Давид Черкасский: "Первые серии "Врунгеля" спокойно смотреть не могу"

Сегодня у именитого режиссера два праздника: полвека творчеству и 30 лет его детищу — первому мультсериалу в Союзе "Приключения капитана Врунгеля".

Черкасский. Заставлял родителей волноваться — глотал гвозди. Фото: А. Пасюта
Мэтры. С создателем "Пластилиновой вороны" Александром Татарским. Фото из личного архива
Сработались. С Арменом Джигарханяном создавали "Остров сокровищ". Фото из личного архива
1/3

— Давид Янович, большую часть своей жизни вы посвятили мультипликации, работали в основном для детей. Сами каким ребенком были?

Реклама

— Неугомонным. Частенько заставлял родителей волноваться. Однажды играл в войнушки с приятелями и проглотил гвоздь. Помню, что побежал домой к маме и решил сразу не шокировать ее новостью, а зайти как-то издалека: "Мама, что будет, если человек проглотит гвоздь?" Ответ последовал изумительный: "Как что? Сдохнет!" Она же не знала, что я уже это сделал. Папе об этом сказали приблизительно так: "Товарищ Черкасский, ваш сын проглотил гвоздь и подавился". Короче, нас обоих привезли в больницу: меня с гвоздем, папу в состоянии шока. Потом все как-то прошло самой собой — гвоздь вышел, но через неделю я попал в больницу снова — на этот раз проглотил металлический шарик от детского бильярда. Медперсонал еле сдерживал смех. О мультипликации я впервые узнал еще до войны, когда мы с папой пошли в кинотеатр. После этого я начал рисовать в таком мультяшном стиле — кадровал сюжет, выдумывал героев.

— 50 лет назад ваша жизнь круто изменилась: были строителем — стали мультипликатором. Как это произошло?

— После окончания Киевского инженерно-строителього института я скромно трудился по специальности. Работа не была в удовольствие. Приходил домой и брался за рисование, от этого процесса получал наслаждение. Не знаю, как долго это бы продолжалось, но однажды позвонил приятель и сказал, что набирают людей на новую мультипликационную студию на базе "Киевнаучфильма". К тому времени у меня уже были нарисованы карикатуры, в которых герои были прорисованы в разных позах. Когда я пришел на студию, у кабинета директора сидели человек 20 молодых художников. Они все были профессионалы, но мало представляли, что такое мультипликация — писали картины. Директор студии посмотрел мои работы и сказал: "Это именно то, что нам нужно!" Началась совершенно другая жизнь. Я бежал на работу, потом домой, чтобы быстрее заснуть, а потом проснуться и пойти поскорее на работу. Кстати, взяли и нескольких профессиональных художников, но они потом ушли — заскучали. А я позвал работать на студию своих друзей-архитекторов из строительного института.

Реклама

— И как же вы, выпускник строительного института, без подготовки начали делать мультфильмы? Все на интуиции?

— Нашей группе организовали рабочую поездку на "Союзмультфильм". Мы приобщились к высокому искусству: смотрели фильмы Диснея, обсуждали. Обучение длилось всего две недели — естественно, научиться рисовать мультики за это время нельзя. А в Киеве нам сразу предложили снять фильм в двух частях "Приключения Перца". Начали делать с большим энтузиазмом, но при этом толком ничего не знали, даже как разрезать бумагу. И это было шикарно! Всему учились в процессе работы, и уже к финалу мы знали, что такое заливка, как расписывать сцены и так далее.

— Как "Перца" приняла публика?

Реклама

— Сложно сказать, ведь в то время никакого телевидения не было, а у всех картин была одна и та же судьба: сделали, сдали, а работы куда-то исчезали. До "Перца" мультфильмы еще показывали перед каждым сеансом в кинотеатре, но потом и это исчезло. После этого было еще несколько картин с похожей судьбой. А громкий успех, конечно, пришел к "Врунгелю". Когда мы сделали "Приключения капитана Врунгеля", телевизор был практически в каждом доме и премьеру мультфильма одновременно посмотрели миллионы. Потом в "Правде" написали, что в некоторых городах даже электричество вырубалось, потому что в каждом доме смотрели телевизор.

— Наверное, ажиотаж можно объяснить еще и тем, что до "Приключений Врунгеля" СССР не видел мультипликационных сериалов. Кстати, о том, что будет много серий, вы знали изначально?

— Да. С Центрального телевидения пришла разнарядка на нашу студию, предлагалось сделать 13 серий (по десять минут) мультипликационного фильма "Приключения капитана Врунгеля". Я схватился за эту идею сразу не раздумывая! Сама история мне была известна с детства — я еще до войны прочитал книжку от корочки до корочки, а какие там были шикарные иллюстрации! Они врезались мне в память больше, чем сам текст! Параллельно с нами снимал Котеночкин "Ну, погоди!", и это тоже был сериал, только у нас все серии связаны между собой, а у него это пятнадцать отдельных новелл с одними и теми же персонажами. К концу работы над "Врунгелем" мы даже жили на студии, готовили там кушать, ночевали (руководство специально организовало кровати).

— После выхода "Врунгеля" о приеме комбинированных съемок заговорили, как о новаторстве в анимации. Как пришла идея совместить видео и рисунок в кадре?

— На самом деле нашей группе просто нужно было облегчить работу: десятиминутный мультфильм делается два года. А нам заказали 13 и в срок — 4 года. Вот мы и использовали видео моря, чтобы не рисовать его. Там еще мы использовали куклы-перекладки — прорисованные на картоне персонажи, которые использовались много раз.

— Голос для Врунгеля долго искали?

— Да! До последнего не знали, кто озвучит главного героя, перебрали сотни актеров. Однажды приехал актер из Большого драматического театра. Голос у него — шикарный! Но, когда начал петь, а там в первых трех сериях много песен, то мы поняли, что ничего не выйдет — там как медведь на ухо наступил. И тогда мне мой ассистент посоветовала позвать Зиновия Ефимовича Гердта — он тогда мастерски дублировал французские фильмы. У него все получилось моментально. Он был Богом, постоянно напевал, предлагал в разных вариантах песни, насвистывал джаз. Весь мультфильм озвучивали по ночам, потому что большинство актеров были заняты в театре. И вот они прибегали, уставшие, измученные, а у нас за ширмочкой уже их ждали коньячок, лимончик, легкая закуска. Это не было пьянство, все немножко веселели — создавалась нужная атмосфера.

— Были у мультфильма проблемы, когда сдавали? Строгие чиновники просили что-то переделать?

— Лично я до сих пор не могу смотреть первые три серии, как по мне — очень неудачны. Там есть технические помарки. Например, в ряде кадров герои говорят, а текст припаздывает на доли секунд. Этого зритель не замечает, но все-таки. А главный начальник комиссии посмотрел, встал, улыбнулся. Все его подчиненные тоже улыбнулись, и так мы поняли, что работу приняли. За всю карьеру у меня не приняли только две картины: "Вокруг света поневоле" — история о кругосветном путешествии (начальник при мне смотрел, сказал: "Ну побаловались и хватит", все чиновники вышли за ним и непонятно, куда делась эта картина) и "Мистерия Буф".

— А сделать сегодня продолжение одной из успешных картин не хотите?

— Да были такие мысли. "Врунгеля" можно было бы сделать, но без Зиновия Ефимовича Герда, боюсь, будет не совсем то. Как-то ко мне обратились ребята, сказали, что хотели бы сделать игру компьютерную по мотивам "Врунгеля". Я продал права, и они сами придумывали сюжет для игры, сами прорисовывали моих героев. Как они это сделали, мне не очень понравилось. Кстати, герои мультфильмов "Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит" и "Остров сокровищ" популярны среди любителей разных игр. Мы делали даже специальные рисунки для набора пазлов.

— Какие современные работы вам нравятся?

— Мне очень понравился сделанный американцами мультфильм "Рататуй" — гениальная картина, очень качественно выписаны образы всех персонажей. А вот о "Шреке" не хочу и слышать — это некачественная работа. Там, где появляются настоящие люди, сделанные в 3D, — это антихудожественно. Не скажу, что в США все плохо делают — зависит от команды. Талантливые ребята могут снять и за копейки, ну а если бездарны, то и сто миллионов долларов ситуацию не спасут. Через несколько лет после выхода "Острова сокровищ" мне позвонил продюсер из Штатов. Спросил, за сколько я создал этот мультфильм. Когда я сказал о 200 тысячах еще советских рублей, он стушевался — просто не поверил. Американцы выкупили у меня права на "Остров сокровищ", дублировали его на английский, вырезали эпизоды с живыми актерами и написали свою музыку.

— Сейчас занимаетесь творчеством, что-то снимаете?

— Я работал над анимационным мюзиклом "Пираты острова сокровищ". Это была пародия на "Пиратов Карибского моря" и другие современные фильмы. Но кризис помешал планам, и работа затормозилось. Похожая ситуация у меня уже была в 1992 году. Мы тогда в Ялте четыре месяца снимали картину "Сумасшедшие макароны" с прекрасными актерами: Джигарханяном, Фарадой, Филиппенко и другими. Действие происходило в Древнем Риме, в средние века на пиратских галеонах и во времена НЭПа. Эти кинокадры стали основой для мультипликации. Предполагалось, что персонажи будут разговаривать с невидимкой, которого я должен был дорисовать. Но завершить работу мы не успели: кончились деньги, распалась студия. Сейчас весь материал пылится, есть идея на его основе сделать новую работу. Пока для реализации этого проекта нет денег.

"ЖЕНЕ ПО ПАСПОРТУ Я — НЕ МУЖ". Черкасский не скрывает, что знает толк в женщинах — в молодости слыл ловеласом, умел познакомиться на улице с любой понравившейся барышней: "Нельзя задавать простые вопросы, на которые можно дать ответы "да" или "нет", лучше начинать быстро говорить, чтобы барышня не могла опомниться. Важно не заглядывать ей через плечо, а встать прямо перед ней". Правда, со своей будущей женой Натальей режиссер познакомился банально — на работе. В 1980-х она пришла устраиваться на студию мультипликатором — с тех пор они женаты. "Но в паспорте у Наташи написано, что она со мной развелась. Однажды она нашла фото, где я на студии обнимаюсь с женщинами — все прилично, ничего компрометирующего, но она разозлилась, подала на развод. Я согласился, но когда нас разводили, она пошла ставить штамп в паспорт, а я нет. Вскоре буря миновала, и все стало на свои места. Исправлять записи мы как-то не стали".

РАЗВЕСЕЛИЛ КОМПАНИЮ И ПОЛУЧИЛ УВОЛЬНЕНИЕ. Большинство своих работ Давид Янович сделал с художником Радной Сахалтуевым. Последний вспоминает, что с Черкасским познакомился в 1961 году, и они сразу сработались: "О Черкасском ходило много легенд, одна из них такая: широкая душа Давид Янович на новогоднем празднике у бывших коллег решил развеселить народ и поспорил, что сможет это сделать всего за минуту. Он разделся и спрыгнул со стола. Об этой выходке вскоре узнали на студии и уволили его за аморальность. А потом без шумихи позвали обратно работать на должность осветителя".

НАЧИНАЛ АНИМАТОРОМ, СТАЛ РЕЖИССЕРОМ. Давид Черкасский ро¬дил¬ся: 23.08.1932 в Шполе (Черкасская область). В 1955 году окончил Киевский инженерно-строительный институт, три года работал по специальности. В 1959 году пришел на киностудию "Киевнаучфильм" в качестве аниматора, а уже через четыре года дебютировал как режиссер и получил премию на фестивале в Румынии за картину "Тайна черного короля". Работает в рисованной технике, использует комбинированные съемки: совмещает анимацию и видео. В 1974 году на Одесской киностудии в соавторстве с Вячеславом Винником поставил картину "Прощайте, фараоны!"

В конце 1980-х возглавил Международный фестиваль анимационных фильмов "Крок". Его работы удостоены международных наград. Заслуженный деятель искусств Украины, академик Академии телевидения Украины. Женат. Есть сын.

1969 ГОД. "МИСТЕРИЯ БУФ". В мультике "Мистерия Буф" (по пьесе Владимира Маяковского) впервые появляются живые актеры. Герои картины — советские граждане — были вырисованы карикатурно, что, скорее всего, и не понравилось чиновникам. "Мистерия Буф" была забракована специальной комиссией и отправлена на полку.

1971 ГОД. "ВОЛШЕБНИК ОХ". Как снимать заказанный "сверху" мультфильм по мотивам украинских народных сказок, режиссер поначалу не знал. Вдохновило выступление хора Веревки: "Помню, мы позвали пятерых мужиков, и трех роскошных баб. Они выпили по стакану водки, напели 30 песен — с них я сделал картину"

1975 ГОД. "КАКОГО РОЖНА ХОЧЕТСЯ?". Картина для взрослых по мотивам рассказа Марка Розовского получила несколько призов на различных международных фестивалях. Главного героя ленты постоянно достает жена, требуя чего-то особенного. В итоге, терпению мужа приходит конец, и он отправляется за счастьем для супруги.

1979 ГОД. "КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ". Это первый мультсериал (13 серий) в СССР. В картину по мотивам одноименной повести Андрея Некрасова для остроты сюжета были добавлены гангстеры и глава мафии — в 1970-х об итальянской мафии много говорили в Союзе. Похищение Венеры — также придумка Черкасского.

1985 ГОД. "ДОКТОР АЙБОЛИТ". Цикл из 7 мультипликационных фильмов по мотивам сказок Корнея Чуковского. Режиссер признается, что "Айболит" это единственная его большая работа, где "затесался" женский персонаж — сестра Айболита Варвара. В других его картинах работает исключительно мужской состав.

1988 ГОД. "ОСТРОВ СОКРОВИЩ". Полнометражный мультипликационный фильм по мотивам романа Роберта Льюиса Стивенсона состоит из двух частей и сделан в нетрадиционной манере — совмещается рисунок и кино. Первая часть называется "Карта капитана Флинта", вторая — "Сокровища капитана Флинта".

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Рекомендации

Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама
В тренде
Прямая трансляция
Дневник независимости 🇺🇦
Короновирус за неделю

43 352

заболело за неделю в Украине

+45%

Вакцинация
По состоянию на 24 сентября 2021 г.
Люди, которые получили минимум одну дозу
5 418 078
Люди, которые прошли полную вакцинацию
6 720 911
Детальнее
Погода
Прогноз на сегодня
Узнать
Битва супертяжей
25 сентября
До боя Усик - Джошуа
Новости бокса
ЗАПРАВКИ
Топливо Сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
29,45
28,95
28,00
17,17
29,50
29,00
28,00
17,17
30,86
29,60
26,77
17,70
30,98
30,69
28,98
17,88
32,59
30,29
27,29
17,75
33,99
31,17
29,59
18,47
33,99
31,17
29,59
17,73
33,99
31,17
29,59
18,48
34,97
31,17
32,97
18,48
-
30,76
28,30
17,56
статистика
Курс гривни СЕГОДНЯ

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

26.53

Евро (€)

31.08

Российский рубль (₽)

0.36

COVID-19 в Украине
8 267 случаев за сутки
Подробнее
Комаровский в теме
Можно ли заразиться COVID-19 после прививки
Спроси у доктора

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
Украинская Премьер-лига
#
Команда
И
Г
О
1
8
23:2
22
2
8
19:4
19
3
9
16:7
18
4
8
12:12
16
5
8
13:8
16
7
8
16:9
14
8
8
8:8
11
9
8
6:10
8
10
8
5:13
8
11
8
8:14
7
13
7
5:9
6
16
8
4:13
3
Показать больше
Суббота, 25 сентября
Гороскоп
Твой гороскоп на сегодня
Читать гороскоп
Николь Кидман для американского Harper’s Bazaar
На заметку
Где согреться осенью
Быть в курсе
ТОП-5 фавориток редакции
"Мисс Украина-2021"
@saraednswel
@saraednswel
@liza__miroshka
@liza__miroshka
@____rudi_____
@____rudi_____
@martareznichenko
@martareznichenko
@kris_trump
@kris_trump
1/2
Осень в большом городе
Главные концерты октября
Хочу петь и танцевать
Благоприятные и опасные дни в октябре
Лунный календарь
Как Луна влияет на нашу жизнь

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять