1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (629) за 05.08.2000

ТАНЦЫ ПОД МУЗЫКУ ИЗ АРХИВА БАХА

Наша газета уже сообщала, что архив Баха, хранящийся в Киеве, продан не будет. Однако история этого сокровища стоит того, чтобы рассказать ее подробности. Тем более, что она уже начинает обрастать домыслами.

13 июля нынешнего года доктор Ярослав-Василь Новицкий, президент Украинского института преодоления рака в Вене, направил в адрес Президента Украины Леонида Кучмы, вице-премьера Миколы Жулинского и министра культуры Богдана Ступки тревожное письмо, где речь шла не о медицине, а об архиве Баха.

Судьба этого архива складывалась в XX веке драматично.

В 1943 году сотрудник Киевской консерватории Любовь Давидовна Фонштейн приняла выгруженные чуть ли не из танков ящики с какими-то нотами, прибывшими из Германии в качестве трофея. Это был двухсотлетний архив Берлинской певческой академии. И только недавно, с подачи американского музыковеда из Гарварда Кристиана Вольфа, мир узнал, что в столице Украины вместе с другими материалами Берлинской певческой академии находится архив великого Иоганна Себастьяна Баха -- 5173 единицы хранения.

У нас об этом знали давно, и наши музыканты исполняли произведения, привезенные из Германии. Ноты не просто лежали в коробках, но и активно изучались. Насколько мне известно, по ним и диссертации были защищены. Но до недавнего времени рассказать, что в Киеве лежит архив Баха, было совершенно невозможно. Военные трофеи, в том числе и произведения искусства, строжайше засекречивались, и даже сегодня часть музейных сокровищ, доставленных из Германии в Украину, находится под замком. Почему -- это понять трудно.

Но именно по этой причине ни один из исполнителей и исследователей не ссылался на берлинский музыкальный архив, материалы которого использовал. Именно поэтому мир до прошлого лета не знал о самом существовании этого архива.

В 1973 году хранящиеся в Киеве берлинские архивы, в том числе и архив Баха, наконец рассекретили и передали из консерватории в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства УССР ( с 1992 года -- Украины).

Надо отметить, что когда сверяли наличие материалов, несколько единиц хранения не были обнаружены. Это дало повод доктору Новицкому говорить в своем письме о том, что "при передаче архива из библиотеки в Музей-архив литературы и искусства были утрачены 13 томов".

Насчет томов -- это слишком. Речь может идти разве что о тринадцати единицах хранения.

По словам г-на Новицкого, он получил важную информацию об этом архиве, в том числе из конфиденциальных источников. И эта информация вызвала у него большое беспокойство. "Мне стало известно, -- сказано в письме, -- что определенные круги в Украине (имен пока не называю) имеют намерение продать архив И.-С. Баха в Соединенные Штаты".

Почему судьба музыкального архива так беспокоит доктора Новицкого? В его письме говорится: "Путешествуя по свету, я по возможности стараюсь приобретать ценности для передачи их в украинские музеи. Всякий подаренный меценатами предмет, как и архив И.-С. Баха, не имеет эквивалента в денежном исчислении".

С этим нельзя не согласиться, и г-н Новицкий абсолютно прав, когда пишет, что ученые, музыканты и туристы со всего мира могли бы приезжать в Киев для знакомства с архивом, для его изучения, что принесло бы нашему государству некоторую прибыль.

Продать такую ценность было бы и в самом деле глупо, поэтому я первым делом отправился в музей-архив литературы и искусства.

Директор музея Юрий Кулинич сказал, что о продаже баховского архива ему ничего не известно. Архив не лежит в кладовке. С ним ведется работа. Заключен, например, договор с нашим центром музыкальной информации. В частности, о том, что произведения великого немца будут исполняться украинскими музыкантами, и если в этом архиве найдется нечто до сих пор не звучавшее, то право, так сказать, "первой ночи" за нами...

Художественный руководитель центра музыкальной информации, профессор Киевской консерватории, известный композитор Иван Карабиц вот уже 11 лет является директором музыкального фестиваля "Киев Музик Фест", где, разумеется, звучит Бах. Профессор сказал мне, что речь, скорее всего, идет не о продаже, а о снятии копий. Вроде бы должны приехать к нам американцы, скопировать на микропленку архив Баха и увезти к себе.

Значит, все в порядке? Нет, не совсем, сказали музыковеды.

Такие ценности, как архив Баха, непрерывно изучаются специалистами. Они приезжают туда, где хранятся материалы, читают, делают выписки. Платят за это деньги. Платят не только архиву, а и гостинице, и за питание, и за транспорт -- то есть, оставляют в стране валюту. А какое государство отказывается от валюты, пусть даже и в малых размерах?

Г-н Карабиц не уверен, что все эти исследователи отныне будут ездить только в Киев. Те, кому необходимы оригиналы, приедут к нам, но те, кому достаточно и хорошей копии, поедут в США.

И Юрий Кулинич, директор музея, где лежит архив Баха, и профессор Иван Карабиц настоятельно советовали мне обратиться по этому поводу в Государственный комитет архивов Украины.

Вот что я услышал от заместителя председателя комитета, доктора исторических наук Геннадия Борика. Геннадий Владимирович занимается именно судьбой архивов и других культурных ценностей, перемещенных во время войны.

Первое. Речь о продаже не идет и идти не может. Продать архив Баха было бы уголовным преступлением.

Второе. По мнению многих, пусть и не всех, искусствоведов, как наших, так и российских, а также по мнению ряда ученых и политиков, рано или поздно трофейные ценности должны вернуться на свою родину. Россия, например, рассматривает возможности возвращения культурных ценностей законным владельцам в рамках межгосударственных отношений с Великобританией, Францией и другими государствами Западной Европы. Равно, как и Германия возвращает то, что захватила во время Второй мировой войны.

Третье. Пока архив находится у нас, мы просто обязаны создать так называемые страховые копии бесценных документов. Понятно, что эти копии должны быть выполнены на самом высоком техническом уровне. Если сделать это с помощью Америки, будет хорошо прежде всего для архива.

Четвертое. Что кроется за письмом г-на Новицкого?

Несмотря на засекреченность коллекции Берлинской певческой академии, в том числе и архива Баха, к ним все-таки имели доступ некоторые музыканты, исполнявшие произведения, до тех пор в СССР не звучавшие. Ящики из танков принесли этим музыкантам известность.

-- Я вовсе не имею в виду известного пианиста, которого, если верить одной киевской газете, я обвинил в стяжательстве, -- сказал Геннадий Борик. -- Никогда я не обвинял и г-на Вольфа в том, что он "охотится" за рукописями Баха. И я не хотел бы придавать некую пикантность разговорам, ведущимся о баховском архиве. В этих разговорах много домыслов.

Но правда то, что микрофильмирование баховского архива некоторых музыкантов беспокоит, пугает. Это люди эмоциональные, они видят опасность там, где ее, может, и нет вовсе. Они волнуются, они говорят, что архив Баха продают, что он пойдет в США за бесценок...

Его не продают, и он никуда не уйдет.