укр
Віталій Квітка
"Гуд бай, Євро!"
Главная Новости в регионах Новости Харькова
31 Октября 2008, 13:11  Версия для печати  Отправить другу
×
Чудесное спасение Александра III в Борках http://www.segodnya.ua/img/article/1373/9_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1373/9_tn.jpg Харьков 120 лет назад, когда царская семья возвращалась из Крыма, недалеко от Харькова поезд сошел с рельс.

Чудесное спасение Александра III в Борках

120 лет назад, когда царская семья возвращалась из Крыма, недалеко от Харькова поезд сошел с рельс.

В конце октября 1888 года после летнего отдыха в Крыму царь Александр III с семьей возвращался в Петербург по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. В дождливый октябрьский день царская семья вместе с приближенными собралась на поздний завтрак в вагоне столовой. Направляясь к Харькову, поезд развил скорость почти до 70 километров в час. Недалеко от поселка Борки пассажирский состав качнуло, и он слетел с рельс в кювет. Вагон, в котором ехала царская семья, согнуло пополам и накрыло тяжелой крышей. Романовы остались живы, тогда как около 20 человек, которые были рядом в этом же вагоне, погибли.

Харьковчанин Алексей Иваницкий изучает историю крушения царского поезда больше 20 лет. Тяга к познанию этого факта у него неслучайна: родной дедушка Иваницкого в конце 19-го века был известным фотографом, ему доверили сделать репортаж с места крушения. Снимки Иваницкого тогда облетели весь мир, а сегодня являются главными иллюстрациями этой темы в учебниках и энциклопедиях. "Тогда по свежим следам русская православная церковь назвала все случившееся чудом, и я после многих лет изучения темы считаю так же. Если мы детально разберем, как все происходило, то поймем, что вагон-столовая был самым тяжелым и находился в центре состава. Когда вагон сплющило, император на своих плечах удерживал крышу, чтобы смогли выйти выжившие пассажиры. Конечно, это преувеличено, потому что многотонную крышу даже самый сильный богатырь удержать не смог бы. Но то, что крыша не упала на людей и не раздавила их, — просто невероятно... Если посмотреть на фотографию, видно, что огромный овальный стол и стулья вылетели далеко за пределы вагона, люди упали на насыпь, стены вагона сложились, крыша легла на них. Получилсь нечто наподобие укрытия, балгодаря которому и спаслись пассажиры. Александр III получил лишь травму, серебряный портсигар в кармане сплюснуло"…

Официант Лаутер (он стоял за спиной) погиб, под стол забилась собака Камчатка, ее постигла та же участь. А члены императорской фамилии сами помогали раненым выходить на улицу, помогали людям, а не отдыхали в сторонке. "Более того, когда все поутихло, Романовы не поехали в Харьков, а остались в поле с людьми. А когда вернулись в Лозовую, сели за стол с теми, кто выжил. Когда же железнодорожное полотно восстановили, они приехали в Харьков и обошли все больницы, справились о здоровье раненых".

Кстати, через пару лет в Петербурге была издана книга о последнем русском императоре, крушению царского поезда, в котором путешестовал будущий царь, отдали целую главу. Рядом были помещены фотографии крушения, подписанные Иваницким. "Но специалисты обратили внимание, что на фотографиях военнослужащие в белых гимнастерках, а стоит вспомнить, что крушение произошло в пасмурный дождливый день, и на фотографиях Иваницкого и Федецкого все солдаты — в шинелях. Оказалось, питерские историки напутали с фотографиями. Ровно через год после крушения царского поезда на том же месте было крушение поезда пассажирского.

ДОРОГУ СТРОИЛИ СПЕШНО ЗА ГОД
Уже через несколько дней после аварии русский телеграф раструбил о событии на весь мир, свечи за здравие царской семьи ставили во всех православных храмах планеты, а по России прокатилась волна благодеяний. В Петербурге же начался судебный процесс, следователи выясняли, кто виноват в крушении. "Я читал газеты того времени, где подробно все описано. Известный юрист Кони вел спецкомиссию. Сначала считали, что это был теракт — до этого на Александра покушались несколько раз. А когда начали разбираться, то поняли, что это не что иное, как разгильдяйство и казнокрадство. Дорога была построена всего за один год — рекордные по тем временам сроки, это делалось так себе, спустя рукава. И когда после крушения один из офицеров свиты принес императору кусок гнилой шпалы, Александр не обратил внимания на это, но в деле вещдок сыграл важную роль".

Алексей Александрович показывает несколько снимков, сделанных дедом с места событий. Они не всегда были в семье, в конце восьмидесятых он получил их в подарок от музея. "Дедушку вызвали из Харькова на следующий день, и он сделал массу снимков. Как я выяснил позже, читая в архивах подшивки газет тех лет, сделанные фотографии дедушка не имел права тиражировать и продавать, он все снимки отправил в госучреждения Петербурга, в канцелярию его величества. Знаю точно, что дед никаких денег не получал, но был задарен подарками. Например, в одной из газет тогда напечатали: "Иваницкий получил драгоценный золотой перстень с великолепным сапфиром, окруженным крупными бриллиантами", во втором сообщении написали, что это уже не первая награда с царского плеча. Возможно, имелось в виду, что деду за ту фотосессию пожаловали земли под Харьковом, до сих пор там сохранилась его дача — это в Гайдарах, в районе биостанции. Что интересно, другой очень известный и уважаемый фотограф Федецкий тоже был на месте и тоже фотографировал. Он, как и дед, тоже получил подарки. Но вот как-то сложились обстоятельства, что о его работах мало известно. Не знаю, почему так произошло".

БАБУШКА: В ПОЕЗД БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ САДИЛАСЬ
Днем основания поселка, который сегодня называется Первомайский, может считаться день аварии царского поезда. После чудесного спасения Александр III повелел выстроить на месте происшествия храмовый комплекс. Чтобы работы продвигались быстрее, сюда переселились несколько десятков семей селян, основали поселок, которому дали имя "Спасов Скит". Один из местных чиновников, губернский секретарь, пожертвовал свои земли под строительство храма. Храм Христа Спасителя возводили по аналогии с Московским одноименным храмом в честь победы России над Наполеоном, размерами он не уступал. "О его величии можно судить по одному воспоминанию старожилов — когда была солнечная погода, сияние купола люди видели даже на Холодной Горе, за 50 километров отсюда", — говорит Мотроновська. Первой заложили часовню — на том месте, где царская семья вышла из-под завалов, новая, восстановленная после войны часовня стоит там же. Само же село от императорской семьи получало привилегии и разрасталось. После прихода большевиков все изменилось: село переименовали в Шеметив, так звали одного из первых жителей, потом вынесли иконы, закрыли храм, устроили в нем склад для ядохимикатов, вскоре поселили обездоленных детей. Второй раз переименовали село уже в тридцатых годах — на Первомайское. "Почему, неизвестно, — разводит плечами Зинаида Николаевна. — Тогда в области сел с такими названиями было около 30, даже неподалеку было одноименное. Многие люди, ехавшие в наши края впервые, не доезжали до своего Первомайского, выходили у нас, постоянно путаница была".

В один из дней загорелся храм. Полностью был уничтожен знаменитый золотой купол. А в конце войны его окончательно взорвали, в руинах осталась часовня. Последние уцелевшие мозаики с нее снял основатель музея Красюк. Две фрески в музее долго не выставлялись, их прятали в школьном подвале, и только во времена перестройки, но уже после смерти Красюка, они вошли в экспозицию музея.

Сегодня в чистом и тихом парке возле часовни (ее восстановили в 2003 году) можно встретить туристов не только со всех уголков Украины, но и России, Европы, Америки. "Я пять лет смотрю за порядком на территории храмового комплекса и могу сказать, что интерес у людей с каждым годом все больше, — сообщил дежурный охранник Виктор Солдатенко, — много паломников, много туристов. Однажды привезли сюда пожилую женщину. Она долго стояла и смотрела на храм, на уходящие поезда. А в стороне стоял мужчина, он тоже молчал. Женщина на прощание пожертвовала храму какие-то ценности, позднее выяснилось, что она — потомок погибших здесь. В поезде ехали ее дедушка и бабушка. Дед погиб, а бабушка прожила долгую жизнь, но в поезда больше никогда не садилась".

ОТ ЦАРИЦЫ: БЛЮДО
Всем, кто спасал царскую семью и придворных из-под обломков поезда, императрица позже раздала подарки. Кому-то фарфоровую посуду, кому-то — деньги. Зинаида Матроновська гордится овальным фарфоровым блюдом, которое сегодня хранится в музее. "Бабушке она подарила два блюда: одно большое, вот это, второе меньше и несколько тарелок. Бабушка всегда с пиитетом рассказывала о том, что это память о "царыце" и берегла его всю жизнь. Когда началась война, она собрала всю посуду, перемотала соломой, положила в просмоленный мешок и закопала в саду. Когда село освобождали, хата сгорела, ничего не осталось, а посуда в земле уцелела". Кроме блюда, в музее хранятся другие подарки с царского плеча, в том числе царская банкнота номиналом сто рублей. Ее Величество одарила деньгой местного мальчишку, а тот не посмел потратить подарок императрицы и берег всю жизнь. В народном музее, организованном сорок лет назад при местной школе краеведом и учителем истории Яковом Красюком, событию 1888 года посвящена целая стена. Зинаида Матроновська знает историю каждого экспоната. В центре — огромная, метр на метр, мозаика, с которой на посетителей смотрит Владимир Святославович. "Эта икона украшала северный фасад часовни, в советское время ее сильно подпортили. Местные жители выковыривали кусочки мозаики на память после войны, из-за чего едва не уничтожили полотно". Что интересно, лицо святого осталось невредимым, ни одна мозаика не была тронута, скорее всего, никто просто не отважился тронуть лик. Несколько реликвий удалось добыть для музеев и местному краеведу Александру Комову. Один из ценнейших раритетов — памятная медаль, которую отлили всем, кто остался в живых после крушения. Удалось собрать много фотографий, связанных с крушением, а также почтовых открыток тех времен.

ОТ ИМПЕРАТОРА: ПО МЕДАЛИ
Во всех учебниках истории сегодня это событие называется "Чудесное спасения Царской семьи у станции Борки". Хотя на самом деле крушение поезда произошло чуть дальше от этого населенного пункта. Сегодня здесь поселок Первомайский. Коренные жители поселка пересказывают воспоминания дедов и прадедов о том, как император и императрица помогали пострадавшим. "Мой дед вспоминал, что в 1888 году на этом месте был пустырь, до ближайшего населенного пункта — села Соколово — минут 20 ходьбы, но когда случилась трагедия, все слышно было на несколько километров вокруг. А собаки в селах выли потом еще два дня, говорит местная жительница Валентина Григорьевна. "Моей прабабушке тогда было 10 лет, крушение случилось у нее на глазах, — говорит заведующая народным музеем в Борках Зинаида Мотроновська. — Но детская память не смогла зафиксировать много подробностей, бабушка помнила главное. Она пасла коров на лугу возле железной дороги. Когда где-то вдалеке послышался шум приближающегося паровоза, а вскоре показался и сам поезд, животные всполошились, а пастухи притихли и наблюдали, как пыхтит машина. Что-то загрохотало, в одну секунду поднялся страшный шум, смешались звуки ломающегося железа, крики и стоны людей... На место начали сбегаться люди из соседних сел, стали помогать пострадавшим, и моя бабушка тоже".

Роман Одарюк


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Тэги: Харьков
Вы сейчас просматриваете новость "Чудесное спасение Александра III в Борках". Другие Новости Харькова смотрите в блоке "Последние новости"

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка: