1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (1710) за 24.03.2004

ПОСМЕРТНЫЕ МАСКИ СНИМАЛИ С ОТРУБЛЕННЫХ ГОЛОВ МАРАТА, РОБЕСПЬЕРА

Год назад я впервые побывал на выставке посмертных масок выдающихся людей. Оказалось, до столичного Музея одной улицы на Андреевском спуске в Украине подобный показ никто не устраивал. Ныне экспозиция пополнилась мертвыми ликами гипсомастерских Берлина и Парижа, собраний США, Великобритании и Польши (выставка закроется в последний день весны), а также из личной коллекции Павла Глобы. Последний предстал перед журналистами не как астролог, а физиогномист.

СМЕРТЬ ОТКРЫВАЕТ ИСТИННОЕ ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА

Впервые знакомясь с лицами усопших политиков, писателей и композиторов, я чувствовал себя так, будто нахожусь в доме, из которого выносят покойника. Да и многие посетители выставки не знали, как себя вести. Вздыхали, мол, все там будем. Освоившись, пытался читать по гипсовым слепкам, что запечатлела костлявая на ликах. Булгаков -- насмешлив, Шевченко -- обижен, Маяковский и Высоцкий -- мужественны, Ленин -- страдание и сожаление о неоконченных делах, Дзержинский -- Железный Феликс не такой уж грозный. Но мои догадки в основном были ошибочны, ведь опирались на ложную теорию: дескать, то, что чувствует человек в последние минуты, и отражается на его лице.

-- Ничего подобного, -- возражает Павел Глоба. -- Пушкин страшно умирал. Но посмотрите на его маску -- не страдание, а возвышенная скорбь -- сущность поэта. Наследственные заболевания, антропологические черты, личностные особенности, склонности к порокам -- все отражается на посмертной маске. Она открывает истинное лицо, а вот живое -- это маска. Уходя отсюда, мы соприкасаемся с вечностью, где лгать нельзя.

На открытии выставки была презентована книга "Посмертная маска" -- первое в СНГ издание, посвященное необычному виду искусства. Ее авторы -- директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский и Павел Глоба. Работники музея "выкапывали" экспонаты из скульптурных мастерских, обращались к родственникам выдающихся людей, встречались с мастерами, снимавшими посмертные маски -- киевлянином Борисом Довганем и львовянином Петром Дзындрой.

К слову, в музее вывешены полсотни качественных копий посмертных масок (единственной женщины -- Софьи Крушельницкой). Характеристики по гипсовым слепкам часто расходятся со стереотипными представлениями о том или ином человеке. Скажем, Бетховен -- личность слабая, скрытная, с внутренними противоречиями. А при жизни он "лепил" образ сильного и волевого человека. Вальтер Скотт (лоб занимает поллица) был оптимистом. Посмертное изображение -- брюзгливая, уставшая физиономия.

Физиогномический комментарий Шевченко не был такой сильной личностью, как написано в биографии. Тарас Григорьевич пытался в нее играть. Мягкая линия носа и смазанные черты подбородка говорят, что он не мог выразить то, что имел в себе. На портретах поэт -- суровый и даже мрачный. А на маске отразилась беззащитность и неуверенность. Шевченко имел огромный творческий потенциал (о чем свидетельствует высокий лоб), но не мог его реализовать. Отсюда -- ощущение внутреннего трагизма.

ЛЕПИТЕ, ПОКА ТРУП ТЕПЛЫЙ

Когда не было фото, облик человека хранила посмертная маска. Портрет -- тоже, но, как писал Пушкин: "Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит". Как заверил Павел Глоба, маски снимались без эзотерической цели. Они -- не только дань уважения к великим, но и знак соприкосновения с ними.

Технология снятия масок простая. Так, Петр Дзындра советует делать это не позже чем через два-три часа после смерти -- тело еще теплое, и не деформировалась мышечная система. Вероятно, в этом нелегко убедить близких покойного, не успевших примириться с утратой. Дзындра поучает: "Как правило, посмертная маска снимается без присутствия родных умершего. Скульптор остается один на один с покойником, и начинается их последний немой "диалог". Сначала лицо смазывают вазелином, ноздри и уши затыкают ватой, чтобы туда не попал гипс. Вдоль лица -- от чела до подбородка -- прокладывают тонкий крепкий шпагат. Далее на лицо накладывают гипс. Когда он начинает застывать, форму шпагатом разрезают на две половинки. После полной увязки гипса обе половинки снимают с лица". Воссоединяют их уже в мастерской скульптора. Особое умение необходимо при работе с усатыми и бородатыми покойниками.

