1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (1118) за 29.03.2002

ЛЕВША, РИСУЮЩИЙ БОРМАШИНОЙ ПО СТЕКЛУ

Иван Зарицкий -- левша. На его рисунках люди получаются, как живые. Рисует он не на обычном холсте, а на стекле, хрустале и фарфоре. Когда я пришла в гости к мастеру, он колдовал над очередным произведением. Вместо карандашей и кисточек орудовал обычной... бормашиной.

-- А чего вы удивляетесь? -- улыбается Иван Васильевич. -- У каждого мастера свой метод работы. Я для себя переоборудовал этот агрегат.

В семнадцать лет Зарицкий поступил в Киевское училище декоративно-прикладного искусства. На практике попал в бригаду, которая расписывала Киевский вокзал в Москве. В 1948 году рисунок был только на потолке, а надо было разукрасить орнаментом стены, не нарушая стиля. Его роспись украшала вокзал долго. Заменили ее недавно.

Ребята вкалывали семь месяцев по 18 часов в сутки. По технологии в краску добавляли яичные желтки (белки съедали сами). Ушло 150--200 лотков яиц. Зарплату получили сразу всю -- больше 100 тысяч рублей (старыми) каждому. Часть денег Иван подарил родителям на мебель. Немного прогулял с друзьями. Остальные приберег для учебы. Поступил на специальность "Керамика" (Львовский художественный институт).

После учебы преподавал в институте. Работал художником на Львовском стеклозаводе фирмы "Радуга". Одна из его первых работ вскоре была отмечена на Брюссельской международной выставке. Это был хрустальный прибор для компота "Космический". Знакомые потом все спрашивали, неужели в космосе пьют компот из хрустальной посуды?

В 1958 году Зарицкого пригласили на Киевский завод художественного стекла. Здесь он работал до 1997 года, пока предприятие не остановилось.

-- Уже тогда в стекольной промышленности ручную работу (старинным методом, в печи) вытесняла автоматика, -- рассказывает Иван Васильевич. -- На киевском заводе почти все было приспособлено к конвейерному производству хрусталя. Старые печи остановились навсегда. Как художник создает работы? Сначала рисует на бумаге. В печь загружается песок с разными примесями и "варится" сутки при температуре 1400 градусов. Затем на кончик почти 2-метровой трубы набирается горячая смесь, похожая на тягучий мед, и выдувается на подготовленную форму. Это работа стеклодувов. Но художники и сами часто занимаются выдуванием. Если на вазе должен быть цветной рисунок, в "мед" добавляли краски. Затем рисунок гравируется. Я делаю это бормашиной.

Однажды ко дню рождения Брежнева Зарицкому заказали метровую вазу с портретом генсека.

-- Боялся, чтобы не разбилась, -- вспоминает художник. -- А когда вырезал портрет Леонида Ильича, вообще мистика началась: "рисую" нашего генсека, а получается... Мао Дзе Дун. Наконец, Брежнев стал похож на себя. Обрадовался. А из министерства сообщают, что заказ отменяют, им нужна ваза с гербом СССР... Через месяц оставался последний штрих -- отполировать. Только взялся за работу, ваза -- треснула. Полировщик бегал вокруг меня с валидолом. Когда я пришел в себя, понял: хорошо, что так случилось: ведь эта посудина могла выпить из меня немало крови. Видно, кто-то сглазил ее с самого начала.

Самое удачное творение Зарицкого -- "Казак-запорожец". В 1964 году объявили всесоюзный конкурс на лучший сувенирный сосуд для ликера. Придумал эскиз: бутылка -- казацкие шаровары, крышка -- шапка и усы запорожца. За него получил премию, а "казака" запустили в серийное производство. Но у самого художника сувенир не сохранился -- недавно последнюю бутылку обменял на... щенка.

За 45 лет Зарицкий создал более тысячи образцов посуды и около 500 авторских работ, представленных на выставках в США, Англии, Франции, Дании, Голландии, Польше. Многие попали в музеи и частные коллекции мира. Мастер рисовал на стекле Ленина, Сталина, Патона, Щербицкого. Но самый дорогой для него портрет дочери, нарисованный на фарфоре.