1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №246 (2188) за 29.10.2005

В ЗАТОНУВШЕМ "НОВОРОССИЙСКЕ", УМИРАЯ, МОРЯКИ ПЕЛИ "ВАРЯГА"

Сегодня исполняется 50 лет со дня гибели линкора "Новороссийск" в Севастопольской бухте. Посреди ночи в носовой части линкора прогремел взрыв, после чего корабль перевернулся и ушел под воду. Вместе с ним погибли 608 моряков, жизни сотен из них можно было спасти. Долгое время информация о катастрофе замалчивалась.

Случай свел меня с очевидцем событий Александром Петровичем Кривобоковым. В 1955 году он служил матросом срочной службы на крейсере "Михаил Кутузов", стоявшем в ночь трагедии в ста метрах от взорвавшегося "Новороссийска". Утром накануне взрыва все корабли за исключением линкора вернулись на главную базу с окончания общефлотских учений. "Новороссийск" же зашел в базу ближе к вечеру — он проходил испытания после ремонта и участия в учениях не принимал. Линкор встал рядом с "Михаилом Кутузовым" в Северной бухте, в окружении пяти крейсеров и других кораблей...

ДРУГ ПОГИБ ЗА НЕДЕЛЮ ДО КОНЦА СЛУЖБЫ

Когда прогремел взрыв, около половины второго ночи, вся команда крейсера "Михаила Кутузова", за исключением вахтенных, крепко спала.

— В этот вечер я был в увольнении на берегу вместе со своим товарищем, матросом Андреем Харичковым. Мы вернулись за пару часов до взрыва и легли спать. Он, как и я, не должен был входить в спасательную партию. Но поскольку дело было ночью, поступила команда собрать все фонари и обеспечить ими аварийную команду. Такой фонарь был у Андрея. Он принес его на ют, где формировалась аварийная партия. Тут его и включили в ее состав. Он отправился на взорвавшийся "Новороссийск". Когда линкор опрокинулся Андрей погиб, вместе с ним еще 27 моряков с нашего корабля, — вспоминает Александр Кривобоков. — Через неделю он должен был уйти в запас.

Аварийные партии "Новороссийска" и прибывающие к ним на подмогу моряки с других кораблей, пытались остановить воду, начавшую поступать через пробоину. На тела погибших при взрыве товарищей (в основном это были матросы молодого пополнения) старались не обращать внимания. Как будто их нет. На эмоции не оставалось времени, - нужно было действовать. Комфлота, а с ним 7 адмиралов и 28 старших офицеров прибыли на борт. К командиру флота подошел и.о. командира корабля с просьбой дать разрешение на эвакуацию личного состава, незанятого борьбой за плавучесть. Комфлота вначале согласился, но потом отменил свое решение. И пока в низах корабля шла борьба за выживание, личный состав, не принимавший в ней участия, был выстроен на верхней палубе (более полусотни человек). Команду эвакуировать моряков отдали всего за несколько минут до опрокидывания "Новороссийска". Спасти никого не успели: люди покатились по палубе, падая в воду. Громадный корпус корабля накрыл их сверху. Немногим удалось перебраться на днище корабля со стороны правого борта.

СКВОЗЬ КОРАБЕЛЬНОЕ ДНИЩЕ СЛЫШАЛСЯ СТУК И ПЕСНИ

Остаток ночи шлюпки и крейсера подбирали находящихся в воде людей и перевозили их на корабли, стоящие в бухте. Все топливо линкора оказалось в воде, так что спасенные моряки были не только мокрыми, но и полностью перепачканными в мазуте. Утром, когда рассвело, стало заметно днище линкора, выступающее над водой. Внутри корабля осталось много людей. Еще около 3 суток они были живы, благодаря образовавшимся в отсеках воздушным подушкам. Все эти дни из корабельного нутра доносился стук. Говорят, что слышали песни — умирая, моряки пели "Варяга". Сквозь прорезанное днище удалось спасти лишь несколько человек.

Тела моряков вылавливали из воды еще несколько дней. Часть погибших захоронили на Братском кладбище, часть — на кладбище Коммунаров. Александр Кривобоков попал в команду, участвовавшую в оцеплении во время похорон на Братском кладбище. "В огромную могилу, выкопанную бульдозером опускали десятки гробов с погибшими моряками. На крышках гробов рядовых матросов покоились бескозырки, на офицерских гробах — фуражки и кортики", — вспоминает ветеран.

А в понедельник 31 октября на крейсере "Михаил Кутузов", как обычно проводились политзанятия. Команду строго предупредили о том, чтобы увиденное и услышанное о взрыве на линкоре "Новороссийск" не вышло за пределы корабля.

ЗАГАДОЧНЫЙ ВЗРЫВ

Обстановка секретности и тень, брошенная на экипаж линкора следственной комиссией еще в 1955 году, на долгие годы определили предубеждение по отношению к ветеранам "Новороссийска", словно те были прямыми виновниками катастрофы. Вслух об этом не говорили, но с подчеркнутой неохотой решали вопросы бывших линкоровцев. Ведь причина взрыва до сих пор окончательно не установлена.

Существуют две основных версии. Первая, что корабль задел якорем одну из немецких донных мин, связка которых осталась еще со времен ВОВ. В последующие два года в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 таких мин, в том числе три — на расстоянии менее 50 м от места гибели линкора. Однако спустя 37 лет с момента взрыва, когда о трагедии в бухте стали говорить более открыто, у этой версии появилось серьезное опровержение. Во-первых, минные постановки в районе Севастополя выполнялись в 1942 году, соответственно к 1955 г. мины должны были выйти из строя из-за разрядки батарей. Во-вторых, с 1950 по 1953 гг. дно несколько раз обследовали водолазы. Им удалось обнаружить 24 мины. Все поднятые непосредственно с грунта оказались небоеспособными. В-третьих, обнаруженная при осмотре грунта на месте, где стоял "Новороссийск", воронка, свидетельства очевидцев и математические расчеты показали, что характер повреждений корпуса, скорее, похож на действия подводных диверсантов, чем на работу донной мины. Так что, согласно второй версии причиной гибели "Новороссийска" стал взрыв как минимум двух зарядов, одного подвешенного под днищем, другого со стороны правого борта, на некотором расстоянии от первого, но не на грунте. Ходили слухи и о торпеде, таранившей дно линкора.

Конечно, я не могла не уточнить у своего собеседника, что думает о причинах взрыва он. Александр Павлович рассказал: "Я с двумя товарищами поднялся на пост, находившийся в самой верхней точке нашего корабля, он был оснащен сильными оптическими приборами. Мы видели, как с места, где чуть раньше стоял "Михаил Кутузов", подняли мину и, уложив ее на песчаную подушку десантного судна, повезли в сторону открытого моря...". Что это за мина, до сих пор неясно.

Памятник погибшим "новороссийцам" — фигуру Скорбящего Матроса, отлитую из бронзы гребных винтов линкора — поставили лишь спустя 8 лет после трагедии. А вот таблички с именами погибших появились намного позже. Каждый год в годовщину гибели моряков к Матросу съезжались и сходились родственники, чтобы почтить память своих мужей, сыновей, братьев и отцов. В память они оставляли самодельные таблички с именами погибших. А на все обращения моряков предоставить им официальные списки погибших для установки памятных плит, чиновники отвечали лишь отговорками, мол, не положено. Только в 1990 году мраморные плиты с именами моряков наконец-то заняли положенное место.

Александр Павлович Кривобоков очень ждал выхода этого материала. К сожалению, он не дожил до публикации буквально неделю. 23 октября ветерана-кутузовца не стало. Автор статьи и редакция выражают соболезнования семье ушедшего.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
24 октября 1911 г.
В Генуе (Италия) заложен линкор "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), впоследствии переименованный в "Новороссийск".
2 апреля 1914 г.
"Юлий Цезарь" вступает в строй.
1936 — 1937 гг.
Корабль модернизирован. Как отмечают специалисты, его перегрузили (за счет усиления брони и добавления нескольких надстроек), что ухудшило плавучесть и непотопляемость.
Февраль 1949 г.
"Джулио Чезаре", отныне "Новороссийск", передан СССР по соглашению о разделе ВМФ Италии.


ЦИФРЫ
Линейный корабль "Новороссийск": водоизмещение — 25 000т, длина — 179,1 м, ширина — 28 м, осадка — 9,4 м.
Корпус корабля был пробит от днища до верхней палубы. Ниже ватерлинии образовалась пробоина в 150 квадратных метров. Носовая часть стремительно погружалась на дно.
Всего погибли 608 моряков, в том числе 58, посланных на помощь с крейсеров "Адмирал Нахимов", "Михаил Кутузов", "Молотов" и "Фрунзе".