Уэйн Бирджес – ведущий дизайнер "Ягуар", который разрабатывал дизайн последних моделей "Хонда", "Ровер" и "Ленд-Ровер", "Роллс-Ройс", "Бентли", "Астон Мартин DB-9" (машина Джймса Бонда), "Ягуар"
- Какие машины придумывали?
- После университета начал работать в дизайнерской компании "Автоматив Групп", у нас было множество клиентов во всем мире. Я дизайнерил для "Хонды", "Ровера" и "Ленд-Ровера", "Роллс-Ройса" и "Бентли", проектируя им внешний дизайн автомобилей, а затем в 1997 начал сотрудничать с "Ягуаром". Одно из моих высочайших достижений – я проектировал "Астон Мартин DB-9".
- Какой дизайн авто сейчас популярен и какой должна быть машина, чтобы ее захотели купить?
- Ключом для покупателя в решении о любой покупке является хороший дизайн. Это вопрос эстетики, то, как вы эту вещь ощущаете, как она лежит в руке, радует глаз. Например, взять ваш диктофон. Если поставить на прилавок два одинаковых диктофона, одинаковой функциональности и цены, вы обязательно выберете тот, что больше понравится вам на ощупь, на вес, на цвет... Так и машины – в сущности, все качественные автомобили абсолютно надежны, все стоят того, чтобы их купить, и поэтому дизайн – единственная причина, по которой выбирают конкретную модель.
- Что для дизайнера – главное?
- Вызвать эмоциональное желание купить авто, подстегнуть решение о покупке. Если человеку просто нужна машина, он купит какой-нибудь "Хюндай". Если ему захочется "Астон Мартин", он купит именно "Астон Мартин", то же можно сказать о "Ягуаре" или "Роллс-Ройсе". Их покупают по причине сильного эмоционального желания иметь именно эту машину. Поэтому задача дизайнеров – усилить это желание.
- А вот, например, дизайн украинских машин конкурентоспособен? Вы их видели когда-нибудь?
- Кажется, да. Во всяком случае, старые, которые выглядят как автомобили 50-х. Хотелось бы, чтобы у вас было побольше возможностей что-то сделать новое, интересное. То, что я видел, на мировых рынках – неконкурентоспособно.
- А что бы вы посоветовали украинским автопроизводителям?
- В первую очередь машина должна быть надежной и сбалансированной, а когда эта цель достигнута, тогда уже можно смотреть на стиль. К примеру, когда мы проектируем "Ленд-Ровер", мы обращаем внимание на то, чтобы он был выносливым, надежным – это его преимущества, которые нужно отобразить в дизайне. "Ягуар" же символизирует роскошь, потворство желаниям, и поэтому подход в дизайне должен быть другим. Нужно сначала решить, будет ли это машина премиум-класса или машина массового производства.
- Ну вот "Запорожец" какой-нибудь возьмем, для массового производства.
- В таком случае я бы посоветовал сделать акцент на его надежности, и исходя из этого, остановиться на максимально простом и компактном варианте стиля.
- Надеюсь, дизайнеры ЗАЗа поймут. Какие направления сейчас наиболее актуальны в мировом автодизайне?
- Все варьируется, но вот мускулы, грация, гибкие линии, скорость и стремительность – это тенденция.
- Какими будут машины, например, в 2010 году?
- Ну, до 2010 года осталось совсем недолго. Я сейчас работаю над машиной, которая будет выпущена как раз в 2010-м, так что я знаю точно, как она будет выглядеть. Все станет еще более концептуальным, более изящным и гармоничным, в чертах появится больше женственности.
- А вот сколько стоит разработка дизайна для автомобиля бизнес-класса?
- Зависит от того, насколько это будет новая машина. Если вы хотите модернизировать уже имеющуюся базовую конфигурацию – вы берете это за основу, делаете новый двигатель, другие части, и обойдется вам это в 400-500 млн долларов. Если же создавать совершенно новую модель машины – это может стоить до миллиарда долларов.
- Вау! А это правда, что дизайн авто – это не только его экстерьер, но и, к примеру, звук работы двигателя?
- Абсолютно верно. Важно и что ощущается, когда прикасаешься к нему рукой, как работает его механизм, запах кожи в салоне, ощущение деревянных деталей, звук закрытия дверей, звук, когда вы заводите мотор или прибавляете скорость. Все это создает индивидуальность автомобиля. У нас работают квалифицированные специалисты по звуку, запаху, и даже по скрипу кожи!
- Какие автомобили, кроме "Ягуара", вам нравятся?
- БМВ, "Мерседес", "Ауди", "Астон-Мартин", "Порше", новая "Хонда", "Макларен". Это те машины, в которых есть все то, что я пропагандирую в дизайне.
- А какие дорогие автомобили вы считаете безвкусными?
- В США мода на большие автомобили, "Хаммеры", с огромными колесами, розовой кожей в салоне – я считаю, что это довольно безвкусно. Но это – намеренная безвкусица, для Америки это – классический автомобиль.
- На какой машине сами-то ездите?
- На Volvo S60, довольно быстрая машина...
- А "Ягуар"?!
- Раньше я все время ездил на "Ягуарах", но сейчас разрабатываю новую модель, и мне хочется поездить на чем-то другом, увидеть перспективу, посмотреть на "Ягуары" со стороны.
- Ладно, оставим авто. Вы бывали у нас в Киеве?
- Да, один раз, в 2006-м. Мне очень нравится там атмосфера. Киев мне больше всего напоминает Берлин, в котором есть Восточный и Западный, и происходит смешение культур. Киев расположен на двух берегах, и такой разный – как будто, переезжая через мосты, попадаешь в другой город.
- Дайте пару дельных советов для украинских автодизайнеров.
- Для начала украинским специалистам нужно получить дополнительное образование. Если вы сможете приехать для этого в Великобританию – это даст вам квалификацию, с которой вы сможете работать дизайнером где угодно. Я бы пожелал Украине иметь собственную образовательную систему для дизайнеров. Тогда вы сможете выпускать классных профи и создать украинский "Ягуар".