В 1975 году, после окончания школы, неудачно пытался поступить в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. Отработав год рабочим сцены в театре им. Леси Украинки, поступил в Московское театральное училище им. Б.В.Щукина. С 1980 года – актер Театра имени Евгения Вахтангова, параллельно работал в театре Романа Виктюка ("М.Баттерфляй", "Рогатка"), МТЮЗе ("Черный монах"), антрепризах.
Первую заметную роль сыграл в картине Владимира Василевского "Экипаж машины боевой" (1983). Однако наиболее яркие работы Маковецкого в кино пришлись на 90-е годы: "Патриотическая комедия", "Макаров", "Пьеса для пассажира", "Ретро втроем", "Русский бунт", "Про уродов и людей", "Брат-2". Сергей Маковецкий – один из самых титулованных российских актеров, обладатель всех крупных кинопремий. Народный артист России (1998).
- Кем бы вы стали, если не актером?
- Никогда об этом не думал и не думаю. Случилось, как случилось, я стал актером. В школе об этом не мечтал. Сейчас в театре Вахтангова заканчивается мой 26-й сезон. Только спустя 10 лет работы в нем понял, что правильно выбрал профессию. Многие говорят, актерство – не мужское дело.
Это глупости! Вы не представляете, насколько надо быть мужественным и терпеливым человеком в этой профессии. Не каждая женщина так сможет.
- О том, что выбор правильный, свидетельствует ваш статус самого востребованного актера российского кино. Тяжело выходить из роли? Работали над ней, сроднились, а потом вновь надо стать Сергеем Маковецким?
- Мне кажется, что я и на съемке Сергей Маковецкий. Актеры меня поймут: роль которую ты делаешь... (Вдруг резко поворачивается в сторону фотокора: "Я не люблю, когда меня снимают в профиль!" – "Что за фотографа вы взяли? – это уже мне. -- То жопу, простите, снимает, то профиль! Или пупок! Папараци!" И дальше, совершенно спокойно) – это игра, невероятная игра!
Что бы я ни делал, думаю о персонажах. Но выходить из роли надо легко. Опасная вещь – войти в роль и никогда не выйти...
Но персонаж всегда присутствует в тебе, что бы ни делал. Вот я сейчас говорю с вами, а сам думаю о своей нынешней роли (беседа проходит в Киеве, на съемках фильма "Душка" голландского режиссера Йоса Стеллинга). Само думается. Когда спрашивают: "Вы готовитесь к спектаклю?" Я говорю: " Готовятся в баню". А я просто с утра знаю, что у меня вечером спектакль. И я должен сыграть, с каким бы настроением ни дожил до этого вечера.
- Многие ваши коллеги отмечают, что вы человек очень добрый и вас непросто вывести из себя...
- Ну, что вы, меня легко завести. Вот видите, как вывел! (Гневный взгляд в сторону фотографа) Но я понимаю, что с художниками нельзя ругаться, а то возьмет и выберет вот такое фото (Смешно кривляется). Нет, меня можно вывести из себя, но я быстро отхожу.
- На критику обижаетесь?
- Ради Бога, если вам не понравилась моя роль, напишите. Но профессионально. Потрясающий критик Соловьева перед тем, как писать о "Черном монахе", где я играю Коврина, посмотрела спектакль раз десять. На премьерных показах, спустя месяц, еще через какое-то время в развитии спектакля, наблюдала, как меняются персонажи. Вот это анализ!
- Вы следите за работой коллег?
- Как говорится, сапожник без сапог. За последний год не был ни на одной премьере. Даже на свои, случается, прихожу с опозданием. Так было с фильмом "Неваляшка". Я прибежал к "шапочному разбору", у меня в это время был в театре спектакль "Пигмалион".
Так у меня часто бывает, очень многие свои премьеры "встретил" на спектакле. К сожалению, не могу вам назвать самые яркие картины, и не потому, что боюсь кого-то обидеть. Просто не видел. Единственный фильм, который посмотрел за последнее время – "9 рота" Бондарчука.
Мне кажется, что это хорошее кино. Мне было приятно сказать Федору о том, что я принял эту картину безоговорочно. Посмотрел, кстати, по телевизору. На премьеру, опять же, не попал.
- Сейчас в России очень много снимают. Не кажется ли вам, что качество при такой гонке переходит в количество?
- Вся эта киноведческая... Как же это сказать... Не шелупонь... Киноведческая говорильня! Я не киновед, но мне кажется, что все их выводы немного надуманы. Количество хороших картин всегда было одинаковым -три-четыре. Может быть, пять. Количество средних – чуть больше. Вот с этим у нас, кстати, действительно проблемы – мало картин хороше-среднего уровня.
Вы говорите: много снимается. Снимаются на телевидении сериалы, и не всегда они хороши. Часто кажется, что пишет их один и тот же сценарист, а снимает один и тот же режиссер. Тем не менее, бывают и хорошие. Иногда проглядываю первые несколько серий. Но беда таких работ в том, что начало-то в них хорошее, но через три-четыре серии понимаешь, что история уже закончилась. А ее начинают размазывать на двести серий.
- Никогда не хотели переехать в Киев?
- Вы знаете у меня корни уже и здесь, и там. Никогда не претендовал на роль москвича, но этот город меня принял. Я в Москве уже больше 30 лет. Когда спрашивают: "Ты москвич?" – говорю: "Я посол доброй воли между Россией и Украиной".
- А почему украинцев так много в России?
- Потому что очень талантливая нация! Я знаю, что нас в Москве очень много. Получился бы уже шикарный театральный коллектив. Есть украинский центр, я иногда бываю там.
- Какие роли еще не сыграны?
- Для меня не имеет значения роль. Конечно, приятно, когда главная. Но бывает, роль второго плана оказывается намного интересней. Например, была картина (я ее очень люблю!) "Пьеса для пассажира" Вадима Абдрашитова. Там пассажир, вроде бы, главный герой, а проводник – второй. Меня утвердили на пассажира. Я прочитал сценарий и сказал: хочу быть проводником.
Мое это! Сюжет такой: встречаются два человека, знавших друг друга раньше. Проводник в поезде – бывший судья, пассажир – в прошлом его подсудимый. Хорошее кино. Посмотрите, если будет возможность.
- Правду говорят, что "13"- ваше любимое число?
- Я действительно люблю эту цифру. 13 июня я родился, через 13 лет после войны. И дом в Дарнице, где прошло детство, был под номером 13. (поворачивается к фотокору: "Ты чего не снимаешь? Когда я стал хорош, молод, он уже не снимает!" (во время интервью актера гримировали для съемок). "Он хочет меня "щелкнуть" только перекошенным" (Сам смеется громче всех). Как прекрасно, что ты понимаешь, что это шутка.