят, что настоящая дружба между коллегами -- редкое явление. В мире спорта тоже?

Наташа: -- Это глупость полнейшая. Наши самые близкие друзья -- Карамышева и Синицын (они из Днепропетровска, много лет выступали за Украину, потом работали в нашем театре). Сейчас они живут в Праге, мы часто перезваниваемся и, если есть возможность, встречаемся. А говорят так те, кто сам не умеет дружить. Ведь не надо иметь много друзей. У каждого артиста наверняка есть один, но настоящий друг в артистической среде.