1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №173 (1518) за 05.08.2003

КОМУ В КИЕВЕ ПОВЕЗЕТ С МЕТРО

После публикации о строительстве Сырецко-Печерской линии и высказываний киевлян относительно станции "Львовская брама" проектировщики и строители метро согласились полнее прояснить ситуацию. Корреспондентов "Сегодня" пригласили посетить подземелье будущей станции "Сырецкая".

За забором по ул. Щусева, наверху и в забое, круглосуточно (в три смены) трудятся более 200 человек. Наземный вестибюль ст. "Сырецкая" соорудят внизу стройплощадки. Скоро будет заморожен грунт для проходки плывунов, и до конца года проходчики возведут эскалаторный тоннель, после чего обустроят наклонный ход. Потом наладят эскалаторы.

В сопровождении Ивана Васюры, замначальника 2-го участка, в грузоподъемной клети опускаемся на глубину 60 м. По тоннелю, где выставят вентиляторы, следуем мимо рельсовых электровозов на станцию. Здесь -- шумно, много рабочих и механизмов. Насосами перекачивается бетон под жесткий путь. Подземелье -- внушительное, и трудно разобраться что к чему. Проемы между тоннелями закрыты.

-- Их откроют, когда будет готов средний станционный тоннель. На этом уровне установят платформу, -- объясняет Иван Никитич. -- Тут пройдут кабельные коллекторы, стену облицуют мрамором, а вон там повесят электронные часы.

Разветвление тоннелей, где поезда будут переходить с одного направления на другое. Метростроевцы пробивают путь с помощью отбойных молотков, поскольку щитами здесь пройти невозможно. До стыка с противоположным тоннелем осталось несколько метров.

-- Мы предложили два варианта вестибюля станции -- круглый и трапециевидный, -- рассказывает Виктор Яникин, директор института "Укрметротоннельпроект". -- Архитекторам, критиковавшим транспортную развязку и застройку местности, понравился второй. Спор, что нужно соорудить, вестибюля не касается, хотя его предлагали объединить с торговыми рядами в огромный комплекс. Но для этого нужен отдельный выход из метро. От платформ электричек до входа на станцию -- 70 метров. Это позволит идущим от поездов людям рассредоточиться, чтобы у эскалатора не было "пробок". Рядом с метро, параллельно железнодорожной ветке, для электричек фастовского и тетеревского направлений сделают тупиковые пути.

Кроме вестибюля станции метро и ж/д станции, на транспортном узле планируются диспетчерская для конечных остановок троллейбусов и маршруток, кафе, торговый центр, офисно-гостиничный комплекс, блок бытовых помещений, многоярусный паркинг и общественный центр. Но почему для станции выбрали место без пассажиропотоков?

-- По старому Генплану, линия на Виноградарь должна была свернуть на северо-запад еще от "Дорогожичей", -- поясняет Виктор Владимирович. -- Даже протянули метров 500 тоннеля, но потом маршрут поменяли (на схеме -- крюк. -- Авт.). Линию повернули к "Сырецкой", а уже от нее вышли на старую трассу. Это связано с тем, что по строительным нормам платформы электричек можно установить только здесь -- нельзя делать станции на уклонах и на кривых, куда намеревались тянуть "подземку" в советские времена. А недостатка в пассажирах не будет -- в первый год эксплуатации "Сырецкая" должна принимать 43 тысячи человек в сутки -- из электричек, Нивок и Виноградаря.

Следующий пусковой участок мелкого заложения со станциями без эскалаторов проложат до ст. "Виноградарь" с промежуточной ст. "Мостицкая" на пересечении улиц Сырецкая и Белицкая (для жителей Нивок и Куреневки). Ничем непримечательное место застроят многоэтажками за счет теплиц и заводской территории. По словам Яникина, тихие районы оживают после появления метро. Пример тому -- строительство возле "Житомирской" и "Академгородка". Ст. "Виноградарь" отведено место на пересечении пр. Правды и ул. Порика. На месте садов вырастет массив, и люди будут добираться к станции с обеих сторон проспекта. Между "Мостицкой" и "Виноградарем" предусмотрено электродепо. В далекой перспективе линию "подземки" завершит ст. "Синеозерная". А вот на пл. Шевченко метро не будет -- из-за плохой геологии нужно пробивать тоннели глубокого заложения, развалив частные постройки и компенсировав их стоимость. К тому же от площади -- прямая магистраль к линии метро на Оболони.

Сейчас активно финансируется продление Сырецко-Печерской линии на Харьковском массиве. Стройплощадка установлена возле озера Вырлица. Проект разбит на два пусковых комплекса: от ст. "Харьковская" до ст. "Бориспольская" (Харьковская площадь) с первой очередью депо и от ст. "Бориспольская" до ст. "Красный хутор" с полным развитием депо в 9,5 га. На "Бориспольской" предусмотрено два вестибюля с выходами к пока не построенному автовокзалу и к трамваям. На станцию направятся пассажиры с Дарницкого вокзала, ул. Ташкентская, Харьковского шоссе, Бортничей, ныне штурмующие перегруженные станции "Харьковская" и "Дарница". На площади разместят паркинг, торговый центр.

Кстати, между "Харьковской" и "Бориспольской" (в районе ул. Армянская) по пожарным нормам построят аварийный выход -- две высадочные платформы. Когда возле озера появится жилой микрорайон, их превратят в станцию с вестибюлем, кассами и служебными помещениями. Линия не оборвется на "Красном хуторе" -- ее продлят до железнодорожной станции. Она будет обслуживать пассажиров Яготинского направления.

Справка "Сегодня" Раньше в Киеве строили в среднем 1 км метро в год, теперь -- 1,5 км. Государство финансирует работы всего на 3--5%. На 1 км тоннеля необходимо около 150 км кабельно-проводниковой продукции, около 10 тыс. единиц оборудования -- вентиляторы, насосы, трансформаторы, осветительные приборы.

Новые станции могут появиться и на действующем участке Сырецко-Печерской линии. Оставлено место между "Лукьяновской" и "Дорогожичами", а платформы "Телички" (станция между "Выдубичами" и "Славутичем") находятся под мостом. При необходимости там установят вестибюль. Грех не вспомнить о "Львовской браме".

-- На градостроительном совете Львовская площадь рассматривалась много раз, -- уверяет Виктор Яникин. -- Были споры относительно транспортной развязки. Как только появятся решение и заказ, мы моментально сделаем там выходы. Пока известно лишь место для промежуточного вестибюля -- у техникума электроники на Воровского. Возможны выходы в сторону рынка и в сквер. Не исключен прямой, на 600--700 метров, ход в урочище Гончары-Кожемяки с помощью эскалатора и травалатора.

Что будет с другими линиями метро?

Куреневско-Красноармейская. "Укрметротоннельпроект" разрабатывает два пусковых участка мелкого заложения от "Лыбидской" до НВЦ со станциями "Демеевская", "Голосеевская", "Васильковская" и "Выставочный центр". Сюда метростроевцы бросят все силы после открытия в 2004 году станций "Сырецкая" и "Бориспольская". Сложный первый участок -- размыв Лыбиди, большое количество коммуникаций на Московской площади и высокий уровень грунтовых вод на Голосеевской. В будущем линию продлят на Теремки-I и II с ответвлением возле ипподрома.

Левобережная линия. В Генплане -- разработка 1-й очереди ТЭО от Троещины до ст. "Левобережная" вместо трамвая "в никуда" и вдоль железной дороги. Есть два варианта: "вливание" поездов этой линии в Святошинско-Броварскую (маршрутная система) и пересадка пассажиров. Второе предложение не сулит удобств: от железной дороги до "Левобережной" -- более 300 м.

Подольско-Воскресенская. Камень преткновения строительства -- высокая стоимость мостового перехода через Днепр. Станция возле аэропорта "Киев", указанная на перспективных схемах конечной, будет, скорее всего, промежуточной. Есть задумка пустить линию до Вишневого -- напрямую или через Южную Борщаговку.

Святошинско-Броварская. Не исключено, что линия пополнится ст. "Новобеличи" (в районе железнодорожной станции), плюс еще одно депо.