В нынешней избирательной гонке кандидаты в депутаты активно осваивают новый агитационный инструмент, ставший привычным у западных политиков. Мажоритарщики включились в борьбу за избирателей в соцсетях: добавляют в друзья всех желающих, выкладывают фото, ведут переписку и просто добавляют на свои странички понравившиеся видео и игры. За такую деятельность политиков никто не накажет — хотя сроки предвыборной кампании строго регламентируются законом, на соцсети это не распространяется. "Сегодня" выясняла, кто из них больше других активничает в сети и как пытается заполучить дополнительные бонусы на выборах.
Некоторое расслоение в виртуальных сетях, в первую очередь, связано с возрастом кандидатов. Те, кому за полтинник, предпочитают тусоваться на "Одноклассниках", а кандидаты помоложе присутствуют "ВКонтакте". Однако и те и другие "висят" в "Фейсбуке". Чаще всего заводят свою страничку "городские" — те, кто идет в Раду от четырех одесских округов. Аккаунты кандидатов от глубинки встречаются на интернет-просторах в разы реже. Это, в основном, коммунисты (почти у каждого есть страничка в соцсетях), а также кое-кто из регионалов. Самый "живенький" из последних — депутат облсовета Александр Пресман, который баллотируется по 139-му округу. Он заглядывает на свою страничку в "Одноклассниках" раз в неделю — чтобы добавить десяток-другой друзей и выложить фото, где позирует со спортсменами, которых, если верить рекламе на билбордах, он неустанно опекает. Просматривая снимки, мы узнаем, что Пресман любит шахматы и помогает футболистам.
Больше всего зарегистрированных в сетях политиков — в рядах ПР, но не все они используют электронные порталы для агитработы. Например, страница "ВКонтакте" главы фракции ПР в горсовете Геннадия Труханова девственно чиста, а на "Фейсбуке", кроме серии фотоснимков с Афона, нет почти ничего существенного. Только для личного общения использует свой аккаунт на "Одноклассниках" нардеп Сергей Кивалов. В числе его немногочисленных друзей — экс-генпрокурор Святослав Пискун, а в фотоальбоме — снимки Кивалова 25-летней давности в военной форме и более свежие — с супругой Натальей. Хотя политик зарегистрировался на портале еще 2,5 года назад, но посещает его нечасто. Его не было там уже год.
Коммунисты заводят свои странички сразу в нескольких соцсетях и активно используют их как информационный плацдарм. К примеру, секретарь горкома по работе с молодежью Петр Кысса, которого выдвинули кандидатом в Малиновском районе, подробно рассказывает в "Одноклассниках" о предстоящих партийных мероприятиях. Среди его 250 фото — альбомы под названиями "Он был коммунистом" и "Ленинский субботник". Активнее коммунистов только оппозиционеры. В "Фейсбуке" Александра Остапенко появляется почти каждый день: добавляет друзей пачками и отмечает понравившиеся видеоролики и статьи. Из последних одобренных заметок — "Великие дела нужно совершать, а не обдумывать их бесконечно". А кандидат от УДАРа Сергей Дубенко, составляющий конкуренцию Сергею Гриневецкому в Малиновском районе Одессы, практически живет в соцсетях. У него почти 5 тысяч друзей в "Фейсбуке". В среднем его пост набирает около 15 комментариев пользователей, и на каждый Дубенко отвечает. Но, пожалуй, самый образцовый пользователь — зампреда облсовета Алексей Гончаренко. "ВКонтакте" у Алексея снимки, где он в деловом костюме, в расстегнутой рубахе и даже в плавках — так сказать, на любые электоральные категории. В личном аккаунте на "Фейсбуке" среди друзей Гончаренко попадаются местные артисты и бизнесмены, но, в основном, простые смертные, которые закидывают чиновника просьбами о помощи, отмечают на фото и даже дают советы по проведению избирательной кампании: "Страничкой надо заниматься, чистить от спама, заполнять новостями".
"Для выборов-2012 соцсети — экзотика"
Между тем уверяет глава областного отделения Комитета избирателей Украины Анатолий Бойко, политики хоть и активничают в соцсетях, но это не будет иметь решающего значения на осенних выборах: "Для этой избирательной компании использование соцсетей — это экзотика. Во-первых, сами кандидаты в полной мере не представляют себе, как использовать этот ресурс. А во-вторых, надо учитывать, что аудитория соцсетей — это в основном молодежь, а они плохо ходят на выборы. Я уверен, что это направление получит большое развитие в будущем, но на этих выборах не будет решающим".