Снимать маски -- не кощунство, если относится к этому как к культурному наследию, а не некрофильству. Многие из представленных персонажей были верующими. К примеру, Чайковский писал духовную музыку, и его отпевали после смерти.

МАДАМ ТЮССО ИСКАЛА ГОЛОВУ ЛЮДОВИКА XVI НА КЛАДБИЩЕ

Маски присутствуют в традициях почти всех народов. Египтяне снимали их не только с фараонов, используя золото и драгоценные камни, но и с простых людей. Правда, материалом служили уже глина и дерево. Золотыми и нефритовыми изделиями покрывались лица умерших вельмож инков. Африканские пращуры передавали магическую силу потомкам через деревянные и глиняные маски. Древние греки для оттисков лиц использовали воск.

В средние века драгоценные маски вытесняются гипсовыми и восковыми, которые не опускаются в могилы, а хранятся в музеях, библиотеках и университетах. Их снимали не только с царствующих, но и с выдающихся личностей -- Паскаль, Данте, Шекспир (подлинность двух последних -- под сомнением). На основе посмертных изображений создавались мраморные бюсты, и печатались гравюры.

Большое собрание посмертных масок, послуживших материалом для восковых скульптур, было у мадам Тюссо. После Великой Французской революции Мари Грошольтц (настоящее имя мастерицы) заставили изваять маски казненных на гильотине Людовика XVI и Марии-Антуанетты, поскольку она работала при королевском дворе. Для этого Мари должна была сама найти среди окровавленных останков на кладбище головы монархов, что и сделала. Вскоре Грошольтц уже снимала посмертные маски с отсеченных голов революционеров, в частности, Марата и Робеспьера. Выйдя замуж за Франсуа Тюссо, она перебралась в Англию.

Французы продолжили дело мадам Тюссо, о чем свидетельствуют маски Беранже, Гюго, Верлена, Золя, Пиаф, а также эмигрантов -- политиков Петлюры и Махно, баса Шаляпина, балерины Павловой (снят слепок и с "божественной" ноги), Андрея Тарковского. В Англии увековечены смертные лики Кромвеля, Свифта, Ньютона. С Туманного Альбиона традиция попала в Америку. Почти со всех усопших американских президентов снимались слепки лиц и рук. Этой чести удостаивались представившиеся звезды Голливуда. Одна из самых скандальных масок снята со знаменитого гангстера 30-х годов минувшего века Джона Диллинджера.

Особое отношение к посмертным маскам было в Германии -- их снимали практически со всех великих деятелей. Мартин Лютер, Фридрих Великий, Шиллер, Гете, Лессинг, Гофман, Вагнер, Мендельсон, Гегель, Кант, Ницше... Традиция продолжилась при Гитлере. После Второй мировой в Германии сняли маски с Бертольта Брехта, Германа Гессе, Степана Бандеры. Потомки могут лицезреть маски и других известных европейцев -- Бетховена, Шуберта, Гауди, Сенкевича, Феллини.

Физиогномический комментарий Бандера вполне мог бы стать актером. По вдавленным вискам видна фанатичность. На лице -- одна пламенная страсть. Ямочка на подбородке говорит о жестокости (подобная была у маршала Жукова). Экстремал без сдерживающих начал. А так достаточно тонкие черты лица и интеллигентная внешность. Личность сложная и неоднозначная, судя по мочкам ушей, очень независимая.

ПОЧЕМУ ГОГОЛЬ НЕ СТАЛ МАНЬЯКОМ

В России искусство посмертного портрета появилось при Петре I. Снимались гипсовые лики с Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II. Со временем слепки лиц и рук августейших особ становятся обязательным ритуалом. Маска Петра Великого, наверное, самая крупная. А голова его противника Карла XII -- неимоверно мелкая. На правом виске причина смерти шведского короля -- рваная рана.

Физиогномический комментарий По многим чертам лица Петра I не скажешь, что он был сильной личностью. Человек порыва, достаточно податливый. Все время размышлял -- лоб выпуклый. Заметны пороки -- одутловатые щеки, низко нависшие брови. Читаются подозрительность и мнительность, как у Сталина. У Карла XII -- маленькое обиженное личико, хотя его рост приближался к 190 см. Он был инфантильным человеком. Карл отрывал головы у кошек, стрелял по воронам, всю жизнь развлекался. Он преодолевал комплексы, доказывая себе, что самый храбрый и решительный. На самом деле король был ребенком, играющим с огнем.

С середины XIX века гипсовые лики снимаются с выдающихся россиян -- Пушкин, Крылов, Тургенев, Достоевский, Репин, Чехов, Столыпин. Уникальна посмертная маска Гоголя, поскольку на самом деле она... прижизненная. Писатель, как известно, был погребен заживо. Скульптор Рамазанов вспоминал: "Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску".

Физиогномический комментарий Гоголь играл роль постоянного скептика, что видно по маленьким, широко расставленным глазам и длинному носу. Чувствуется противоречивость натуры: с одной стороны -- податливость чужому влиянию, сентиментальность и склонность к пессимизму, с другой -- жестокость. Челюсти и скулы говорят о злопамятности и обидчивости. Такие черты в сочетании с длинным носом -- признак склонности к извращению и греховным порокам. Если бы он не был глубоко верующим человеком, из него вышел бы маньяк и убийца.

МЫ СЛИШКОМ МАЛО ЗНАЕМ О ЛЕНИНЕ

В первой половине XX века искусство посмертной маски реформировал скульптор Сергей Меркуров (1881--1952), недолго учившийся в Киевском политехе. К слову, он двоюродный брат известного философа-мистика Георгия Гурджиева, да и сам Сергей Дмитриевич был членом одной из оккультных организаций. Возможно, это и пробудило в нем интерес к посмертным маскам, коих снял около сотни. Меркуров увековечил лики Льва Толстого, Ленина, Фрунзе, Дзержинского, Горького, Маяковского, Волошина, Булгакова, Вернадского.

Физиогномический комментарий Ленин -- человек с очень неплохими интеллектуальными возможностями. Линия носа и выраженные ноздри свидетельствуют о самоуверенности, а линии подбородка и скул -- о тщеславии и вспыльчивости. То, как он проявился, -- результат сознательного выбора и переделки личности. Жесткие черты лица говорят о нехватке эмоциональной открытости и сентиментальности. Выразительные губы с жесткими углами указывают на то, что любовь для него -- только секс. Но злодея в нем не видно, и по этим задаткам можно вылепить любой образ. Значит, мы очень мало о нем знаем?

После смерти Меркурова маски, снятые им, были переданы в Армению, где создан музей скульптора. Благодаря этому, они не погибли, и в основном сохраняются там, а также в запасниках Третьяковской галереи. Эстафету от Меркурова принял Матвей Манизер (1891--1966), снявший посмертные маски с Блока, Кирова, Мичурина, академика Павлова и Сталина. Иулиану Рукавишникову (1922--2000) достались Суслов, Брежнев, Андропов и Черненко.

-- Нет никакой разницы между масками политиков и актеров, -- считает Павел Глоба. -- Хороший политик -- хороший актер и режиссер спектаклей, которые он ставит, а многие люди их смотрят и верят.

ПОМОЖЕТ ЛИ МАСКА НАЙТИ УБИЙЦ ЕСЕНИНА?

Сняты маски с Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Зощенко, Юрия Олеши, Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Юрия Никулина, Булата Окуджавы. На выставке их нет, зато имеется маска Владимира Высоцкого -- единственного человека из представленных персонажей, с которым был лично знаком Павел Глоба. За год до смерти актера астролог делал ему гороскопы. Кстати, снятие посмертной маски с Высоцкого описала помогавшая скульптору Марина Влади в книге "Владимир, или Прерванный полет".

Физиогномический комментарий Высоцкий. Слишком большая нижняя часть лица, низкий лоб, толстый нос, широко расставленные глаза говорят о дальновидности, сочетании грубости натуры с тонкостью и чувствительностью. Опущенный подбородок -- игра в сильную личность при неумении удержать эту силу, свидетельствует о подверженности влиянию. Этот человек не мог расслабиться и постоянно был в жестком прессинге. Натура двойственная, к сентиментализму не склонная, покатый лоб указывает на импульсивный характер.

Многие маски послужили бы материалом для криминалистов. Например, по есенинской можно обличить его убийц. Как человек мог повеситься с проломленным черепом?

В Украине, за исключением западной ее части, традиция посмертных масок прижилась не сразу. В былые времена это делалось в единичных случаях. Скажем, маска-горельеф Михаила Старицкого, утраченная в годы ВОВ маска Николая Лысенко, сохранившийся слепок руки Владимира Короленко. При СССР были сняты застывшие лики Садовского, Заньковецкой, Саксаганского.

Похоже, описанное искусство в нашей стране вскоре придется накрыть погребальным саваном. "За последнее время не было снято ни одной посмертной маски -- ни с Лобановского, ни с академика Амосова, ни со Щербицкого, ни со Славы Стецько, -- пишет Дмитрий Шленский. -- Неужели мы в который раз вновь являем миру свою глупость и равнодушие?"