— Сергей, до кризиса антикварный рынок книг, гравюр, старинных карт в Украине был большим? Можно его как-то оценить в денежном эквиваленте?
— Ну, его можно оценить по аналогии. Например, оборот вообще всего антикварного рынка Москвы можно оценить до 1,5 миллиарда долларов. Москва – это центр, туда все стекается. А вот годовой оборот Киева и Украины я оцениваю в 200-250 миллионов долларов. Легальный оборот антиквариата, правда, составляет миллионов 20.
— А как давно возник рынок антиквариата в Украине?
— Сразу уточнение – он не возникал, он существовал всегда. А вот когда сформировался с одной стороны большой интерес и спрос на предметы антиквариата, а с другой – когда появились люди, которые профессионально этим занимались, то нужно говорит о 1994-95 годах. Вот именно в это время на этот рынок стали обращать внимание как на предмет инвестиций. Сначала к предметам старины относились как просто к красивым вещам. Ну, пусть будет в коллекции, пусть стоит в доме. Однако вскоре многие поняли, что из этого можно извлекать существенную экономическую выгоду.
Почему именно к этому времени я отношу формирование рынка антиквариата в Украине. Именно в те годы, общаясь с достаточно известными антикварами, я вдруг стал от них слышать примерно следующее: "Дайте нам 100 тысяч долларов. Мы сейчас их вложим и через какое-то время мы заработаем 10 миллионов, т.е. поднимемся в 100 раз". Просто тогда настолько дешево можно было рынок скупить, а потом начать продавать скупленное в три дорога. Тогда ведь люди, у которых были предметы старины, думали, как выжить. Помните, это ж было время маленьких зарплат, огромной инфляции, купонов и так далее. Тогда же стали появляться в Киеве и первые легальные магазины. Например, "Шедевр" на Красноармейской. Там можно было купить картины, иконы…
— Какого века?
— Всякие. Вы понимаете, бывали прецеденты, когда человек покупал "украинку" (так называлась одна из разновидностей икон – Авт.). Ее позиционировали, например, конец 19 начало – 20 века, а потом провели исследование, и она оказалась написана в 14-15 веке. Так вот, покупали ее за 15 долларов, а потом продавали за сотни тысяч дальше на Запад.
— А есть какие-то в Украине букинистические издания, которые представляют интерес на Западе?
— Наоборот, процесс идет обратный. Сюда возвращаются книги, вывезенные с первой волной эмиграции после революции. Там они не нужны и там это никому неинтересно. Например, кому будут интересны "Виды Киева" в Риме, как может быть интересной "История Украины" в Аргентине. Ну, никак. Вот смотрите, нацисты во время войны тут из музеев и библиотек брали все подряд, потом рванули в Латинскую Америку. Поэтому сейчас в Украине для украинских коллекционеров можно найти шикарные вещи. И все оно там стоит копейки. Какие-то старинные карты, на которых изображена, в том числе и Украина, могут стоить 50-100 долларов, а здесь 1,5 -3 тысячи долларов. Например, я из Мексики привез карту 1593 года (специалисты знают ее ценность) – там и Сарматия, и Скифия, и Причерноморье. Я ее купил в букинистическом магазине в Мехико за 100 долларов. Мне владелец сказал, что она у него лежит уже 10 лет, и он не знает, что с ней делать. Пять лет назад она ушла здесь за 3 тысячи долларов. Подъем в 300 раз! Я попросту отбил поездку в Мексику.
— У вас одна из самых лучших коллекций в Украине разного рода Евангелий, Апостолов, Псалтырей, выпущенных в малороссийских типографиях 17 века. Как вам удалось ее собрать?
— Это громко, конечно, сказано. Я не знаю… Мне книги люди как-то приносят. У меня есть свою теория. Она заключается в том, что если ты правильно поставил свой род деятельности, то силы, которые вьются вокруг тебя, способствуют тому, что все это приходит к тебе в руки. Вот я купил первое Евангелие, которое было напечатано в 1697 году в типографии Киево-Печерской Лавры. Просто по объявлению позвонила женщина и говорит: "У меня есть книга, я хочу продать ее за 200 долларов". Мы увиделись с ней на Дорогожичах. Когда я посмотрел на книгу, у меня даже руки затряслись. Не торгуясь, я выложил деньги. Ну, вот скажите, как можно объяснить, что эта уникальная книга через 350 лет пришла именно ко мне? Пусть в Киеве около 3 тысяч человек занимается букинистическими изданиями, но вот почему именно ко мне обратилась эта женщина? В этом есть что-то мистическое. Может, это медитация какая-то, может быть, вхождения в какие-то информационные пространства. Я никогда не давал печатных объявлений. Все через Интернет. Через три года после появления мой сайт посетили 600 тысяч человек. В год у меня добавляется по 100 тысяч человек. Причем это Украина, Россия, Америка, Аргентина, Нидерланды, Израиль, Финляндия, Канада, Франция, Бельгия, Испания и Германия. У меня есть своя теория. Существует мир реальности и мир идеала, а книга – проводник из одного мира в другой. Я же – посредник между этими мирами. Чувствую, что я занял свою нишу.
— И с вами такие случаи происходили часто?
— Да. Вот еще. Жила в 19 веке женщина по фамилии Философова, она была подружкой основательницы теософии Елены Блаватской. Тогда это религиозное течение было очень популярно и в России, и в мире. Так вот, она организовала в Калуге типографию, где печатала теософскую литературу. Однажды ко мне пришли такого "синего цвета" девушки и говорят: "Дадите нам 200 гривен за эту книжку?". Я дал. А это была уникальная теософская книга. И стоила она в десятки раз дороже.
— А еще кто чего предлагал у него купить?
— Одесский евреи. Они постоянно предлагают мне выкупить у них еврейскую литературу. Хотя со мной они лично не знакомы, но постоянно обращаются с этим, когда я иду по клубу антикваров в одном из павильонов выставочного центра на Левобережной… Это тот, который посещает Виктор Андреевич по субботам…
— Что, каждую субботу?
— Там собираются антиквары из Киева и близлежащих городов каждую субботу, а вот раз в месяц там проводится так называемый месячник, на который съезжаются антиквары со всей Украины. Тогда там проходят самые большие торги. Правда, когда Виктор Андреевич приезжает туда, я стараюсь не приходить. Страшно, очень много народа, напряженная социальная обстановка, столпотворение, вдруг кто-то стрельнет или затопчет. В общем, как всякий "еврейский мальчик", я стараюсь избегать толпы. Обстановка там демократическая, и президент ведет себя демократически. Он там общается со всеми, как равный с равными, и вообще сливается с народом. Вот наглядный пример. Однажды идя по ряду, я почувствовал, что уперся в кого-то… Посмотрев вниз, увидел Виктора Андреевича, усевшегося на корточки и рассматривающего рушнык.
— Кстати, я видел у вас совместную фотографию с Ющенко, который держит ваше изображение. Он что, поклонник вашего антикварного таланта?
— Вообще мечтал с детства познакомиться с кем-то из президентов (смеется) … Шучу. В 2004 году, когда в Украине были президентские выборы, я полетел в Мексику, прихватив с собой ленточки и флаг "Ющенко так!" и биографию Виктора Федоровича Януковича (смеется)… Я ж тогда не знал, кто победит (смеется)…И вот со всеми этими причиндалами лазил на ацтекские и майские пирамиды. Там и сфотографировался. Прошло 2-3 года, и вот на "заседании" одного из клубов я и решил презентовать Ющенко эту фотографию. Ему они понравились. "О! Чудово!", – сказал он.
— У вас есть небольшая, но очень хорошая подборка букинистической масонской литературы. Вы что, масон?
— Просто любой коллекционер должен быть всеяден. Он не должен отказываться ни от одной темы. Если сегодня ты от чего-то откажешься, то завтра к тебе оно не придет. Это начало 18 века. Тогда масонерия только зародилась. Пришли эти книги мне на клубе. Приехали туда однажды какие-то товарищи, которые стали предлагать вот эту литературу. Они не понимали, что продают. К тому же ее никто не покупал. А я наоборот вкладывал в это деньги. Заплатил тогда 1,5 тысячи долларов. И вот на сегодняшний день эта литература стала востребованной. Сейчас стали интересоваться всякого рода потусторонним и тайными организациями.
- У вас есть еще коллекция средневековых книг о Турции на староитальянском языке.
— Я должен уточнить. В этих книгах турки высказываются по поводу Украины, а точнее украинцев. Вы же знаете, что и наши предки влияли на жизнь Высокой Порты. Самой знаменитой из них была Роксолана, ставшая женой Сулеймана Великолепного (турецкий султан, правивший Османской империей в XVI веке. — Авт). Одна из имеющихся у меня книг (причем это уникальное первое издание) принадлежит перу Джованни Сагредо, историку и венецианскому сенатору XVII века. Кстати, его брат Николо, венецианский дож (правитель), послал в 1650 году посольство к Богдану Хмельницкому. Джованни и сам должен был стать дожем, но результаты позитивного для него голосования были уничтожены — мол, не могут братья избираться подряд. Так вот, книга посвящена османским султанам XIV—XVII вв., при этом целая глава — влиянию Роксоланы на политику Османской империи. Так как у нас до сих пор никто не знает, что же Сагредо написал о нас, то у меня возникла идея перевести его книгу, сделав два текста: одна страница на староитальянском, а другая — в две колонки на украинском и русском языках. Мы выходили с этим проектом на турецкое посольство. Их дипломаты нам сказали, что Турция готова оказать помощь, если только турок в этих книгах не ругают.
— Как к вам попадают издания с автографами знаменитостей?
— Автографы я специально не собираю. Все вышло чисто случайно. Например, вот в том Евангелии от 1667 года, о котором я рассказывал выше, есть маргиналия (пометки на полях – Авт.) "Евгений, митрополит Киевский и Галицкий", сделанная чернилами. В миру он был Болховитиновым. Чтобы вы понимали, о ком идет речь, скажу, что в Московском университете есть клуб Болховитинова, который ежегодно собирает со всего мира его поклонников на посвященные ему чтения. Это был крупнейший историк, богослов, ставший потом митрополитом в конце 18 – начале 19 века. Потом его в Москву забрали. Он создал многотомную историю богословия. У меня есть экземпляр Евангелие из его библиотеки.
Имеется у меня и книга "Зерцало богословия". Первый ее тираж был выпущен в 1616 году. Но ввиду ее крамольности весь ее тираж был практически уничтожен. Второй тираж был в 1693 году. Его также потом уничтожили. Так вот, в моей коллекции "Зерцало богословия" второго издания. Там такая маргиналия – "Сия книга из дому Нарышкиных". Эту фамилию носила мать Петра Первого. Император мог эту книгу держать в руках.
— А как к вам попала старинные японские порнографические рисунки?
— В свете принятого недавно законодательства, уголовно преследующего граждан за хранение порнографии, сразу говорю, что ее не коллекционирую (смеется). В Японии в то время, когда создавались эти шедевры, понятие порнографии употреблялось не в том контексте, что сейчас. Как выразился наш министр юстиции, если у вас есть тысяча экземпляров соответствующих изображений, то это порнография, а если всего лишь 10, то нет. А у меня это есть только в единственном виде. Этот вид японского живописного искусства называется шунга. В июле или в августе прошлого года в Париже впервые прошла выставка японской шунги. В течение месяца она была необычайно популярна. У меня несколько альбомов шунги. Это бамбук, обтянутый шелком и на нем трафаретом выбиты сюжеты. Это середина 19 века, начало эпохи Мейдзи. Ко мне как-то зашел дедушка лет 65. Он сказал, что его папа в 1945 году был в Красной армии, которая в это время громила в Маньчжурии Квантунскую армию. Когда все занимались грабежом разного рода барахла типа золота, японских мечей и столового серебра, его папаша, как лингвист, "собирал", книги. И так "насобирал", что его потомки живут безбедно. Его сын к нам периодически приносит что-то шикарное, средневековое из его коллекции. Альбом шунги стоит где-то 2,5 тысячи долларов.
— А почему издание культовой для Украины поэтессы Анны Ахматовой с ее автографом, имеющееся у вас, стоит тоже 2,5 тысячи долларов. В чем его уникальность?
— Во-первых, это мощный представитель русской литературы Серебряного века. Во-вторых, есть люди, которые любят Ахматову и готовы платить за прижизненные издания с ее маргиналиями такие деньги. Разобраться в цене, то есть определить ее, позволяют аукционы. На ноябрьском аукционе "Гелоса" в 2008 году это издание ее сборника "Белая стая" продалось за 2 700 долларов. В нашем же экземпляре не просто маргиналия, а переделка одной из напечатанных стихотворных строк. Анна Андреевна имела привычку редактировать свои стихи. Сначала они выглядят так, а через 10 лет в новой редакции. Вот у нас подобный случай.
КАЗАК-БУКИНИСТ. Сергей Корниенко родился в г. Сумы. Окончил философский факультет Киевского факультета им. Тараса Шевченко. Потомок старинного казацкого рода, один из представителей которого в XVIII веке после упразднения казачества императрицей Екатериной получил дворянство. Еще с юности Сергей занимался собиранием старинных книжных изданий. Обладатель уникального собрания украинской религиозной литературы, изданной в XVII веке. Услугами букиниста пользуются сильные мира сего из Украины и России.