Кто будет управлять украинской "трубой": планы и проекты

Энергетические правила Евросоюза требуют, чтобы Украина отделила ГТС от "Нафтогаза", но пока нет единого мнения о том, как будет выглядеть новая форма управления газотранспортной системой страны

В Украине остро стоит вопрос будущего украинской газотранспортной системы (ГТС) – в 2019 году истекает контракт с "Газпромом", который уже сейчас через суд пытается разорвать российская компания, и в том же году в РФ рассчитывают завершить строительство газопровода "Северный поток – 2" в обход Украины, что может привести к многомиллиардным потерям украинской экономики.

Украина, в свою очередь, активно интегрируется в европейскую энергетическую систему и нацелена на реформу "Нафтогаза" – в частности, на анбандлинг, то есть отделение сектора газотранспорта от структуры компании. Речь также идет о привлечении иностранных операторов для управлении украинской "трубой". Как собираются изменить управление украинской ГТС и что для этого уже сделала Украина – вспоминал сайт "Сегодня".

Реклама

Что такое анбандлинг

На данный момент "Нафтогаз Украины" является монополистом по транзиту и хранению природного газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории страны.

При этом для того, чтобы выполнить взятые на себя обязательства по Третьему энергетическому пакету Европейского Энергосообщества, в Украине собираются провести анбандлинг -  отделение от "Нафтогаза" деятельности по транспортировке природного газа.

Для этого в ноябре 2016 года в Украине был формально создан независимый оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины – ПАО "Магистральные газопроводы Украины". К 2018 году Кабмин завершил процесс регистрации "Магистральных газопроводов Украины", а также назначил наблюдательный совет нового независимого оператора ГТС. Акции МГУ уже зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам. Также был утвержден план корпоративного управления этой компании и решен вопрос ее финансирования.

Реклама

Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик ранее подчеркивал, что без завершения реформы "Нафтогаза", в том числе анбандлинга, свободного рынка газа в Украине не будет.

Вместе с тем, Энергетическое сообщество, Еврокомиссия и Всемирный банк высказались против временной передачи ПАО "Магистральные газопроводы Украины" в управление НАК "Нафтогаз Украины".

Международные институции предложили на переходный период – до конца 2019 года, пока действует контракт на транзит газа между "Нафтогазом" и российским "Газпромом", – сформировать наблюдательные советы МГУ и "Укртрансгаза" в составе одних и тех же лиц, а также обеспечить финансовую независимость этих набсоветов. Как известно, "Укртрансгаз" является оператором газотранспортной системы Украины и полностью принадлежит "Нафтогазу".

Реклама

Помимо этого, по мнению международных организаций, в рамках подготовки к анбандлингу необходимо обеспечить большую самостоятельность деятельности по транспортировке газа в составе "Укртрансгаза". Кроме того, "Нафтогаз" по решению своего наблюдательного совета привлек PricewaterhouseCoopers (PWC) для ускорения отделения оператора ГТС.

Внешнее управление ГТС

Украина еще в 2014 году приняла закон № 4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины", предусматривающий возможность совместного управления ГТС с западными инвесторами. Как сообщал в феврале 2018 года вице-премьер-министр Владимир Кистион, семь европейских компаний заинтересованы в совместном управлении украинской газотранспортной системой.

"Есть семь заинтересованных партнеров, двое из которых представляют известные в Европе газовые консорциумы. Свой интерес войти в совместное управление национальной ГТС выразили Бельгия, Франция, Голландия, Польша, Словакия, Испания, Италия, Румыния, Греция и Германия", – рассказал тогда Кистион.

В законе указано, что и собственность, и контроль над ГТС остаются полностью за украинским государством. Также в законе прописано, что приватизация "трубы" невозможна. Согласно принятому закону, планируется создать две компании, обслуживающие ПХГ и ГТС, при участии американских и европейских партнеров.

Закон предусматривает снятие ограничения на передачу в аренду или концессию магистральных газопроводов и ПХГ на платной основе и без права отчуждения – для того, чтобы инвестор мог осуществлять функции оператора ГТС и газохранилищ.

Вместе с тем, в качестве процедуры отбора инвестора предполагается конкурс. Побороться может предприятие, учредителем и владельцем которого может выступить только:

  • государство
  • государственное предприятие (владение не менее 51% корпоративных прав)
  • юридическое лицо (юридические лица), которое принадлежит и контролируется резидентами стран Европейского Союза, США или Европейского Энергетического сообщества, а также является оператором системы транспортировки газа или членом Европейской сети операторов системы транспортировки газа.

При этом при проведении конкурса компания-резидент ЕС или США обязана будет раскрыть всю свою финансовую структуру и всех своих собственников. Более того, если компания выиграла конкурс, она сможет принять решение об изменении своей структуры собственности только с согласия украинской стороны. Такие меры предусмотрены в законе для того, чтобы исключить попадание контроля над ГТС Украины к стране-агрессору.

А в июле 2018 года в "Нафтогазе" уточнили, что новый оператор газотранспортной системы Украины должен будет решить вопрос с поиском финансирования для закупки почти 4,7 млрд куб. м буферного газа у НАК. Этот газ на данный момент бесплатно используются "Укртрансгазом" для обеспечения нормативного уровня буферного газа.

Отметим, на трехсторонних переговорах по транзиту газа, которые прошли 17 июля в Берлине между Россией, Украиной и ЕС, глава российского Минэнерго Александр Новак не исключил, что РФ может рассмотреть вариант участия в управлении украинской ГТС. Однако описанные выше нормы принятого украинского закона не позволят Кремлю вмешаться в работу украинской "трубы" – ни прямо, ни через третьи лица.

При этом на той же встрече вице-президент Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович выразил надежду на то, что украинская газотранспортная система к моменту заключения нового контракта с РФ на транзит после 2019 года уже сменит управление согласно нормам Третьего Энергопакета.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,49
54,04
50,53
27,58
56,01
53,54
53,01
25,48
57,86
56,57
54,60
26,44
58,29
56,79
55,59
27,29
58,50
56,50
52,90
27,38
61,88
58,99
56,99
27,96
61,99
59,99
56,49
27,97
61,99
59,99
56,49
27,98
62,99
61,99
59,99
28,48
-
52,97
50,71
25,91
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

60754.45

Dogecoin (DOGE)

0.14

Ethereum (ETH)

2905.25

Litecoin (LTC)

80.23

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять