Мастерица из Донецка превратила уголь в ювелирное украшение

10 Сентября 2013, 10:05

Ювелир разработала технологию работы с углем, ведь до нее ни один ювелир не использовал этот материал в украшениях

Бабочка. Кольцо из белого золота с алмазами и редким углем. Фото: tetyanakalyuzhna.com
Цветы и уголь — символ Донецка. Фото: tetyanakalyuzhna.com
Терриконы. Угольные запонки не только сувенир, но и украшение. Фото: tetyanakalyuzhna.com
В мастерской. Святая святых Татьяны Калюжной — ее кабинет. Фото: Д. Филенко
За работой. Ювелирное дело требует точности и сноровки. Фото: Д. Филенко
По-донбасски стильно. Фото: tetyanakalyuzhna.com

Ювелир из Донецка Татьяна Калюжная создает уникальные украшения с исконно донбасским колоритом. В своих работах мастер сочетает нетрадиционные материалы — драгоценные металлы и... уголь. О том, как рождается необычное украшение и какую роль в ювелирном искусстве играет фен для волос, Татьяна Калюжная рассказала "Сегодня".

Идея использовать уголь в ювелирном деле пришла к донецкой мастеру-геммологу на неделе высокой моды в Индии. "Я возила туда свои изделия как ювелир, еще без использования угля, — пояснила Калюжная. — Лучшей работой в то время было признано изделие ювелира, который взял челюсти крокодила, покрыл их черным золотом и вместо зубов вставил коронки с коньячными бриллиантами. И все сразу зааплодировали высокой моде. Тогда мне захотелось гордиться своим богатством, которое непосредственно касается моего родного региона".

А чем еще богат Донбасс, как не углем разных марок и свойств? Создание любого угольного украшения начинается с редких и необычных образцов угля, которые попадают к Калюжной самыми различными способами. "Мои друзья знают, что я люблю кристаллы, и они приносят мне очень редкие кусочки углей, например, с вкраплениями пирита или вулканической породы, — отметила ювелир. — Но я и сама очень часто по воскресеньям гуляю по терриконам. Дело в том, что у нас в регионе попадаются очень редкие камни. Так, например, под Комсомольском можно легко найти зеленую яшму".

После того как материал выбран, начинается кропотливый процесс его обработки. Калюжная сама разработала всю технологию работы с углем, ведь до нее ни один ювелир не использовал этот материал в украшениях. "Большие куски неприменимы для ювелирных украшений, а вот мелкая фракция размером в 2—3 миллиметра практически не отличается по красоте от черных алмазов. Чтобы получить мелкие кристаллы угля, мне пришлось создать специальное сито для промывки крупных камней и получения нужной фракции, — пояснила мастер. — Сито разрезает камни на мелкие кристаллы и отсеивает породу. Но даже после этого я кропотливо разделяю породу и уголь. Этот процесс можно сравнить с тем, как перебирают гречневую крупу, все делается вручную".

После того, как уголь разделен на мелкие кристаллы, его нужно несколько раз промыть в теплой воде и просушить. Для просушки Татьяна Калюжная использует обычный бытовой фен.
У угля есть свои особенности. "Я долго не могла научиться с ним работать, — жалуется ювелир. — Он крошится, и когда начинаешь работать, то долго разбираешься, как его резать. Но камень сам подсказывает, раскрошится ли он или отрежется так, как мне нужно. И если в ограненных камнях человек раскрывает всю красоту кристалла, то в случае с углем, он сам раскрывает себя после резки. Я высыпаю мелкую угольную крошку на лист бумаги, наношу клей и формирую мозаику будущего ювелирного изделия. Каждый камушек складывается в мозаику как бы по своей воле, и иной раз мне кажется, что камни диктуют тот орнамент, который у меня получится в конечном итоге".

Самой трудной технологической задачей, которую пришлось решить Татьяне Калюжной, стал состав клея, который бы связал уголь с драгоценным металлом. "Секрет крепления я искала полтора года. Уголь — достаточно хрупкая порода, и в обыкновенной ювелирной закрепке он очень трудно крепится. Мне нужно было найти такой состав, который бы не испортил уголь и присоединил его к металлу — титану или серебру, — рассказала ювелир. — В Берлине я нашла единомышленника, и он подсказал мне состав технологического клея. В ходе испытаний мы клеили уголь к пластинке серебра и пятитонной машиной пытались оторвать его. Уголь крошился, но не отклеивался. Тогда я поняла, что это то, что мне нужно".

Угольные украшения Татьяны Калюжной пользуются большим спросом как у самих дончан, так и у гостей шахтерской столицы. "Заказывают мои украшения в основном иностранцы — на подарки как сувенирную продукцию. Ведь это не магнит, который висит без пользы, а украшение, которое можно носить", — добавила ювелир.

А вот цены на донбасский колорит в драгоценных металлах не по карману обычному шахтеру. Так, например, запонки, выполненные в форме терриконов с инкрустацией из черных бриллиантов, обойдутся в 300 евро.

 

Вы сейчас просматриваете новость "Мастерица из Донецка превратила уголь в ювелирное украшение". Другие Новости Донецка смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Филенко Дмитрий

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования