Сергей Урсуляк: "Я не собираюсь молиться на "Ликвидацию"

Режиссер телесериала "Ликвидация" рассказал "Сегодня" о провале Михалкова, драках Меньшова и пробежках Машкова по 40 км.

Урсуляк.
Урсуляк. "Я очень ответственный человек, на площадке работаю тяжело и упорно, но самим процессом наслаждаюсь крайне редко". Фото: Г. Салай
"Ликвидация". Борьба с бандитизмом в послевоенной Одессе
"Исаев". Молодой Штирлиц не дает спуску контрабандистам
На площадке. Урсуляк расслабляется только после съемок
На площадке. Урсуляк расслабляется только после съемок
1/4

— Не обижает то, что большинство вас знает сугубо по "Ликвидации", считает сериальным режиссером?

Реклама

— Да нет. Просто "Ликвидация" — самая успешная с точки зрительского внимания работа. До этого у меня было пять художественных фильмов, которые участвовали в разных фестивалях — но это были картины, так сказать, "не хиты", для узкого круга. Теперь меня, конечно, знают как режиссера "Ликвидации" — и только. Но это если говорить о широком зрителе. Что такое сериальный режиссер? Это человек, который снимает быстро и ни за что не отвечает. Но мой переход из кино в сериалы ничего не поменял в способе съемки. Я снимаю так же долго, при чем снимаю на пленку, репетирую… Условия такие же, как если бы я снимал кино, а не сериал — просто очень долгий съемочный период, а в остальном я разницы не вижу. Но в чем преимущество — показывая новый фильм, будь то "Ликвидация" или "Исаев", я сразу получаю огромный отклик аудитории. Положительный или отрицательный — без разницы. Такой-сякой. Но это собственно и есть то, ради чего ты делаешь кино — горячее восприятие огромного количества людей. Ты сразу, тут же, получаешь аудиторию и энергетическую отдачу — не важно, с каким знаком. И этим можно жить. Но я от работы получаю удовольствие только тогда, когда она закончена. Когда я вспоминаю о съемках, о том, как на самом деле замечательно все происходило. А в самом процессе я наслаждаюсь крайне редко.

— То есть сами съемки удовольствия не доставляют?

— Я очень ответственный человек. Приходя на площадку, я работаю тяжело и упорно. Я не Моцарт, у которого все получалось легко. Это не значит, конечно, что я все время сижу с перекошенной мордой — нет, мы много смеемся, много радуемся друг другу. Но это ведь не то же самое, что сидеть в ресторане и есть вкусную пищу! Немножко другая история. А вот когда все заканчивается, то я забываю все сложности и мне съемочный период представляется счастливейшим временем.

Реклама

— Можете вспомнить свои самые тяжелые съемки?

— Да, у меня были смены, которые длились шестнадцать-восемнадцать часов. Вот, на "Исаеве" было очень много тяжелых смен, потому что это осенне-зимняя картина. Это всегда неприятно. Просто всем было очень холодно да и еще было очень много ночных смен.

— Нельзя не задать вам этот вопрос — что же все-таки произошло с Андреем Краско на съемках "Ликвидации"?

Реклама

— Я не буду вдаваться в подробности, но все было, извините, просто. Приглашая Андрея, у нас с ним была договоренность, что вредные привычки он оставляет за бортом. Грубо говоря, он не должен был пить. Мы с ним железно договорились, и Краско сдерживал слово достаточно длительное время. Его съемки были разбиты на периоды — три дня, через месяц еще три дня. Но на второй блок съемок Краско приехал уже, видимо, "развязавшимся". В этом состоянии он не снимался — я отменял съемки. Но в какой-то момент ему стало плохо с сердцем и Андрея просто не успели довезти до больницы. Такое вот стечение обстоятельств, никакой особой подоплеки не было. "Скорая" долго не хотела ехать, долго не хотели верить, что это был именно он, у Андрея не было украинского страхового полиса… Да, это было. Но основная беда в том, что многие наши актеры себя просто не берегут.

— Что вы имеете в виду?

— Это совсем не касается самой работы, не в том смысле, что они слишком много работают. Дело не в этом. Они злоупотребляют всем, чем могут.

— А что вы скажете о Михаиле Пореченкове?

— Да, он человек дисциплинированный. Мне было с ним очень приятно работать. Я же снимал его два раза! Тут показатель один — если ты с актером сотрудничаешь во второй раз, то это значит, что у вас сложились хорошие творческие отношения. То есть не просто водку пьем. Миша — профессионал, но у него есть другая беда. Он загружает себя таким количеством самой разной работы, что иногда просто не может разобраться, когда, что и кому он обещал. Но вообще, когда все приходит в норму, он безотказный и очень надежный.

— В "Ликвидации" вы снимали также Владимира Меньшова, бывшего в свое время вашим преподавателем.

— Владимир Валентинович — человек огромной дружелюбности, прямоты и простоты. Да, он жесткий, определенный. Если ему что-то не нравится, то Меньшов этого не скрывает. Поэтому кому-то с ним не всегда бывает комфортно сосуществовать. Я помню, дико его боялся, когда он преподавал у нас на режиссерских курсах. Его "разборки" были просто мордобоями!

— Успех "Москва слезам не верит" его не испортил?

— Конечно, нет, как и не испортил успех картин "Любовь и голуби" и "Ширли-мырли". Он для этого слишком настоящий человек. Да он и не был ведь в Голливуде — всего-навсего получил "Оскара", который ему передали!

— Что скажете о Владимире Машкове? Говорят, у него тяжелый характер.

— А Машков просто не любит общаться с прессой, в этом плане он закрытый человек. Но на площадке он просто безотказный. Нужно пробежать восемь дублей по пять километров — пробежит! Володя в изумительной спортивной и профессиональной форме.

— Вам не кажется, что его работы в картине "Вор", вашей "Ликвидации" и той же "Охота на пиранью" — слишком уж отличаются друг от друга? Зачем ему сниматься в таких вот "махровых" боевиках?

— Видите, какая история — актер должен сниматься в разных фильмах. Он должен играть не только в пьесах Шекспира. Конечно, глупо было ожидать от "Пираньи" каких-то именно актерских открытий — но его посмотрело много молодежи, а это тоже важно. Или недавний "Кандагар" — да, это тоже не открытие в плане его актерства, но этот фильм, опять-таки, посмотрело большущее количество зрителей. Это нужно делать, так сказать, для поддержания статуса. Но в конце концов, да, "Ликвидация" — это замечательная актерская работа Машкова, одна из лучших в его биографии.

— А как вы относитесь к так называемому "арт-хаусному" кино для "избранных"?

— Оно, наверное, кому-то нужно. А вообще нужно снимать то, что ты хочешь снимать! И дело не в аудитории — я не задумывался, скажем, сколько человек посмотрит мою экранизацию пьесы Горького "Дачники", мой фильм "Летние люди". Я понимал, что это будет очень маленькая аудитория, но мне захотелось, и я это сделал. Мне это было интересно, а понравилось кому-то или не понравилось, это уже другое дело. Хотя на самом деле, если режиссер говорит, что снимает "для себя" — это ерунда. Для себя можно рисовать на зернышке риса, а потом рассматривать рисунок под микроскопом. Вот это для себя. А кино все-таки должны смотреть зрители.

— Вам не обидно, что ваших актеров узнают на улице, а вас самого — нет?

— Нет, что вы… Мне дико радостно, что после "Ликвидации" огромное количество актеров стали узнаваемы, к ним начали подходить на улице. Даже того же Сергея Маковецкого все стали называть Фимой — правда, это только сначала ему нравилось, а потом начало дико раздражать. Ведь у него огромное количество замечательных ролей, а тут все Фима да Фима… Я очень хорошо отношусь, конечно же, к "Ликвидации", но я не считаю ее выше или лучше, чем мой фильм "Исаев". "Исаев" во многом сделан гораздо лучше и тоньше. Но "Ликвидация" просто совпала с ожиданиями аудитории. Большое счастье — когда у тебя есть картина, которую знают все. Есть режиссеры, у которых такие фильмы случались только несколько раз в жизни, а есть режиссеры, у которых вообще нет картин, по которым мы их знаем! Ну, это не значит, что мне нужно все время молиться на "Ликвидацию" и воздвигать себе памятник. Надо двигаться дальше. А то, что меня не узнают, так у меня профессия другая! Если буду сниматься сам — станут узнавать.

— Кстати, о Маковецком. Он не устраивал вам экскурсий по Киеву?

— Нет, я с ним никогда даже в Киеве не встречался. Сережа учился на курс младше меня в Щукинском театральном училище. Я его заметил, мне он очень понравился. Потом каждый из нас занимался своим делом, а в один прекрасный день я позвал сниматься его в свою вторую картину "Летние люди". С тех пор он играет практически в каждом моем фильме. Мы не общаемся с ним близко вне работы — просто перезваниваемся время от времени. Но я отношусь к нему с огромным уважением и любовью.

— Ну а в своих фильмах собираетесь сниматься — ведь у вас есть актерское образование?

— Ну да, я по первой профессии актер, и я очень хорошо в этом разбираюсь. Сниматься в своей картине можно либо очень хорошо играя — как, например, Никита Михалков, либо так же наивно, как Эльдар Рязанов. А находится в промежутке — не нужно. Я не смогу сыграть в своем фильме так, как это делает любой из моих артистов. Так что лучше этого не делать — мне хватает того, что я и так много показываю актерам.

— А "Утомленные солнцем 2" Михалкова посмотрели? Как впечатления?

— Да, посмотрел. Я вам так скажу, о фильме режиссера такого масштаба, как Михалков, нельзя рассуждать пренебрежительно. Он выдающийся режиссер, хотя Михалкова можно любить или не любить как человека, соглашаться или не соглашаться. Но фильм и человек — это две разные вещи. Поэтому нельзя перекладывать свое отношение к человеку на отношение к картине. Или вымещать свою нелюбовь к Михалкову на отношение к его фильму. Я думаю: чтобы было бы, если тот же самый фильм "Утомленные солнцем 2" снял бы режиссер Пупкин? Да его понесли бы на золотом блюде! Потому что там есть и мощь, и масштаб, и талант. Да, что-то не получилось — это кино не будет моим любимым фильмом у Михалкова. Но в любом фильме можно найти удачные и неудачные моменты. Мне кажется, что этой картине много отрицательного дала рекламная кампания. "Утомленные солнцем 2" нужно было позиционировать чуть-чуть по-другому. Ведь это не напрямую, так сказать, "взаправдашний" фильм о войне — не такой, как снимали Сергей Бондарчук или Алексей Герман. Эта картина сама по себе очень подставляется под критику — и тем, что это продолжение "Утомленных солнцем", и тем, что между этими фильмами нет ничего общего. Сразу возникает вопрос — а зачем нужно было делать продолжение? Но в любом случае, разбирая этот фильм, нужно понимать, что его сделал выдающийся режиссер. И во многих кусках картины это видно. А у нас пишут: "Какая радость! Какой праздник! Михалков в Каннах ничего не получил!". Нельзя радоваться тому, что фильм Михалкова провалился в прокате. Ведь неудачи Михалкова означают гроб для всех остальных. Если зритель не хочет идти смотреть Михалкова, то он точно не пойдет смотреть Пупкина или Тюткина. Только если Пупкин не покажет какую-нибудь полную белиберду типа "Гитлер капут!" или "Самый лучший фильм 3". А раз не пошли на Михалкова — значит, аудитория вообще не хочет ничего серьезного. Поэтому радость, которую испытывают мои коллеги от того, что Михалков не собрал достаточное количество денег в прокате, напоминает мне радость человека, сидящего в горящем доме.

— И в "Ликвидации", и в "Исаеве" очень много "вкусных" деталей — речь героев, колоритный быт… Насколько это для вас важно?

— Я очень много времени уделяю подготовке. У меня есть возможность снимать не торопясь — ища необходимые подробности. Все это нельзя делать, когда занимаешься поточным производством, когда должен выдавать в день двадцать минут метража. Тогда ты уже не замечаешь ничего и тебе все равно, кто у тебя в кадре. А еще мне кажется, что сила нашего кино — во внимании к человеку. Это отличает нас от американцев. Что бы мы ни снимали, главное — человек, человеческие взаимоотношения. Это традиция советского кино, если хотите. А американцы часто делают фильмы, которые к жизни вообще не имеют никакого отношения. Чистая фантазия — даже на сугубо бытовом американском материале.

— Сергей Владимирович, вы не один год преподаете в "Интершколе" (образовательная программа телеканала "Интер". — Авт.). Чему вы хотите научить будущих телевизионщиков?

— Да я думаю, что ничему я их не научу! Режиссура ведь вещь практическая — и научиться чему-то можно только в процессе работы. Можно только дать понять, что те проблемы, с которыми сталкивался я — точно такие же, как и те, которые ждут их. Я могу рассказать о своих ошибках, заблуждениях или наоборот — правильных поступках. Хочу научить срезать углы, которые могут помешать.

ОТ ЖУКОВА К ШТИРЛИЦУ

Урсуляк по-настоящему прославился после 14-серийного фильма "Ликвидация" — о том, как маршал Жуков, которого Сталин в 1946 году сослал в Одессу командовать Одесским военным округом, боролся с бандитизмом в послевоенном городе. Сценарий исторического детектива основан на реальных событиях ликвидации банды, промышлявшей в городе. Главные роли сыграли Владимир Машков (Давид Гоцман), Владимир Меньшов (маршал Жуков), Михаил Пореченков (Виталий Кречетов) и Сергей Маковецкий (Фима). Фиму должен был играть Андрей Краско, но 4 июля 2006 года, в начале съемок, у него остановилось сердце. "Ликвидация" пропитана одесским колоритом — с актерами даже занимались педагоги, дабы их говор напоминал неподражаемый одесский акцент. Через несколько лет Урсуляк сделал попытку повторить успех — снял 16-серийный телевизионный фильм "Исаев. Молодость Штирлица", основанный на произведениях Юлиана Семенова. Действие происходит в 20-е годы — будущий Штирлиц (Даниил Страхов) борется с контрабандистами, а потом уезжает за границу для наблюдения за контрреволюционной эмиграцией. Несмотря на участие в проекте все тех же Пореченкова и Маковецкого, "Исаев" не завоевал такого всенародного признания, как "Ликвидация".

СЫН МОРСКОГО ОФИЦЕРА

Имя: Сергей Урсуляк
Родился: 10.06.1958 в Хабаровске (Россия)
Карьера: Призер кинопремии "Ника" (2008)

Отец Сергея был морским офицером, мама — учительницей. Окончил актерское отделение театрального училища имени Щукина и высшие режиссерские курсы. В 1979—1991 годах — актер театра "Сатирикон". Самой заметной ролью был Чацкий в пьесе "Горе от ума". Потом пришел на телевидение — был режиссером телепрограммы Дог-шоу "Я и моя собака" (1995—1996), документального цикла "Новейшая история" с Евгением Киселевым (1999—2000). Некоторое время являлся ведущим телепрограммы об актерах "Пестрая лента". Жена — актриса Лика Нифонтова. Отец двух дочерей — Александры, которая стала актрисой (замужем за актером Александром Голубевым) и Дарьи (от первого брака). Лауреат премии Москвы за фильм "Русский регтайм" (1994), премии "Золотой Овен" (1995) и премии "ТЭФИ" за документальный фильм "Записки из мертвого дома" (1998). Но более всего известен как режиссер телесериалов "Ликвидация" (2007) и "Исаев" (2009). Уже стал дедушкой — дочь Александра родила внучку Анастасию.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,60
27,58
57,79
56,79
56,68
28,29
57,94
56,41
54,92
26,76
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,81
26,24
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63146.12

Binance Coin (BNB)

585

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

81.81

Theta (THETA)

2.17

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять