1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №281 (1626) за 10.12.2003

У МАРКО ВОВЧОК БЫЛО МНОГО МУЖЧИН, НО ЛЮБИЛА ОНА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения великой украинской писательницы, чье имя современники ставили в один ряд с именами Жорж Санд и Бичер-Стоу. МАРКО ВОВЧОК унесла в вечность не одну загадку...

Как объяснить то, что россиянка, появившаяся на свет недалеко от "столицы русских кружев" Ельца Мария Вилинская, однажды услышав украинскую народную песню, на всю жизнь влюбилась в душу этого народа и отдала его литературе лучшие годы своей жизни? С появлением ее "Народних оповідань" в марте 1857 года, многие заговорили о чуде -- настолько изящными были ее первые литературные опыты. Пантелеймон Кулиш написал Тарасу Шевченко: "Да разве это не чудо, чтобы россиянка преобразилась в украинку, да такие повести выдала, что и тебе, мой друже, пришлось бы впору!". Познакомившись с сочинениями Марко Вовчок (писательница была вынуждена подписываться мужским именем), плакал Михаил Драгоманов, утверждая, что их можно поставить в один ряд с "либеральными" русскими стихами и отрывками из произведений Герцена. Высоко оценил ее первые рассказы Иван Тургенев и вскоре приступил к их переводу на русский язык. Словом, началом ее судьбы был литературный триумф. Повлиял ли этот сногсшибательный успех на сердечные дела писательницы?


Не то слово! Молодая Мария Вилинская очаровала многих современников, среди которых были: Пантелеймон Кулиш, Иван Тургенев, юрист Александр Пассек, литературный критик Дмитрий Писарев, Александр Герцен, Николай Чернышевский, Николай Некрасов. С одними из них у писательницы были романы, с другими она сохраняла дружеские отношения. Например, Иван Тургенев просто обожал с нею чаевничать и вести светские беседы. Точно так и она обожала своего старшего друга... Не успевала Вилинская приехать в Париж, как сразу искала встречи с Тургеневым. Однажды Иван Сергеевич поселил Марию Александровну в пансионе Ваки на Рю де Шайо, где писательница работала над совместным с ним проектом Общества грамотности. Там отдыхали представительницы разных стран, и в записках писателя осталось впечатление от одного разговора с Марко Вовчок. "Какие прелестные, веселые девушки: и добрые, и умные, -- заметила Мария Александровна и поинтересовалась: "Отчего у нас таких почти не бывает?" Ответ писателя, кажется, актуален и сегодня: "...все наши барышни вырастают в невежестве и во лжи. Они либо покоряются окружающей их атмосфере -- и выходит плохо, либо возмущаются против нее -- и выходит тоже нехорошо".

"НЕДОСТАТКА В ЖЕНИХАХ У НЕЕ НЕ БЫЛО"

Этот эпизод дает понять, насколько доверительными были отношения юной Марии и зрелого Тургенева, который по-отечески опекал ее. Знал ли он о тайнах ее души? Трудно сказать, поскольку Мария была сдержанной, даже замкнутой. В письмах она не изливала чувств -- обсуждала проблемы, назначала свидания. Примечательно, как меняется тональность ее писем, адресованных украинским женщинам-крестьянкам, среди которых у нее были кумовья. С ними она предельно искренна: "Кума моя мила! Пишу, щоб ти знала, що мене ще вовк не з'їв, а жива і здорова, і гуляю по такому саду, що йому і края нема, і тече через його Рось -- все так, як я люблю..."

Мать Марко Вовчок писала своей взрослой дочери, находящейся в ореоле писательской славы, в день ее рождения: "Мать моя, эта святая женщина, разделила со мной все счастье -- сколько любви, забот и надежд встретили тебя при в появлении на свет Божий!.. Мать видела и предрекла в тебе красавицу -- мне казалось, что душа ангела светится в глазах твоих... Обе мы не обманулись..." Начало жизни будущей писательницы было наполнено трепетным чувством родителей. Но когда девочке было семь лет, умер отец -- отставной офицер, прекрасный человек, заронивший в душу ребенка любовь к Украине... В доме появился жестокий отчим, и дабы оградить дочку от нелицеприятных сцен, мать отправляет ее к богатым родственникам. Потом Маша училась в Харьковском пансионе, и одна из соучениц вспоминала "старшеклассницу с громадной русой косой и большими серыми глазами". "С самых молодых лет сестра тяготела к науке, -- вспоминает младший брат Дмитрий Вилинский. -- Она не имела ни малейшего пристрастия к модничанью, одевалась всегда просто, расчесывалась гладко или укладывала косы короной, и это осталось в ней на всю жизнь". Осталось немало и словесных, и фотографических портретов писательницы. Один из них написан сыном Богданом: "Высокая, статная, с прекрасной каштановою косой и еще более прекрасными серыми глазами необыкновенной глубины, она сразу выделилась в орловском обществе и, несмотря на то, что у нее не было никакого приданого, у нее не было недостатка в женихах".

Юность будущей писательницы проходила в интеллектуальной среде, которую создавала ее тетка Екатерина Мардовина, приглашая к себе на рауты весь орловский бомонд. Девушка мечтала в юности: "...Я хочу другой жизни, совсем другой... чтобы голова болела от мыслей, чтобы тело все ныло, как у настоящего работника, от настоящего труда... чтобы не сидеть калекою при дороге, не лежать камнем..." Ее зов услышали небеса -- в доме тетки однажды появился высокий брюнет с большими синими глазами и мягкими чертами лица, который много говорил о собирании фольклора, пел украинские народные песни. Маша привязалась к Афанасию Марковичу -- ученому-этнографу, приятелю Тараса Шевченко по Кирилло-Мефодиевскому товариществу. По сути, она была инициатором их брака -- Афанасий сомневался в том, что сможет дать счастье молодой красивой девушке, поскольку был беден, как церковная мышь, да еще и болен... Но Машей руководило веление судьбы: именно этот человек был для нее первым настоящим университетом. Он учил делать фольклорные записи, ввел в культуру украинского народа. Всего за восемь месяцев Марко Вовчок овладела украинской речью в тонкостях. Вскоре после венчания молодожены переехали в Украину. Жили сначала в Полтавской области, затем в Чернигове, Киеве, Немирове. Уже родился сын Богдан, когда Мария Александровна написала несколько коротких рассказов. Афанасий Васильевич был ошеломлен: его жена продемонстрировала незаурядный талант. Он отослал первые рассказы супруги своему знакомому -- Пантелеймону Кулишу, который готовился открыть в Петербурге типографию для печатания украинских книг. "Читаю и глазам своим не верю, -- воскликнул будущий издатель. -- У меня в руках чистое, непорочное, полное свежести художественное произведение!"

ПЕРВЫЙ РОМАН НА СТОРОНЕ

Со временем Марко Вовчок с мужем и сыном сняла квартиру в Петербурге. Писательница сразу окунулась в литературную среду. Здесь и состоялось очное знакомство Пантелеймона Кулиша и Марко Вовчок. Вскоре после него несдержанный Кулиш написал своей знакомой: "...Тепер Марко Вовчок коло мене. Він мені сизим голубом гуде і соловейком співає, він мене з великої туги визволяє. Він мене на світі задержує". О начавшемся романе узнала жена Пантелеймона Кулиша -- писательница Ганна Барвинок. До конца дней своих Ганна Барвинок с лютой ненавистью относилась к своей сопернице и в жизни, и в литературе. Об измене узнал и муж Марко Вовчок. Он реагировал иначе: не имевший жалованья, беспомощный в быту человек, он закрывал на все глаза. Как человек умный, он наверняка предполагал, что жена оказалась в зависимости от издателя. А Кулиш нескромно афишировал свои отношения с прелестной молоденькой писательницей: демонстративно ушел от жены, грозился покончить жизнь самоубийством...

Марии в ту пору симпатизировал не один только Кулиш. Рассказывают, Шевченко при виде Марко Вовчок оживал. И даже Тургенев, при всей своей роковой страсти к Полине Виардо, испытывал необычное чувство к украинской писательнице. Был влюблен в Марию и Михаил Костомаров. Но этот человек не оставил никаких признаний. Лишь Тургеневу было кое-что известно из глубинных сердечных тайн ученого, влюбленного в молодую писательницу. В одном из писем Тургенева речь шла о Костомарове: "Он жил Вами и для Вас. Вы теперь далеко -- жизнь пошла серая, плоская, мелкая, скучная...".

В Петербурге становилось невыносимо, как когда-то в провинции: тяготили сплетни, недоброжелательность недавних друзей. Скучал интеллект: хотелось новых впечатлений. Врачи рекомендовали Марко Вовчок поправить здоровье за границей. Как раз в это время должен был ехать в Париж и Тургенев. Он предложил сопроводить семью писательницы до Дрездена, чтобы там познакомить со своими приятелями. Цепочка знакомств приводит ее в дом русской эмигрантки Татьяны Пассек. Ее старший сын, юрист по образованию, изучал положение в западноевропейских тюрьмах. Александр Пассек стал большой любовью писательницы. Вступив с ним в связь, она уже не могла больше лукавить перед мужем. К тому же между супругами разверзлась целая пропасть непонимания. Ее жизнерадостный характер, жажда познания никак не сочетались с его угрюмостью и раздражительностью, постоянной меланхолией по поводу своих неудач. Боясь остаться в одиночестве, он стоически терпел очередной роман жены. Их браку оставалось совсем немного времени...

Марко Вовчок с головой ушла в роман с Пассеком. Они объездили Западную Европу, остановилась в окрестностях Парижа в селении Нейи, где сняли дом. Она вникает в его работу, всячески поддерживает любимого. Но случилась беда: Александр Пассек смертельно заболел и умер у нее на руках в конце 1866 года. Потянулись страшные месяцы, полные отчаяния. Писательницу мучали непрекращающиеся головные боли, бессонница. Мария практически не имела средств к существованию, а потому взывала о помощи. Она уже не могла оставаться во Франции, где все напоминало ей о большой любви.

...В конце февраля 1867 года в Петербурге ее встречал на вокзале Дмитрий Писарев, с которым скоро неожиданно для обоих возникнет роман (она знала Митю Писарева еще с детства, ведь он приходился ей троюродным братом). "...Люби меня, а уж я тебя так люблю, и еще так буду любить, что тебе, конечно, не будет холодно и тоскливо жить на свете. Милая, как мы можем с тобою весело работать и умно наслаждаться". Казалось, он был послан ей судьбой, чтобы не разорвалось сердце от пережитой трагедии. Вместе с Писаревым Марко Вовчок в прямом смысле слова работала за одним столом, получая массу светлых впечатлений от общения с этим талантливейшим человеком. Но опять случилась беда: на рижском взморье, куда возлюбленные уехали отдыхать, ее Митенька неожиданно утонул... Горе застало ее врасплох, она потеряла дар речи. Марию Александровну утешали друзья. Некрасов, в частности, обратился к ней со строками, ставшими хрестоматийными: "Не рыдай так безумно над ним, Хорошо умереть молодым!"

ПОЧЕМУ МАРКО ВОВЧОК ЗАВЕЩАЛА ПОХОРОНИТЬ ЕЕ РЯДОМ С ШЕВЧЕНКО?

...Жизнь продолжалась, раны начинали потихоньку заживать, благодаря круговерти творческой работы. Марко Вовчок сотрудничает с "Отечественными записками", занимается переводами, в основном французских авторов. В этот период она общалась с друзьями своего старшего сына, среди которых оказался Михаил Лобач-Жученко. Он привлек ее, уже стареющую женщину, своей безмерной преданностью и пылкой любовью. Целых тринадцать лет довелось прожить Марии Александровне с этим человеком, ставшим ее вторым законным мужем. Обстоятельства в Петербурге сложились неблагоприятным образом, ее заподозрили в плагиате русского перевода сказок Андерсена, приписывали и другие грехи, хотя на самом деле ее вина состояла лишь в том, что подопечная по невнимательности вместо слов "под редакцией Марко Вовчок" написала "перевод Марко Вовчок". Уставшая от дрязг писательница решает покинуть Петербург. Практически никому не оставляет своего нового адреса в Ставропольском крае. Марко Вовчок исчезает. Многие думают, что она за границей. Писательница ведет размеренное, полное тоски по живой жизни, существование. Провинциальную серость скрашивает Боречка -- внук, которого она усыновила и дала прекрасное образование. Муж ее служил чиновником. Однажды он получил направление в Киевскую губернию в село близ Богуслава. Вот тут-то и ожила Мария Александровна!..

В конце жизни Марко Вовчок с мужем поселяется на окраине Нальчика, славящегося своим великолепным климатом. У писательницы начались серьезные проблемы со здоровьем, и она надеялась, что горный воздух восстановит ее силы. Увы, запас жизненной энергии истощился. Чувствуя приближение смерти, Мария Александровна сказала мужу: "Если уж не суждено мне лежать рядом с Шевченко, то похорони меня под этой грушей". Имелось в виду дерево, растущее в их саду. Михаил Демьянович выполнил последнюю просьбу жены.
Что она означала? Марко Вовчок принято считать одним из фундаторов украинской литературы. Бесспорно, что идейно она была близка Тарасу Григорьевичу. Но стремление находиться в вечности рядом с кем-то, как правило, означает глубочайшую духовную связь. Шевченко называл ее своей "єдиною донею Марусею Маркович". А еще он собирал деньги в складчину на золотой браслет, который потом не раз выручал ее...

В мае 1859 года Марко Вовчок написала Шевченко из Дрездена: "Коли б то Ви та перебігли якось за границю! Тут би Ви й діла багато наробили, і одпочили б трохи..." Шевченко не мог покинуть родину. А менее чем через два года пришло известие о смерти поэта, которое она восприняла как величайшее горе: "Я ні об чім думати не можу. Боже мій! Нема Шевченка. Се я тоді навік з ним попрощалася -- чи думали ми, прощаючись... Ні об чім я більше не буду говорити сьогодні -- я хочу плакати". На ту пору ей было всего двадцать восемь лет. Впереди -- вся жизнь, богатая на встречи с уникальными мужчинами, на которые пылко отзывалась ее поэтическая душа. И вот все прошло... В возрасте 73 лет Марко Вовчок умерла в своей усадьбе вблизи Нальчика. Муж остался верен слову, данному почти тридцать лет назад: все эти годы он преданно относился к жене, был ей надежной опорой. Но она всю жизнь сомневалась, понимал ли он ее душу. И в минуты раздумий возникал образ Тараса, его стихи:

"Моя ти зоренько святая! Моя ти сило молодая!
Світи на мене і огрій, і оживи моє побите
Убоге серце, неукрите, голоднеє..."

Кто еще с такой гениальной нежностью обращался к ней на этом свете?