— Юрий Викторович, сегодня вам — 55. Как будете отмечать?
— Ну, дата красивая, однако я ее юбилеем не считаю. А отмечать... Вы, наверное, знаете, историю с моим фильмом "Мастер и Маргарита"?
— Я знаю, что фильм, снятый вами в 1994 году, до сих пор, несмотря на супер-звездный состав, так и не вышел на экраны. Якобы там были перипетии с продюсерами, с правами на наследие Булгакова, потом картина куда-то потерялась…
— Да. Правда, она все же нашлась и один показ — премьерный, уже состоялся в этом году на московском кинофестивале. А теперь, в честь именин, продюсеры разрешили мне его представить студентам ВГИКа, собственно, это уже для меня праздник. Знаете, после того, как такая картина, которую я считаю удачной, особенно если бы она вышла сразу по окончании работы над ней, то есть, своевременно, попала в такие передряги, я больше стараюсь не зависеть от воли продюсеров, и сам стал продюсером для своих следующих картин.
— А кто соберется за вашим праздничным столом?
— Прежде всего — это моя семья: жена, Ирочка, с которой мы прожили уже много лет, и дочь, которую мы родили, когда жили еще в Донецке.
— Чем занимаются ваши любимые женщины?
— Ирина — музыкант, закончила донецкую консерваторию по классу фортепиано. А дочь заканчивает факультет журналистики в МГУ, отличница! Летом вот Юлия снялась в моей картине "Гамлет" в роли Офелии, так что, может, продолжит шагать по актерской стезе.
— Сейчас бываете в Донецке?
— Да, конечно. К сожалению, уже ушел из жизни мой отец, так что когда бываю, то навещаю его могилу. А мама там и живет. Последний раз я приезжал к ней в августе. Доснял в Крыму свою новую картину о Гамлете по Шекспиру ("Сегодня" не раз сообщала о ходе съемок фильма "Гамлет. История продолжается". — Авт.) в июле и потом поехал навестить маму.
— В 89-м вы снимали фильм "Воры в законе" о разгуле бандитизма в доперестроечное время, который имеет под собой реальную историю из жизни, из Сухуми. Но, например, в 90-е годы на Донбассе творились дела и покруче, чем в этом фильме... Что-то о родном крае снять не подумывали?
— После фильма "Воры в законе" я получил очень много писем от представителей, скажем так, криминальных кругов как раз такого содержания, мол, да что вы там наснимали… Вот, приезжай ко мне — в Воркуту, в Магадан… Я такое расскажу о себе, своих друзьях. И я понял, что могу стать певцом воровского жанра, так что вовремя затормозил интерес к этой теме. Ну и тут еще сыграло роль, что я снимаю фильмы по литературным произведениям, пусть, с документальной основой, но, как это было с рассказами Фазиля Искандера, по которым и сняты "Воры в законе", с художественной обработкой. Так что, если кто-то предложит историю о событиях в Донецке, которая меня заинтересует, — я с радостью возьмусь.
— Сейчас вы работаете над своим "Гамлетом…" на современный манер. Опять вас критики будут "бить"...
— Снимать эту картину было моей мечтой со студенческой скамьи, когда мы еще воплощали такую версию на сцене ВГИКа с благословения моего мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова ("Тихий Дон". — Авт). А вот этим летом — в июне-июле на российском телевидении показали штук шесть моих фильмов один за другим. Это я к тому, что каждый из них критиковали, а потом они живут долго. Конечно, бывало, у меня и сердце хватало после всех высказываний. Здесь, в Москве, мне тяжело было двигаться в одиночку, среди всех этих семейств и кланов, которые не подпускали к себе. Конечно, я уже обжился за 20-ть с лишним лет, но, например, существует "Ника" — одной киномафии (Юлия Гусмана. — Авт.), "Золотой орел" — другой (Никиты Михалкова. — Авт.). Хотя... Возможно, мне и тяжелее проталкивать свои фильмы, зато у меня теперь на все — независимое мнение.
— Кстати, правда ли, что в свое время Михалков вас неожиданно поддержал?
— Да, хоть и словесно, но было такое. Как-то меня начали критиковать на вручении премии "Золотой Дюк", ко мне подошел Эльдар Рязанов: "Ты думаешь, тебя бьют за "Воров в законе"? Нет, за "Завтра была война". Потому что тебе не могут простить, что ты с тем фильмом вылез, хотя не должен был быть пропущен к зрителям, а теперь спохватились. Ну, и Михалков тогда подошел — он тоже свою порцию грязи получил за "Очи черные" — похлопал меня по плечу и сказал: "Хочешь остаться в профессии — качай мускулы, будь готов к критике, к борьбе". Ну, действительно, в кинобизнесе иногда, как и в профессиональном боксе используются не джентльменские приемы и подножки ставят.
— Вы хотели снять "Идиота" с Шэрон Стоун в главной роли, но снял, хоть и не с ней, Владимир Бортко. "Мастера и Маргариту" он снял лет на 15 позже вас, но его фильм увидело все СНГ, а ваш — затерялся. Оба — украинцы, плодовито творящие на просторах России… Прямо кармические какие-то у вас пересечения — не находите?
— Я вам больше скажу: я приходил в Госкино с предложением снять "Тараса Бульбу" и даже со сценарием, а мне сказали, что к ним уже пришел Владимир Бортко, и они только договорились. Вещи эти, литературные, такие глубокие, что сколько не снимай, а каждый расскажет историю по-своему. Я все же не оставляю мысли снять "Идиота", а вот что до "Тараса Бульбы", то хоть мне все увиденное крайне не понравилось, не знаю, кто может стать лучшим Бульбой, чем Богдан Ступка. Он — гениален.
— А чем вам бортковский фильм не понравился?
— Всем, кроме Ступки. Я считаю, что украинский народ там показан куда более примитивным, чем есть на самом деле — чувственный, тонкий, певучий, способный не только убивать. Ну, а то, как показана любовь… Две разодранные блузки у полячки — без комментариев, к тому же это слишком вольная трактовка произведения.
ЗАГАДКА "МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ". Юрий Кара родился: 12.11.1954 г. в Донецке (Украина). Режиссер, сценарист, продюсер. Уже на 28-м году жизни поступил в московский ВГИК. На его счету такие картины, как, например, "Завтра была война", "Пиры Валтасара", "Воры в законе", "Королев" и др. Но самая загадочная история произошла с "Мастером и Маргаритой", где Кара снял только звезд (Гафта, Филиппенко, Ульянова, Дурова и т.д.). Из-за конфликта режиссера с продюсерами (не могли найти консенсуса в версиях монтажа) последние отдали картину на сохранение кому-то из своих людей, он спрятал ее в тайник и... умер. Нашли ее пару лет назад, но владельцем наследия Булгакова, захотевшим больших денег за авторские права, объявился некий Шиловский, внук третьей жены писателя, и картина опять отправилась на полку. Первый показ широкой публике состоялся лишь на МКФ-2009.