Крафтовые стили – новая грань пивной культуры

Актуально

29 Июня 2015, 09:00

Крафтовые стили – новая грань пивной культуры

Население Земли растет очень быстрыми темпами. И каждого нового землянина нужно обеспечить как пищей духовной – в виде культуры, знаний, обычаев и т.д., так и вполне материальным "хлебом насущным" – едой и питьем. Поэтому нет ничего удивительного  в том, что продукты питания начинают выпускать  в колоссальных объемах. Это нередко приводит к упрощению производства, отказу от каких-то второстепенных нюансов в пользу эффективности. В духовной сфере ситуация похожая. Даже термин существует – "массовая культура".

Тенденция к глобализации многим не нравится, в обществе постоянно звучит критика такого развития событий. С одной стороны, внедрение общих международных стандартов приводит к повышению требований и улучшению качества, с другой – возникает риск потери индивидуальности.

Вполне очевидно, что как пивоварение, так и саму манеру потребления пива эти глобальные процессы никак миновать не могли. Давайте попробуем без неоправданной критики или чрезмерного восхваления разобраться в том, что происходит в мире столь любимого многими хмельного напитка.

ВЫНУЖДЕННАЯ УНИФИКАЦИЯ

Сначала выясним, как в пивоварении проявляется пресловутая глобализация. В какой-то момент крупные пивные концерны уловили, какой из придуманных человечеством за века многочисленных стилей этого напитка лучше всего подходит для промышленного производства, может в самом общем виде удовлетворить вкусы огромного количества разношерстных потребителей и при этом остаться наименее затратным с точки зрения его стоимости. 

Такой палочкой-выручалочкой оказался евролагер, или, говоря нашим языком, привычное нам "светлое" или "премиум". Сразу же заметим – ни в одной серьезной классификации пивного стиля с таким названием читатель не найдет. Если говорить очень узко, с точки зрения дегустатора, то это пиво представляет собой нечто среднее между американским легким лагером и "мюнхенским светлым" с солодово-зерновым ароматом, слабым хмельным запахом, солодовым вкусом и послевкусием, без сладости и без выраженного аромата хмеля. Именно такой напиток стал основной составляющей могучего потока массового бюджетного пива, заполонившего прилавки. Действительно ли это фастфуд от пивоварения, как утверждают многие пивные эксперты, или же оно имеет право на существование?

Давайте не слушать критиканов, а разберемся сами. Проведем аналогию с музыкой. Уважаемые читатели, насколько часто вы настраивали приемник на волну какой-нибудь FM-станции, чтобы послушать парочку творений Паганини? Или смотрели оперу любого из украинских или зарубежных композиторов? Думается, большинство из вас затруднится ответить. Просто в повседневной жизни мы слушаем что-нибудь попроще. И это нормально. Сложная музыка требует особого подхода и обстановки для ее восприятия. С пивом ситуация абсолютно аналогичная. Если просто хочется в летний вечер "хлебнуть пивка", можно обойтись без эстетских ухищрений пивовара. В этой ситуации главное, чтобы напиток употреблялся легко, имел чистый вкус, универсально подходил разным людям, и качественно сваренный евролагер идеально подходит для такой ситуации. Как говорится – недорого и сердито.

Именно такую нишу и заняли на рынке крупные пивоваренные компании, производящие профессионально сваренное, но экономически оптимизированное пиво, без ярких вкусовых нюансов, которые могут каким-то образом насторожить потребителя. Если нужно утолить жажду в зной или поставить на стол легкий алкогольный напиток, позволяющий запивать еду, евролагер идеально подходит для таких целей.

ПОИСК ОРИГИНАЛЬНОСТИ

А теперь представим иную ситуацию: человек сыт, не мучится жаждой и намерен получить удовольствие от неспешного смакования содержимого своего бокала. Он хотел бы попробовать что-нибудь новое, необычное. Здесь "гамбургер от мира пива" уже не подойдет. Потребитель начинает искать нечто более изощренное. Ответом на такие запросы стал рост популярности так называемого крафтового пива – продукции независимых пивоварен, делающих ставку на неординарность своей продукции и широкий ассортимент.  Согласитесь, что оно тоже попадает в общечеловеческую тенденцию, выраженную в моде на вещи ручной работы, массовом увлечении кулинарией и т.д.

railtrail_site

Давайте разберемся, что понимается под понятием крафтового пива. Если принять во внимание, что слово craft с английского переводится, как "ремесленный" или "цеховой", то перевод "в лоб" звучит малоэстетично. Наверное, самым близким по смыслу было бы "авторское пиво", но уже прижилось "крафтовое", пусть так и остается. На сегодняшний день сложилось два подхода к определению крафтового пива: американский и европейский. Поскольку мода пришла к нам из-за океана, с Америки и начнем.

Там подошли к вопросу серьезно и предложили несколько внятных критериев. Чтобы пиво называлось крафтовым, его производство должно быть ограниченным – максимум 700 млн л в год (для сравнения – мощность большинства европейских крафтовых пивоварен не превышает 1,5 млн литров в год). Американцы хорошо оговорили также нюансы собственности – три четверти капитала пивоварни должно принадлежать ей самой. Казалось бы, какое нам, конечным потребителям, дело до того, кто хозяин пивоварни? Оказывается, что если это условие нарушается, велик риск того, что инвесторы станут навязывать свою волю, ведь для них главное – получить прибыль и "отбить" свои деньги, а никак не творческие порывы пивовара. Наконец, технологический процесс остается традиционным: сырьем должны быть солод, вода и хмель. Использование добавок (рисовая сечка, кукуруза, специи, фрукты, сахар) допускается, однако с одним "НО" – все эти компоненты служат для получения необычного вкуса, аромата и прочих изысков, а никак не для удешевления конечного продукта.

У европейцев определение крафтового пивоварения более размытое, но полно романтики. Крафтовым имеет право называться напиток, который варится не для получения прибыли, а просто из интереса. Для души, так сказать. Честно говоря, звучит неубедительно. Более-менее одаренный маркетолог легко подгонит под такое определение продукцию любого пивоваренного гиганта, способного за пару дней работы залить несколько стран качественным, но простым по вкусу напитком.

Однако юридическими, имущественными, производственными аспектами определение крафтового пива не ограничивается. Очень важны взаимоотношения с потребителем. Желательно, чтобы за бутылкой, которую покупатель снимает со стеллажа в супермаркете, он смог увидеть некую историю, личность самого пивовара. И здесь очень много могут рассказать, например, этикетки и названия на бутылках, а главное – сами сорта пива. Они всегда несут на себе отражение увлечений и мировоззрение вполне конкретного человека – автора пива, хозяина пивоварни.

А теперь выделим самое главное в крафтовом пивоварении. Фантазия и мастерство пивовара всегда первичны по отношению к требованию доступной стоимости продукта! Крафтовое пиво всегда дороже массового, но это цена за настоящие особенности продукта, за эксперименты и вдохновение, за поиски новых ингредиентов и комбинаций. А насколько она соответствует результату, решать потребителю, то есть нам с вами. 


"Пиво с индивидуальными чертами – это тренд, в который должна попасть и Украина. Вот увидите, как только выровняется ситуация в экономике и обществе, интерес к крафтовому пиву, а также к серийно производимому пиву с индивидуальными особенностями быстро возрастет", – считает украинский пивовар Андрей Мацола, основатель компании "Перша приватна броварня".


rozliv_1

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Теперь, когда некоторая ясность в предмет рассказа внесена, сделаем небольшой экскурс в историю. В XX в. к началу 80-х в США работало около полусотни компаний (в конце XIX в. их насчитывались тысячи), производящих пиво. Высоколобые аналитики заявляли, что еще несколько лет, и их станет в десять раз меньше. Ситуация выглядела довольно странной. Ведь в Америке осело немало выходцев из традиционно "пивных" стран Европы. Казалось бы, почему бы не развивать традиции в стране безграничных возможностей? Однако сухой закон, свирепствовавший в США в начале прошлого века, заметно повлиял на развитие пивоварения. В результате в 70-е годы американцы считали, что единственное существующее в природе пиво – это легкий, неяркий по большинству параметров, но легко пьющийся лагер.

До сих пор ведутся споры, что считать началом американского пивоваренного возрождения. Большинство экспертов полагают таковым открытие в 1976 г. маленькой пивоварни в Калифорнии, принадлежавшей некоему Джону Маколифу. Пусть она проработала всего несколько лет, но вдохновила на творчество множество энтузиастов, дала толчок целому движению. Вскоре власти США легализовали домашнее пивоварение, тем самым превратив его во вполне законный бизнес. И процесс пошел…

qawki-bwjp6oca09clkcwg

В 1980 году в США работало всего 8 крафтовых пивоварен. В наши дни их число перевалило за 2 тысячи. Этого количества достаточно, чтобы сказать: в большинстве американских городов можно попробовать интересный, оригинальный напиток. Более того, полки североамериканских супермаркетов просто ломятся от крафтового пива. Вскоре увлечение варкой авторского пива преодолело океан и начало завоевывать Европу. Сейчас можно утверждать, что завоевание удалось. Буквально на днях автор этих строк оказался в Варшаве. В туристическом сердце города, на улице Краковское предместье, посреди бесчисленных логотипов старых и раскрученных пивных брендов несколько раз мелькнула надпись craft beer на палатках и вывесках ресторанов и баров. Несколько лет назад о таком здесь и не слышали.

Все новости по теме Что вы знаете о пиве.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...