Харьковская техника "воюет" в Ливии, Иране, Египте и США

30 Марта 2011, 05:55

Если сделка с Таиландоим не сорвется, контракт на 200 машин по миллиону долларов станет крупнейшим за 15 лет

Украинские АН-140 летают в Иране. Фото go2load.net
Украинские АН-140 летают в Иране. Фото go2load.net

Харьковская оборонка вновь начнет завоевывать восточный рынок. Впервые за последние 10 лет завод им. Малышева получил крупный заказ: командование сухопутных войск Таиланда планирует купить 200 боевых танков "Оплот", которые разработали в КБ им. Морозова, производством займутся на "братском" заводе им. Малышева.

Как сообщает тайское издание Bangkok Post, новые украинские танки должны заменить на вооружении уже устаревшие американские бронемашины M41A3. При выборе нового танка для 200-тысячной армии королевства (население чуть больше чем в Украине — 67 млн человек) командование выбирало из четырех машин, но "Оплоту" удалось обойти своих иностранных коллег, оставив позади немецкий Leopard 2A4, российский Т-90 и южнокорейский K1. Почему военные азиатского королевства выбрали именно харьковскую бронемашину, доподлинно неизвестно, но наши источники говорят, что немецкую машину отмели из-за дороговизны ("Леопарды", которые состоят на вооружении армий в Португалии, Турции, Сингапуре, Австрии и Германии обошлись в $2 миллиона каждый. — Авт.).

Однако, по информации тайских журналистов, не все так гладко в грядущей сделке: решение командования не разделяют обычные служивые, которых не устраивают параметры нашего супертанка. Как пишет Bangkok Post со ссылкой на анонимного военнослужащего, в "Оплоте" установлен автомат заряжания, который требует полной остановки машины для перезарядки орудия после того, как закончился боекомплект, что в условиях боя делает машину уязвимой. Тайцы называют ручное заряжание гораздо удобнее и лучше автоматического и говорят, что предпочли бы повоевать на корейских машинах. Но контракт уже подписан, и как только малышевцы соберут первые 10 "Оплотов" для своей армии, примутся вооружать тайцев. Известна уже и цена вопроса: за 200 боевых машин харьковчанам заплатят $231,1 миллиона долларов, а значит, за один "Оплот" отдадут чуть больше миллиона условных единиц.

Уже известно, что харьковские танки будут поставлены на вооружение 4-го бронетанкового батальона в Бангкоке, 8-го бронетанкового батальона в Накхон Ратчасима, 9-го бронетанкового батальона в Пхитсанулок и 16-го бронетанкового батальона в Накхон Си Тхаммарат. В Харькове о мегазаказе не говорят — очевидно, боясь сглазить крупную рыбку. Ведь со времен пакистанского контракта на поставку 320 "Альхалидов" харьковской оборонке не удавалось заманить к себе ни единого крупного заказчика (см. инфографику). В конце 90-х танкостроители показывали свои разработки на различных выставках в Турции, Греции и Малайзии, но все контракты на производство и поставку срывались. С тех пор все контракты особо не афишировались. Не хочет забегать вперед и руководитель КБ Морозова Михаил Борисюк, отец "Оплота". "Пока говорить о чем-то рано, нужно время", — сказал генерал Борисюк.

Прежде чем взяться за тайский контракт, до конца года малышевцы должны отдать Украине 10 "Оплотов", которые 24 августа пойдут по Крещатику, и сделать двигатели для 270 БТР-4 по иракскому контракту (80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно- эвакуационных).

Ливия в отказе

Из-за революций в африканских республиках харьковские авиастроители потеряли потенциальных заказчиков и рынок сбыта самолетов. В этом году со стапелей ХАЗа должны были сойти два Ан-74 для санавиации Каддафи, но из-за санкций, которые страны НАТО ввели против политики ливийского лидера, Муаммар не выходит на переговоры с авиастроителями. Сейчас ХАЗовцы вместе с чиновниками ищут, кому продать ливийские крылья.

"Харьковчанка" покорила полюс недоступности

Самая главная невоенная разработка харьковских конструкторов 40 лет бороздила заснеженные просторы Антарктики. Еще в 1959-м танкостроители из ХКБМ получили спецзаказ на морозоустойчивую машину, потому что на убийственном холоде даже сталь от мороза становится хрупкой, как стекло. "Харьковчанок" окрестили "антарктическими танками", отчасти потому, что основные технические решения и агрегаты были заимствованы у артиллерийского тягача АТ-Т и танка Т-54, долго считавшихся лучшими в мире. Дизель с механическим нагнетателем развивал мощность почти в 1 тыс. л. с. на высоте 3 тыс. м. В гигантских баках плескалось 2,5 тонны солярки. Вместе с грузом снегоход весил 35 т, мог тащить 60—70-тонный прицеп на стальных санях со скоростью от 8 до 25 км/ч. Машина могла легко преодолевать рыхлый сыпучий снег, взбираться на 30-градусный подъем и даже плавать. Кроме похода на Южный полюс на "Харьковчанках" совершали трансконтинентальные походы в глубь материка. В 1967 г. машины покорили Полюс относительной недоступности, где до сих пор не была другая техника.

Вы сейчас просматриваете новость "Харьковская техника "воюет" в Ливии, Иране, Египте и США ". Другие Новости Харькова смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Полишко Лина

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования