1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (1620) за 03.12.2003

ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ СТАНЕТ МУЗЕЙНЫМ ЭКСПОНАТОМ

На Центральном, Втором Христианском кладбище в Одессе -- что ни могила, то Имя. Как говорят специалисты, фактурная площадка для кино. Здесь и проходили в сентябре съемки фильма "Кредитка". Работал над ним режиссер Леонид Павловский. Звучала команда "Мотор!" И все было как обычно. Кроме одного -- в один "прекрасный" день режиссер объявил голодовку. Это вызвало общественный бум. Не пропустило это событие ни одно СМИ. Через девять дней Павловский прекратил голодать. А в середине октября снова возобновил голодовку в знак протеста против ситуации, в которой оказалась киностудия сегодня.

НУЖЕН ЛИ УКРАИНЕ КИНЕМАТОГРАФ?

К 1991 году Одесская киностудия была третьей в СССР после "Мосфильма" и "Ленфильма". С развалом Союза многие вопросы встали ребром. В 1992 году на одной из сессий Верховной Рады, когда решался вопрос об украинском кинематографе, преобладало мнение, что кинематограф Украине вообще не нужен. В качестве аргументов называли ряд стран побогаче нашей, не имеющих своего кино. И, как считают в Одесском отделении Союза кинематографистов, именно в этом русле развивалась ситуация, которая привела к сегодняшним отношениям. В СССР была солидная структура "Госкино". Теперь есть только департамент при Министерстве культуры и искусств, в котором работают около десяти человек. Они, с точки зрения киношников-одесситов, просто не в силах решать фундаментальные вопросы о развитии кинематографа в Украине. И нужно ли осуществлять вообще это развитие? Такое впечатление, что ответить на этот вопрос чиновники все еще не готовы.

Если все-таки кинематограф стране нужен, то нужны ли ей три киностудии? Похоже, этого для Украины многовато. Ведь в Союзе киноиндустрия как отрасль экономики занимала по прибыли третье место. Была мощнейшая система проката, огромная сеть кинотеатров. Фильмы, которые выходили на студиях, приносили прибыль. Только на Одесской киностудии в год выпускалось до 27 телевизионных сериалов, таких как "Место встречи изменить нельзя", "Три мушкетера" и так далее. Плюс 6--7 прокатных (то есть идущих на экранах кинотеатров) фильмов. В штате киностудии работало до 1400 сотрудников -- и технических, и творческих, включая штатных сценаристов, режиссеров. Сегодня кинематограф как отрасль экономики не рассматривается. Практически отсутствует киновидеорынок. Товар, то есть фильмы, готовы производить, а спроса на них нет. Из телевизионных каналов, которые способны заказывать телефильмы в Украине, специалисты выделяют только "1+1". Но он "завязан" на российских заказах, да и свою специализацию по телесериалам Одесская киностудия уже не сможет реализовывать. Кинотеатры практически все стали частной собственностью. Они реконструированы, оснащены по последнему слову техники (система долби-стерео), и работают только на иностранных, в основном, американских фильмах, приносящих прибыль. И даже если какой-либо хозяин кинотеатра, патриот одесского кино, решит себе в убыток демонстрировать наш фильм, он уже не сможет этого сделать чисто технически: отечественные фильмы (за исключением некоторых картин киностудии им. Довженко) выпускаются в монозаписи. В Одессе такое кино можно крутить только в кинотеатре им. Старостина, что на Слободке, построенном еще при градоначальнике Маразли.

Не потому ли из трех действовавших ранее на Украине киностудий художественных фильмов -- Киевской, Одесской, Ялтинской -- последняя уже не является украинской? Ходят сомнительные слухи вокруг Одесской киностудии -- то ли ее будут акционировать, то ли приватизировать, то ли продавать, то ли она так загнется.

Если же все-таки там, наверху, пришли к мысли, что кино Украине все-таки нужно, и Одесская киностудия должна жить, то возникает следующий вопрос: какой должна быть эта фабрика кино? То ли технологической базой для производства фильмов, то ли творческим объединением (как это всегда было), в штат которого входят и творческие работники? Как технологическую базу сегодня киностудию рассматривать сложно. Из ее территории в пять с половиной гектар под производство собственных фильмов используются, говоря образно, сантиметры. Съемочные павильоны сдаются в аренду самостоятельным творческим организациям типа "Маски-шоу" и "Каламбур". Декорационный и костюмерный цеха выполняют заказы на стороне, обеспечивая жизнедеятельность коллектива. Часть зданий отдана под склады, обувные мастерские и прочее. Огромный монтажный цех просто стоит заколоченный -- нечего монтировать в таких объемах.

МИЛЛИОНЫ -- В "КИНОЯМУ"

В бывшем особняке графини Давыдовой, где до 1974 года размещалась администрация киностудии, сейчас, в течение семи неотапливаемых лет, ютятся уникальные экспонаты потенциального музея киностудии. Среди них -- перчатка Веры Холодной и камера, с которой работал Александр Довженко. Здесь собираются творческие люди из Союза кинематографистов Одессы, пытаясь найти выход из ситуации. А на площади более одного гектара разместилась новостройка -- многоэтажный современный дом. Чей? Никто не дает никакого вразумительного ответа. Говорят, что в этой проблеме разбиралась не одна комиссия, да хозяина так и не определили.

Киностудия за последние годы пыталась превратиться в рентабельное предприятие, пробовала укомплектоваться технически хотя бы самым необходимым. Приобрели уникальный кран для съемок, который у них даже арендовали другие студии, решили звуковой вопрос. В то же время современную киновидеокамеру используют не свою, арендуют.

В связи с новым законом об отпусках за свой счет (не более двух недель) резко сократилось число штатных сотрудников киностудии. Сегодня их около 240, а творческих работников чуть более десяти (было 350). Отсюда -- жалобы, иски по поводу незаконного (по мнению истцов) увольнения сотрудников, не задействованных в производстве фильмов. А как они могут быть задействованы? Студию используют и как помещение, и как натуру, иногда и российские режиссеры, и немецкие, но сама фабрика кино на бюджетный деньги, выделенные министерством, своих фильмов производит в среднем один в год. И то, как считают бывшие творческие работники киностудии (ныне -- безработные), эти деньги -- просто выброшены на ветер. Чтобы хоть кто-нибудь хоть чем-нибудь занимался и не возмущался. Ибо в прокат все равно ничего не попадет. Это изначально "фильмы на полку". 22,5 млн гривен уходят в "кинематографическую яму". Не расточительно ли?

По этой же причине не могут себя обеспечить работой, а соответственно, и зарплатой члены местного отделения Союза кинематографистов, которые, создав творческое объединение, могли бы снимать кино. И спонсоры есть -- да вкладывать деньги им не резон: нет рынка сбыта. За это время появилась еще одна проблема. Средний возраст членов Одесского отделения союза кинематографистов -- 62,5 года. У них нет смены. За десять лет не поднялось молодое поколение операторов, режиссеров, сценаристов. Их просто не на чем было растить. Институт им. Карпенко-Карого в Киеве выпускает регулярно режиссеров, но все они уходят на телевидение.

СМОЖЕТ ЛИ СТУДИЯ ПТИЦЕЙ-ФЕНИКСОМ ВОССТАТЬ ИЗ "ПЕПЛА"?

В соответствии с законом "О развитии украинского кинематографа" предусмотрено, что Одесская киностудия должна быть акционирована при участии государства (51%).

-- Мы боремся против этого, -- заявил корреспонденту "Сегодня" председатель Одесского отделения союза кинематографистов Украины сценарист, лауреат международной премии Рудольф Отколенко. -- У нас в стране нет опыта, как акционировать предприятие культуры, это же специфические организации. У Министерства культуры по этому вопросу нет ни бизнес-планов, ни других каких разработок. То есть, закон есть, а механизма претворения его в жизнь нет. Акционирование в украинских условиях это этап приватизации. Кто будет приватизировать, если нет кинорынка? Только тот, кто захочет перепрофилировать объект, то есть это прямой путь к исчезновению киностудии...

-- В чем же видите выход вы, творческие работники? И вообще возможно это еще?

-- Возможно, -- убежденно говорит заслуженный деятель искусств Украины Вадим Костроменко, снявший как оператор на Одесской киностудии 13 фильмов и как режиссер -- 26. Ведь в революцию было гораздо хуже. И смогли же -- было бы желание.

-- Нужны, конечно, общегосударственные решения. Ведь есть законы -- их нужно выполнять. Имеется перед глазами хороший пример -- Россия. В 1995 году, еще при Ельцине, там издали закон о приоритете развития российского кинематографа: освободили от налогов, выделили из бюджета необходимые деньги. В прошлом году Владимир Путин издал указ о финансировании государственных кинотеатров и их строительстве. Хорошо бы так и у нас. Что касается Одесской киностудии, то есть постановления двух пленумов национального Союза кинематографистов о том, чтобы предоставить ей статус национальной. Это, как минимум, спасет студию от разграбления.

В мае нынешнего года Одесское отделение союза кинематографистов Украины направило в Министерство культуры и искусств пакет документов по этому вопросу, там их поддержали и должны были направить ходатайство в Кабинет Министров, а тот в свою очередь в администрацию президента, чтобы Леонид Данилович своим указом присвоил киностудии статус национальной. Все это благополучно заглохло. А к сентябрю по Одессе и вовсе поползли слухи о продаже студии. Назывались даже фамилии потенциальных покупателей: от Никиты Михалкова до Людмилы Гурченко.

На эти "неответы" и слухи и среагировал режиссер Леонид Павловский, объявив в процессе работы над фильмом "Кредитка" голодовку до того момента, пока члены союза получат хоть какой-то вразумительный ответ на свой запрос. Через девять дней влиятельные лица ему пообещали, что во всем разберутся. Он прекратил голодовку. Но 16 октября возобновил ее, так как никакого ответа никто не получил.

Параллельно с этим члены Одесского союза кинематографистов приняли решение добиться приема у министра культуры Юрия Богуцкого. 20 октября он принял делегацию, в состав которой входили известные кинематографисты: народный артист Украины Вилен Новак, заслуженный деятель искусств Украины Ярослав Лупий, знаменитый оператор-постановщик Леонид Бурлака ("Место встречи изменить нельзя"), директор Одесской киностудии Тамара Яворская, и другие. У одесситов кроме вопроса о статусе национальной киностудии, было ходатайство о замене директора киностудии. Они предложили на эту должность режиссера Ярослава Лупия, считая, что творческая личность будет здесь более уместна и продуктивна. Министр культуры Украины Юрий Богуцкий принял ходатайство и заявил о своем намерении решить вопрос о присвоении Одесской государственной киностудии национального статуса. Стороны договорились, что до тех пор, пока министр разберется в данной проблеме, "не оказывать друг на друга давления". Леонид Павловский прекратил голодовку.

Спустя неделю по поручению Юрия Богуцкого на студию прибыла комиссия во главе с заместителем министра культуры Украины Тимофеем Коханом -- ознакомиться. Посмотрели рабочий материал фильма "Кредитка", который снимает Леонид Павловский (уже идет монтаж), встретились с членами Одесского отделения Союза кинематографистов Украины. Речь о "больных" вопросах не заходила.

Как сообщил "Сегодня" Рудольф Отколенко, 21 ноября министр культуры Украины Юрий Богуцкий, прибывший в Одессу на празднование 90-летия со дня основания Одесской консерватории – ныне Государственной музыкальной академии им.А.Неждановой, посетил и киностудию. "Он нас обнадежил, -- сказал Рудольф Борисович, -- пообещал, что до 15 декабря "наш вопрос" должен решиться".